КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебник для юридических вузов 2 страница
Наконец, о возрастании воспитательной роли философии на рубеже нового тысячелетия в условиях глобальных мировых проблем подробно говорилось на XX Международном философском конгрессе (Бостон, 1998).Человечество в новом тысячелетии ищет иной доли, оно страстно мечтает не только об истине, оно стремится к счастью, благоденствию и красоте. Именно поэтому в современных условиях общественного развития в мировом масштабе велика роль философского анализа. Следовательно, пренебрежение философией, как в прошлом, так и сейчас, как правило, ведет к грубым ошибкам мировоззренческого и методологического характера. Ф.Энгельс в свое время справедливо отмечал, что философия мстит за себя тем естествоиспытателям, которые покинули ее. А величайшие ученые, такие как Гейзенберг, Планк, Эйнштейн, Борн, Менделеев, Вернадский всегда подчеркивали громадную роль философского мировоззрения в научном исследовании и общественной жизни. В целом, несмотря на значительные сложности, авторский коллектив определенным образом придерживается основополагающих положений «государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», соответствующего требованиям федерального закона. Любой учебник по философии имеет один существенный недостаток: в нем, как правило, излагаются итоги философствования того или иного мыслителя, его представления о мире. Тем не менее, философия не является только системой знания, но скорее это личный опыт, пройденный мыслителем путь испытаний, который он пережил, узнал и резюмировал в философских понятиях. Поэтому философское образование предполагает знакомство только с оригинальными текстами. Но если это так, то зачем нужен учебник по философии? Философия не является самодостаточным занятием, ее «полем и обителью» является история и теория человеческой цивилизации и культуры. В этом плане учебник выступает в роли ориентира, посредством выделения тех фундаментальных философских абстракций, принципов и понятий, которые, исторически меняясь, «сопровождают» как общественную, так и индивидуальную жизнедеятельность. Отсюда содержание данного учебника, форма его изложения строились таким образом, чтобы разрушить восприятие философии как свода готовых, устоявшихся истин, которые надлежит заучить, а затем некритически, стало быть, бездумно, воспроизвести. С этой целью многие главы учебника написаны в жанре авторских размышлений, которые не всегда совпадают с традиционными точками зрения. В учебнике определены и такие проблемы, которые недостаточно освещаются в учебно-научной литературе, например, проблема аномалии личности в условиях реформ. Но это дает возможность читателю сомневаться, вступать в полемику и тем самым проявлять ту творческую активность, сопровождаемую самостоятельностью и индивидуальностью, развивать которую и призвана философия. Кудин В.А. - генерал-лейтенант милиции, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист РФ Стрельченко В.И. – заведующий кафедрой философии Государственного педагогического университета им. А.И Герцена, з аслуженный работник высшей школы РФ, академик Петровской академии наук и искусств, доктор философских наук, профессор ГЛАВА I Философия,
1. Понятие предмета философии. 2. Предмет, объект и субъект философского познания. 3. Природа философского знания. 4. Проблемы и структура философии. 5. Философия и мировоззрение, право и правоохранительная деятельность. Ключевые понятия: Онтология — учение о бытии, существующем независимо от воли и сознания людей. Логика — наука о всеобщих законах и формах мышления. Гносеология — или теория познания, учение о его закономерностях, всеобщих предпосылках, условиях достоверности и истинности. Философия человека — учение о человеке как целостном существе, как части природы и творца культуры. Мировоззрение — обобщенная система представлений о мире и месте в нем человека. Мифология – способ освоения природной и социальной действительности в период дописьменной культуры. Миф – сказание как символическое выражение событий, имевших место у определенных народов на заре их истории, сама жизнь этих народов. Религия – особое мировоззрение и соответствующее ему поведение, определяемое верой в сущность и существование бога. Философия – (буквально) любовь к мудрости; форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении к миру; науке о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Методология — учение о методах познания и преобразования действительности. 1. Понятие предмета философии Философия (phylosophpya — любовь к мудрости), — форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром. Дословно это понятие переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, как любомудрие. Поэтому философия – это не просто любовь к знанию, это именно любовь к мудрости, которая обретается человеком по мере накопления огромных знаний о мире и жизненного опыта в процессе длительного по времени формирования человеческой личности. Эта особенность определяет главным образом отличие философского знания, которое должно быть, прежде всего, личностным знанием. Знанием, выбираемым самим человеком и формируемым для себя на уровне убеждения. А убеждения человека – не просто знания, это значительно шире, то есть, это знания, в которые человек верит, которые определяют его отношение к миру и другому человеку. Такие знания вырабатывают его способ жизнедеятельности в условиях непринужденного и свободного выбора. Итак, что же такое философия? Существует два возможных варианта ответа на этот вопрос – эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне требуется разобраться с проблемами, решаемыми философией, и на этой основе определить ее место и роль в жизни человека и общества. По этому варианту ответа Б. Рассел подчеркивал: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она вызывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествующие столетия». (См.: История Западной философии: В 2ч.