Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западноевропейская схоластика средних веков




Теоцентризм

 

1. Исторические условия формирования схоластики и ее характеристика.

2. Этапы развития схоластики и ее проблематика.

3. Философия Ф. Аквинского.

Ключевые понятия:

Апологеты (греч. — защищаю) — раннехристианские писатели (II-III век), защищавшие принципы и идеи христианства.

Апологетика — труды и учения апологетов.

Догмат — положение вероучения, утвержденное церковью, не подлежащее критике и обязательное для всех верующих.

Ереси (греч. — особое вероучение) — религиозные учения и течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.

Номинализм (лат. — имя, название) — направление в средневековой философии, признающее реальное существование только отдельных вещей и рассматривающее общие понятия лишь как имя, название единичных вещей.

Откровение — воля или знания, исходящие непосредственно от Бога и выраженные в Библии (Писании), или в трудах отцов церкви (предании).

Патристика (греч. — отец) — совокупность трудов и учений «отцов церкви».

Реализм средневековый — учение, признающее реальное и самостоятельное существование общих понятий, «универсалий».

Субстанция — сущность, то, что лежит в основе, первопричина.

Схоластика — средневековая религиозная философия.

Эсхатология (греч. — учение о последнем, о конечном) — религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Космоцентризм древнегреческой философии в средние века (5-15 вв.) вытесняется теоцентризмом, исходная идея которого заключается в утверждении, что все сущее сотворено богом из «ничего». Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения. Человек в эту эпоху понимается как личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. При этом носителем личности является душа, созданная богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли – причина зла, которое необходимо для гармонии мира.

В силу таких концептуальных положений, разработанных теоцентризмом, дальнейшее изучение истории философии связано с изучением прежде всего религиозной философии средних веков — схоластики. Мировоззрение средних веков — мировоззрение теоцентристское. Суть его в том, что центром мира, его творцом и всего происходящего в нем является Бог. Религиозная философия (схоластика) в силу этого, по самой своей сущности, носит теологический характер. Это значит, что её исходные принципы, её основное содержание, и её конечные выводы составляют догмы христианской религии, данные в откровении и представляющие собой постулаты веры.

Вследствие этого философия эпохи средневековья является классической формой религиозной философии, что обуславливает актуальность её изучения по следующим обстоятельствам:

Во-первых, в современных мировоззренческих дискуссиях религия в целом и религиозная философия в частности являются проблемой широчайшего обсуждения. Знание религиозной философии, её методология и системы аргументации становятся профессионально необходимым для современного юриста-правоведа. Ее основательное изучение позволяет понять суть многих теологических концепций государства и права, широко представленных за рубежом и приобретающих определенное влияние и на российскую действительность.

Во-вторых, изучение философии эпохи средневековья позволяет понять обусловленность содержания и развития философии конкретными историческими условиями, когда при полном господстве религии и церкви религиозные догмы становятся исходным пунктом и основой всякого мышления и познания, а философия превращается в служанку богословия.

В-третьих, на примере этой философии наглядно видно, как мировоззрение (религиозное) предопределяет специфику философствования на основе схоластического способа мышления в целом, чтобы попытаться доказать истинность религиозных догм. Однако положения, основанные на вере, положения по самой своей природе иррациональные и алогичные, невозможно доказать с помощью разума и логики, в них можно только верить. В силу этого, столкновение, а затем и размежевание знания и веры были неизбежны. Противоречие между знанием и верой, заложенное в самой сути схоластики, в конечном счете, привело к её гибели и замене её новой философией и новым способом философствования в эпоху Нового времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.