Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия. Православие— понятие, встречающееся в христианской литературе еще во II веке, означающее чистоту учения Иисуса Христа и апостолов в том виде




Православие — понятие, встречающееся в христианской литературе еще во II веке, означающее чистоту учения Иисуса Христа и апостолов в том виде, как оно изложено в Святом Писании, Святом Предании и древних символах вселенской Церкви. Название «православная» закрепилось за восточной церковью со времен отделения в XI веке от Западной церкви. Православие признает непогрешимой лишь Церковь и учение святых отцов Церкви, но не должностное церковное лицо — римского первосвященника (папу). Хранителем православия была Византия со столицей Константинополем (Царьградом), а затем Россия (Москва — Третий Рим).

Соборность — понятие, впервые употребленное А.С. Хомяковым и получившее развитие в философии В.С. Соловьева, С.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Соборность — это единство во множестве, единая жизнь каждого в единой истине. Истинное единство, — согласно В. С. Соловьеву, — сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия.

Всеединство — единство всего, понимаемое в русской философии как отношение духовного целого к живым элементам этого целого. Хотя такой смысл отчасти проявился еще в платонизме, но понятие «всеединство» приобрело особое значение в философии В. С. Соловьева и далее у Флоренского, Карсавина, Франка, Лосского, Булгакова, Лосева.

Сердце — существенное для русской философии понятие, выражающее в противоположность холодной рассудочности, душевное тепло личности, «световой центр души», «таинственный центр личности». Сердце — это середина, центр, средоточие, этот смысл и развит в исихастской традиции русской философии, где обращение к сокровенному сердцу человека позволяет совершить духовное совершенствование. Свет и сердце неразрывны, метафизика света — это метафизика сердца (Флоренский), а православный храм — сердце религиозной жизни. У И.А. Ильина развита философия сердца (книга «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности», Собр. соч. т. 3, М., 1994). «Просветленная чувственность», «сердечное созерцание», «совестная интуиция» — категории этой философии сердца.

Исихазм — священнобезмолвие, аскетическое учение о путях единения человека с Богом, заложенное отцами Церкви в IV — VII веках. Исихия — тишина, покой, мир. Исихазм классически выражен византийским богословом Григорием Паламой (XIV век), получил развитие в русских монастырях, существенно повлиял на русскую религиозно-философскую мысль.

Духовность — проявление устремленности к совершенному, идеальному, целостному, выработанному христианством и всей человеческой культурой. Духовность преодолевает утилитаризм, чисто практическое бытие человека. Духовность, выразившаяся в религиозно-нравственных исканиях — одна из основных особенностей русской философии и культуры.

София, софиология — учение о Софии Премудрости Божией, пронизывало философию В.С. Соловьева, но систематически обосновано С.Н. Булгаковым. София — это мировая душа, женское божественное начало. Она связана с тремя ипостасями Божественного (Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого). София соединяет божественный мир с тварным, земным. Софии придают качества Вечной женственности, в которой Святая Троица порождает мир, тварную вечность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.