- М.,1993.). Определяя таким образом место философии, Б. Рассел раскрывает затем ее содержание путем перечисления основных проблем, решаемых ею. «Разделен ли мир на материю и дух, а если да, то, что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на меленькой и второстепенной планет? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существует ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, - просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы, и притом весьма определенные, но сама определенность их ответов заставляет современные умы относится к ним с подозрением. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии». (Б. Рассел. История Западной философии: В 2 ч. – М., 1993.). Второй, теоретический вариант состоит в попытке дать определение понятия философии и тем самым раскрыть сущность данного понятия. По этому поводу в современных условиях существует множество определений философии, но в этом океане можно выделить три основных подхода к пониманию сущности философии. Но прежде чем говорить об этих подходах, на наш взгляд, важно иметь в виду, что философия является учением о предельных, всеобще-универсальных основаниях бытия мира, его познания и практического преобразования и преследует цели построения единой системы представлений о мире и месте в нем человека. Согласно Аристотелю, философия — это наука, исследующая первые начала и причины, «сущее как таковое, а также то, что ему принадлежит само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как, например, науки математические. А так как мы ищем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами и причинами чего-то самосущего»[1]. Как известно, философия и медицина имеют один объект исследования: человек и окружающий его мир — «мир человека». По этому поводу Гиппократ писал: «Из всех наук самые великими и почитаемыми мыслю философию и медицину. Они целебно возделывают тело и душу человека». В философии разумное мышление обретает способность усмотрения «первых начал», общих природе и культуре. Благодаря прогрессу разума, достигнутому развитием теоретического мышления в философии, человек становится свободным, творческим существом, способным к самоопределению в отношении мифопоэтического и религиозного мировоззрений, к преодолению диктата требований «здравого смысла» и ограниченности узконаучных истин. За пределами явлений видимого, чувственно воспринимаемого мира философское умозрение открывает иную, недосягаемую для непосредственного наблюдения и эмпирического опыта «невидимую» реальность всеобщих причин и законов бытия. Их истолкование вне предмета философии всегда относилось и сейчас принадлежит к области исключительной компетенции различного рода мифологизирования, религиозной мистики и произвола фантазии «оккультных наук». Исторические и современные попытки естествознания, математики или социогуманитарных наук выявить и объяснить «первые начала и причины» мирообразования, человеческой жизни и общественной истории не достигают успеха и служат лишь дополнительным источником распространения мистики, скептицизма и иррационализма. Философия, представляющая возможность увидеть в разумном созерцании внутреннее единство и гармонию многообразия явлений природы и истории, рассматривалась Платоном (427—327 гг. д. н. э.) как величайшее благо, ни с чем не сопоставимый, поистине божественный дар, ниспосланный олимпийцами человеку. И эта оценка едва ли преувеличена, если учесть, что в философии человеческий разум превращается в могущественную творческую силу, которая по своей социально-исторической энергии и масштабам вполне сопоставима с действиями стихийных сил природы, подвигами мифологических героев, свершениями богов языческих и мировых религий. Не случайно, с момента возникновения философии и до наших дней, обращение к доводам разума становится столь же важным аргументом в пользу выбора способов решения конкретных практических задач, как и получение санкций со стороны обычая и традиции, или освященных религией соответствующих предзнаменований. Согласно такому подходу к развитию философского мышления есть необходимость рассмотреть и выделить основные подходы к пониманию природы и сущности философии, которые всегда носили конкретно-исторический характер и зависели от места, времени и условий ее создания. Религиозный подход. Суть его, прежде всего в том, что философское знание при таком подходе рассматривается как дар или творение Бога. Соответственно сущность философии в религиозном сознании видится в том, что она есть несовершенное (человеческое) отражение божественной премудрости. Религиозная философия, формировавшаяся в эпоху Средневековья, признает вечную и абсолютную сущность, которая творит человека и мир и которая оказывает решающее влияние на их существование и развитие. Из этого же постулата выводится принципиальное разделение знания и веры с утверждением приоритета веры над знанием. Соответственно сущность философии в религиозном сознании видится в том, что она представляет собой рациональное средство толкования и разъяснения