Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как конкретно-историческая форма жизни и деятельности людей




Понятие «общество» используется чрезвычайно широко. При этом его содержание имеет различные смысловые нагрузки. Например, говорят о современном и первобытном обществе, об обществе светском и клерикальном, тоталитарном и правовом. С этой точки зрения понимание природы и сущности общества имеет огромное значение, от этого зависят типы и классификация всей системы общественной жизни, трактовка отдельных видов общественной деятельности, в том числе и деятельности индивидуальной.

В широком смысле понятие «общество» используется в современной литературе (философской и социологической) для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей. Но чаще всего под обществом (в узком смысле) понимают конкретно-историческую ступень его развития (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и т. д.). Такой подход позволяет определить общество как совокупность всех форм материальных и духовных отношений людей, складывающихся на основе данного типа производства.

Анализ происхождения и сущности общества предполагает рассмотрение трех узловых проблем:

а) сущность общества и причины его возникновения;

б) движущие силы развития общества;

в) направленность, характер и содержание общественного развития (прогресс, регресс, проблема идеального общества).

При ответе на эти вопросы сложилось три основных направления в истории философии: религиозное, идеалистическое и материалистическое.

Религиозное. Суть этого направления состоит в том, что общество есть божественное установление и что, следовательно, любое общественное устройство результат божественного усмотрения, мало или совсем не зависящее от людей. Поэтому люди должны безропотно принимать любое общественное устройство, как данное Богом, терпеть любые его тяготы и несовершенства, принимать как неизбежность социальное неравенство и несправедливость, фатально принимать своё положение, каким бы оно ни было. Именно из этого положения исходил, например, Ф. Аквинский, считавший повиновение главной добродетелью. При таком подходе главной причиной, определяющей жизнь общества, является Бог.

Позитивный момент религиозных (христианских) концепций понимания общества:

а) своеобразное признание равенства всех людей. Все люди «дети Божии», и в этом плане они все равны между собой и перед Богом;

б) с христианских традиций, как это ни покажется странным, связаны первые представления об историческом развитии общества. Сотворение мира — грехопадение — явление Христа — второе пришествие Христа — построение Царства Божьего на Земле. Таков исторический путь развития человечества. Эта христианская традиция была усвоена светской общественной мыслью и закреплена в ней в тех или иных формах.

Попытка религиозного объяснения возникновения общества объективно вызывает ряд проблем.

Первая проблема — как совместить волю Божию и свободу человека. Человек, не обладающий свободой, перестает быть человеком. Он превращается в обычную вещь. Вещь среди других вещей. Человек тем и подобен Богу, что он единственное существо на земле, способное творить, т. е. создавать то, чего до него не было.

Кроме того, отрицание свободы человека, по существу, снимает саму проблему человека. Вопрос о его решениях, действиях и ответственности теряет смысл. Проблема человека — превращается в проблему Бога, в выяснение причин его воли и её содержания.

Вторая проблема — как объяснить, что всеблагой и всемилостивый Бог допускает существование в обществе зла. Сам он его творить не может. Кто в таком случае его творит? Но если зло творит кто-то, кого Бог остановить не может, то Бог не всемогущ и не всесилен.

Ответить на этот вопрос рационально крайне сложно, если вообще возможно. Поэтому на обыденном уровне наличие зла объясняется «наказанием Божьим за грехи наши», а на теоретическом — путем отрицания зла как такового. Зло трактуется как некое неполное, несовершенное, ущербное добро. Дело, в конце концов, не в том, как назвать зло. Дело в том, что зло существует, и каждый человек это прекрасно знает.

Таким образом, для религиозной концепции причиной образования общества является Бог, движущей силой развития общества — Бог, целью общественного развития — Царство Божие на Земле.

Идеалистическое. Суть идеалистической концепции понимания общества состоит в том, что движущей причиной образования, функционирования и развития общества является сознание (дух). Общество есть продукт, результат деятельности сознания, будь то сознание объективное (мир идей, мировой дух) или сознание субъективное (отдельного человека или социальной группы). Именно сознательные усилия людей, обусловленные их идеалами, идеями и целями, рассматриваются как движущие силы образования и развития общества.

Позитивный момент идеалистической концепции состоит в том, что она специально выделяет и анализирует исключительную роль сознания в функционировании и развитии общества. Отрицать эту роль невозможно. Вопрос лишь о границах и возможностях этого влияния. Так, по Платону, общество возникает благодаря тому, что для удовлетворения своих потребностей люди нуждаются друг в друге. Аристотель общественные связи объяснял действием врожденного людям «социального инстинкта», и поэтому государство выступает у него как «творение» природы. В идеалистической концепции общества более широкое распространение получили так называемые договорные теории возникновения общества и государства.

Основные проблемы идеалистической трактовки общества:

а) объяснить проблемы возникновения сознания вообще и сознание человека в частности;

б) объяснить причины возникновения и развития самого сознания как объективного, так и субъективного; причины изменения сознания людей, человека, социальной группы, общества, их идеалов, целей и стремлений;

в) объяснить, что в обществе, построенном на Разуме, такие неразумные порядки, и, вообще, какое общество считать «разумным» и по каким критериям? На деле получается, что оценка разумности общества — дело сугубо субъективное. Отсюда бесконечное многообразие «разумных» концепций построения общества.

Итак, для идеалистического направления причина образования общества — сознание; движущая сила его развития — сознание; идеал общественного развития — общество, соответствующее требованиям Разума, «Царства Разума». Тут возникает только одна трудность: чей проект разумного общества считать разумным?

Материалистическое. Суть материалистического понимания истории сжато и предельно четко сформулировал К. Маркс. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни». (Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2 изд., Т.13, С. 6—7).

Позитивный момент материалистической концепции — диалектико-материалистическое понимание истории не так примитивно, как это пытаются доказать его противники.

Попытка найти объективные критерии анализа и оценки общества, и тем самым превратить социологию в науку. Социология должна стать знанием, которое можно доказать и проверить.

Во-первых, суть марксизма не сводится к тому, что он лишь отмечает роль материального производства в целом и производственных отношений в частности в жизни человека и общества. Хотя, безусловно, именно марксизм, по существу, впервые выделил и проанализировал сферу материальной жизни общества как особую сферу общественной жизни, акцентировав все внимание на выяснении именно ее роли и значения в жизни человека и общества.

Однако роль и значение материальных условий жизни человека и общества понимали и до Маркса. Достаточно напомнить, что периодизация этапов развития общества по характеру орудий труда существовала задолго до Маркса (каменный век, бронзовый век, железный век и т. д.), или вспомнить работу Моргана «Древнее общество».

Речь, следовательно, идет о том, что предпринимается попытка найти, выделить объективные критерии оценки, характера и уровня развития общества. Таким основанием, таким критерием и стали «материальные производительные силы». данного общества. Вещи достаточно конкретные, вполне поддающиеся объективной характеристике и оценке. Правда, оценке скорее количественной, чем качественной, что порождает массу трудностей методологического характера.

Таким образом, суть марксизма состоит не в том, что он просто выделяет особую роль материальных производительных сил и материального производства в жизни человека и общества. Суть состоит в том, что он утверждает, что именно они определяют природу и сущность общества (человека), причины его образования, существования и развития.

Во-вторых, говоря о «способе производства материальной жизни», марксизм не имеет в виду только материальное производство. В собственно смысле этого слова речь идет об «общественном производстве» всей жизни людей. Другими словами, производство (воспроизводство) с точки зрения марксизма рассматривается как способ жизнедеятельности, как общественное производство (воспроизводство), в котором материальное производство играет основную роль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.