некоей высшей истины, полученной непосредственно от Абсолютной сущности путем толкования божественного откровения, то есть, задача такой философии – не поиск истины, а рациональное обоснование и подкрепление самой божественной истины. Исходя из этого, в религиозной философии существуют две трудности. Первая трудность состоит в том, что положения религиозной философии имеют смысл только для верующего человека, а для неверующего они лишены смысла и основания. Вторая трудность заключается в невозможности выяснения того, что непосредственно относится к теологии, а где начинается философия. Идеалистический подход. Суть этого подхода заключается в том, что философия есть продукт деятельности сознания. В зависимости от понимания природы сознания философия трактуется или как продукт деятельности объективно существующего сознания (объективный идеализм) или как продукт сознания субъекта (субъективный идеализм). При этом остается неясным откуда сознание, будь то объективное или субъективное. И поскольку в идеализме этот вопрос остается открытым, то все его философские построения вызывают большие сомнения. Материалистический Подход рассматривает философию как специфическое, сугубо человеческое знание человека о самом себе, об окружающем мире и о своем месте в этом мире. При таком подходе философия есть специфическая форма отражения, осмысления и понимания человеком самого себя, своего бытия и окружающего мира. Она есть особая форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир, на человека и его место в этом мире. Мало того, как форма общественного сознания ее содержание и развитие определяется тремя основными группами причин: 1.Конкретно-исторической обстановкой, в которой она возникает и функционирует. Обусловленность философии этой причиной позволяет выделять различные исторические этапы и периоды в ее развитии. 2. Уровнем развития теоретического мышления в целом и уровнем развития естественных, социально-гуманитарных и технических наук в частности. 3. Социально-политическими, нравственными духовными установками в целом. В этом смысле философия в социально неоднородном обществе всегда отражала и отражает интересы, цели и идеалы определенных классов и социальных групп. В силу этого она всегда носит социально обусловленный, партийный характер, причем основными партиями в философии всегда являлись материализм и идеализм. При таком всестороннем понимании философии человек и мир рассматриваются в ней не изолированно друг от друга, не непосредственно, а сквозь «призму» и на основе изучения взаимоотношений между ними, и в этом смысле, опосредованно. Тем самым создается возможность понимания бытия человека в мире в единстве с бытием мира в человеке, а значит и адекватного определения исходных смысложизненных ориентаций, обусловливающих программу социального поведения людей. В состав предмета философии включается всеобщее в материальном бытии, всеобщее в бытии человека и взаимоотношениях между ними. Вместе с тем предметом философии в материальном бытии, так же как и в духовной жизни людей, является не всякое всеобщее, а только то, которое связано с отношением к нему человека. Иначе говоря, проблема всеобщего формулируется и исследуется в пределах предмета философии лишь при условии понимания всеобщего как выражения различий духовного и естественно-природного, идеального и материального составляющих содержание понятия «бытия». Вопрос об отношении мышления к бытию выявляет, что первично: дух или природа. Смысловое поле этой философской проблемы образуют различные отношения человека, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру, принципы практических, познавательно-теоретических способов освоения мира. Одним из таких является, например, принцип познаваемости или непознаваемости (агностицизм) мира. Данный вопрос является не только основным, но и специфическим вопросом философии. Такие науки, как физика, астрономия, биология пытаются, например, ответить на вопросы: как устроена Вселенная, каковы законы движения элементарных частиц или распространения света, что такое жизнь. Общественные науки (история, политическая экономия, политология) стремятся дать ответы на вопросы, как возникло человечество, каковы законы общественного производства. Есть также психология и логика о мышлении и психической деятельности, как возникают наши представления и чувственные образы, что такое гнев, восторг, печаль, радость, любовь; какими правилами руководствоваться, чтобы наши рассуждения и доказательства не приводили к ошибочным выводам. Однако ни одна из этих наук не занимается вопросом об отношении человека к миру в целом, т.е. об отношении мышления к материальному миру в целом, к материи, природе. А между тем, ответ на этот вопрос важен не только для ученых-естествоиспытателей и обществоведов, но и политических деятелей, работников правоохранительных органов, всех людей. Например, политическому деятелю, стремящемуся улучшить общественную жизнь, надо знать, с чего начинать социальные преобразования: с изменения сознания людей или с изменения материального общественного бытия, развития промышленного и аграрного производства или рыночных отношений. В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, они составили два противоположных направления: идеалистическое (признание первичности сознания: абсолютной идеи, мирового духа - объективный идеализм; сознание субъекта, отдельного человека- субъективный идеализм) и вторичности материи; материалистическое (признание первичности материи и вторичности сознания как свойства высоко организованной материи). Существование этих противоположных направлений определяется не только теоретическими причинами, но и социально-экономическими, политическими и духовными условиями развития общества. Сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного выросло также из всей человеческой практики и культуры. При этом жизненный опыт большинству людей подсказывает, что в начале наличия мира, существования природы, а потом — людей, способных практически и духовно освоить этот мир. Именно потому подавляющее большинство людей являются стихийными материалистами. Однако в существовании и объективного, и субъективного идеализма нет ничего особенного, а есть только причины исторического и гносеологического характера. Кроме того, основной вопрос философии имеет и вторую сторону о том, в состоянии ли наше мышление правильно познать окружающий мир. В зависимости от того, какую позицию занимают те или иные философы, они также разделились на два направления. К первому относятся сторонники познаваемости мира (материалисты и значительная часть объективных идеалистов). Ко второму относятся противники познаваемости мира (субъективные идеалисты), которых называют агностиками. Сущность противоположностей мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы, границы не только их различия, но и тождества, в полной мере обнаруживаются в многообразии взаимоотношений между человеком и миром и становятся доступными рациональному истолкованию и правильному пониманию в пределах предмета философии. Являясь учением в предельных основаниях, то есть изначальных причинах и условиях бытия, философия сосредоточивает внимание на изучении не отдельно взятых, не частных, а всеобщих форм взаимоотношений человека и мира. Акцентируя внимание на изучении всеобщего, философия редуцирует, сводит все наличное многообразие взаимоотношений между миром и человеком к трем основным типам, или способам освоения мира человеком: практическому, духовному и ценностному (т.е. аксиологическому). Их выделение — необходимое условие предметного самоопределения философии, начала продвижения философского познания по пути раскрытия сущности, предельных оснований бытия мира и человека. Практический, духовный и ценностный способы освоения мира представляют собой всеобщие формы реализации творческой активности человека как субъекта познания и чувственно-предметной деятельности, преобразующего объективную, независимо от него существующую естественно-природную и социальную реальность в соответствие с сознательно поставленными целями. Таким образом, основные способы освоения мира (природы и общества), как объекта творческой активности людей, одновременно служат выражением определенного к нему отношения человека, как субъекта, то есть носителя познавательной и практической деятельности. Изучение природы и специфики субъект-объектных отношений, или отношений мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы в составе практического, духовного и ценностного способов освоения мира человеком является главной задачей философского познания. Ее правильная постановка и решение, то есть выяснение сущности органической связи противоположностей мышления и бытия, духа и природы, сознания и материи, служат источником формирования истинных знаний о мире, месте в нем человека и смысле социальной истории. 2. Предмет, объект и субъект философского познания Следует различать предмет и объект философии. Философия, по определению ее предмета, есть совокупность теоретически осмысленных представлений о мире, человеке и взаимоотношениях между миром и человеком. Однако, нет нужды доказывать, что и мир, и человек, и взаимоотношения между ними являются объектом не только философского, но и мифологического, религиозного, научного и обыденного сознания, существующих в настоящее время в виде многообразия соответствующих типов знания (т.е. мифологического, религиозного, научного и др.). Известно, например, что человек является объектом исследования целого ряда научных дисциплин — от биологической и медицинской до социальной, педагогической и философской антропологии. Окружающий человека мир природы и общественной жизни выступает в качестве объекта познания для корпуса естественных и социальных наук (от физики и химии до социологии и культурологи). Наконец, мир, человек и взаимоотношения между ними служат объектом мифологического и религиозного мировоззрений. В связи с этим возникает вопрос, почему, в силу каких причин один и тот же объект отражается в многообразии видов наличного комплекса мировоззренческих, естественнонаучных, социогуманитарных и других знаний? Без ответа на этот вопрос невозможно сформировать сколько-нибудь ясное понимание предмета философии, ее места в системе накопленных к настоящему времени представлений о мире и человеке, а стало быть и о ее роли в решении насущных проблем сегодняшнего дня (теоретических и практических). Уже в немецкой классической философии (Г.В.Ф. Гегель — 1770—1831 гг.) было строго установлено, что отношение человека к миру как субъекта к объекту не является непосредственным. Оно опосредовано предметной сферой. Оказалось, что в составе отношений между миром и человеком наличествует особое промежуточное звено в виде совокупности предметов, которые характеризуются той же степенью реальности существования как мышление и бытие, но вместе с тем качественно отличаются от них. Предмет является продуктом взаимодействия субъекта и объекта. Любой объект, независимо от его природы, — будь он материальный или духовный, — неизбежно превращается в предмет, как только вовлекается в сферу познавательной или практической деятельности человека. Предмет, как особая вещь, явление или процесс, представляет собой своего рода «сплав» субъективного и объективного, идеального и материального, а стало быть и выступает в качестве специфической и универсальной формы связи, единства противоположностей бытия и сознания. Предмет философии, также как и предметы любой области знания (естествознание, гуманитарные науки и др.), выделяется из системы явлений, процессов и отношений действительности под влиянием действия абстрагирующей силы мышления и, по существу, представляет собой своего рода теоретическую, «мысленно-вещественную» модель объекта. Объект (от лат. objectum — бросаю вперед, противопоставляю) философии — все то, что противостоит субъекту философского познания, на что направлена его познавательная активность, то есть существующие независимо от воли и сознания людей, — человек, мир и взаимоотношения между миром и человеком во всем многообразии их субстанциальных, пространственно-временных и процессуальных свойств. Иначе говоря, объект философии включает всю совокупность явлений материального мира, социальной реальности, духовной жизни человека и общества, которые характеризуются единственным свойством, свойством бытия, существования по отношению к субъекту, а значит и сами по себе не дифференцированы, не различимы ни в качественном, ни в количественном отношениях. Отсюда проистекает и общепринятое сугубо внешнее, отрицательное, чисто функциональное определение объекта познания вообще и философского познания в частности как того, на что направлена духовная активность субъекта. Поэтому любые подразделения объектов, их градация оказываются возможными лишь при учете особенностей отношения субъекта к объекту, характера самой направленности философского познания на объект. Имея в виду изменения гносеологического статуса объекта в процессе движения рационального познания в направлении перехода от эмпирического уровня к теоретическому, принято различать эмпирические и теоретические объекты, объекты наблюдаемые и ненаблюдаемые, а также выделять особый класс так называемых абстрактных объектов. Теоретические, ненаблюдаемые и абстрактные объекты не представляют собой принципиально отличную от эмпирических объектов сферу реальности. Это положение справедливо и для тех случаев, когда речь идет об идеальных объектах, не существующих и не осуществимых в действительности (например, «идеальные газы», «абсолютно твердые тела», «всесторонне развитая личность», «идеальное государство» и др.), а являющихся всего лишь необходимым для построения теоретических знаний способом выделения и рациональной осмысленности некоторых сторон объекта, которые ускользают из поля зрения эмпирического познания, находятся за пределами досягаемости его методов и форм. Вместе с тем, для идеальных объектов, также как и для ненаблюдаемых и абстрактных, могут быть указаны существующие в реальном мире соответствующие естественно-исторические прообразы. Направленность же познания на их выделение и освоение может быть понята как выражение конкретных потребностей и интересов человеческого существования. В конечном счете, объект философии оформляется именно под влиянием насущных потребностей жизни человека. Объекты философии принадлежат к классу теоретических, непосредственно не наблюдаемых и абстрактных объектов, таких как Истина, Добро, Красота, Справедливость и др. В своей совокупности они образуют особую область умопостигаемой реальности и становятся доступными для изучения и рационального истолкования в пределах предмета философии. Понимание природы Истины, Добра, Красоты, Справедливости, Смысла человеческой жизни невозможно, если оно не опирается на систематическое исследование закономерностей духовного, практического и ценностного способов освоения человеком мира, составляющих содержание предмета философской рефлексии. Конечно, потребности постижения Истины, уяснения сущности Добра, Красоты, Справедливости, Смысла человеческой жизни и Субстанциональных оснований мирообразовательного процесса определяют направленность не только философского, но и других видов исследовательского поиска (теологического, естественнонаучного, социогуманитарного и др.). Истина, например, является единым объектом рационального познания в физике, биологии, социологии и др. научных дисциплинах, но становится доступной изучению лишь при условии строгого определения данного объекта в качестве предмета исследования соответствующих отраслей знания, каждая из которых не претендует и не может претендовать на всеобщность и универсальность своих выводов. И дело здесь не только в ограниченности узконаучных истин, а в том специфическом способе, каким истина полагается в качестве его предмета. В силу необходимости выполнения требований антипсихологизма и объективности, вне поля зрения наук о природе и культуре оказывается та сторона истины, которая является продуктом духовной и практической активности субъекта, формой реализации сознательной деятельности преследующего свои цели человека. И если в философии истина рассматривается как всеобщая форма отношения человека к миру, то в физике, биологии, социологии и др. науках она представлена в виде некой изначальной данности, без учета причин (социальных, антропологических и др.) и особенностей методов ее мысленного конструирования субъектом.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |