КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа как предпосылка и условие существования общества
Ключевые понятия Природа и общество
1. Природа как предпосылка и условие существования общества. 2. Общество как конкретно-историческая форма жизни и деятельности людей. 3. Взаимодействие природы и общества. Природа — окружающий мир во всём бесконечном многообразии своих проявлений. Общество — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Географическая среда — часть природы, вовлечённая на данном историческом этапе в процесс общественной жизни и составляющая необходимое условие существования и развития всего общества. Биосфера — земная оболочка, охваченная биологической жизнью. Ноосфера — область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью. Натурфилософия — философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Глобальные проблемы — комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные регионы или страны. Экология — наука о взаимодействии общества, животных и растительных организмов между собой и окружающей средой. Среди центральных проблем в курсе философии выступает проблема понятия и сущности природы и общества и взаимодействия между ними. Необходимость исследования данной проблемы обусловлена, по словам Маркса, тем, что «… человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой». Такой подход позволяет не только отметить значение природы как важнейшей предпосылки возникновения человека и человеческого общества, но и увидеть сущностную и предметную связь человека с природой на протяжении всей истории. Понятие «природа» в самом широком смысле употребляется для обозначения всего сущего. Природа определяется как «окружающий нас мир во всём бесконечном многообразии своих проявлений». В данном случае понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных условий бытия человека, но и искусственных условий его существования — «второй природы». Специфика последней состоит в том, что это уже не реальность естественной природы, а опредмеченное состояние антропогенной деятельности человека, единство природного и человеческого фактора. Искусственную природу человек создал как буфер, ослабляющий стихийное воздействие естественной природы, искусственная природа стала непосредственным условием бытия человека и общества, создавая искусственную природу, человек всё более преобразует естественную природу. Более того, преобразуя природу, он преобразует и собственную природу, что изменяет, но не ликвидирует биологический статус человека как элемента естественной природы, как связующего звена природы и общества. Всегда ли решение проблем создания искусственной природы как условия бытия человека имеет позитивный характер? Для того чтобы ответить на этот, казалось бы простой вопрос, нужно проследить отношение человека к природе на всех этапах развития человечества, определить специфику этого отношения в каждую историческую эпоху. Воздействие человека на окружающую природу находится в прямой зависимости от уровня развития производительных сил, состояния научно-технического прогресса. Поэтому если в прошлом стихийное развитие культуры приводило к запустению лишь отдельные районы Земли, то в наши дни оно вызывает глобальные последствия. «Может быть, — пишет швейцарский зоолог Ж. Дорст, — это звучит парадоксально, но самая насущная современная проблема в области охраны природы — это защита нашего вида от нас самих. Homo sapiens нужно защищать от Homo faber». В истории человеческой мысли понятие «природа» тесно связано с понятием «материя». Вместо понятия «материя» в его современном философском смысле в течение многих веков употреблялось понятие «природа». Развитие философской мысли потребовало развести смысл этих понятий. Их различие и соотношение, как оно выглядит в настоящее время, состоит в следующем: 1. Природа есть носитель материального начала. Последнее же в понятии природы выступает как начало вещное, телесное, чувственное. 2. Если природа есть носитель материального начала, то понятие «материя» выражает сущность природы. Природа есть явление, материя — её сущность. 3. В понятии «природа» высказывается мысль о вещественной и внечеловеческой (не созданной никем) реальности: материя же имеет и гносеологическую характеристику. Она есть та реальность, которая существует вне и независимо от сознания. Таким образом, понятия «природа» и «материя» характеризуют различные стороны одной и той же реальности мира: «природа» — феноменальную и онтологическую; «материя» — сущностную и гносеологическую. Но эти стороны существуют неразрывно. При этом гносеологические характеристики, выражая отношения между объективной реальностью и ее отражением в сознании, предполагают характеристики онтологические. Одним из важнейших свойств природы является её деление на живую и неживую. Оно неразрывно связано со всей историей постоянного её изменения. В течение многих столетий считалось, что природа лишь вечный круговорот: смена времён года, дня, ночи, поколений растений и животных. При этом упускалось из внимания то, что всякий природный цикл является единством повторения и неоднократного изменения. Одни циклы протекают медленно, другие имеют взрывной характер. Это различие связано с жизненностью природы, под которой понимается особое состояние, не тождественное ни жизни, ни смерти биологических существ. Жизненность природы выражается в том, что вся природа, от элементарных частиц до огромных галактик, находится в состоянии движения, непрерывного изменения и развития, единства противоречий и внутренней гармонии, порядка и согласованности, спокойствия и «беспокойства», удовлетворения и жажды. Именно такие чувства и настроения природа возбуждает в человеческом сердце. Её творческая мощь проявляется в грандиозных системах (галактика, звёзды, системы планет) и мельчайших структур (молекулы, атомы, элементарные частицы). Результатом творчества природы являются многообразие форм жизни. Одних позвоночных животных свыше 48000 видов. Всего видов животных на Земле, по мнению учёных, вместе с простейшими (одноклеточными) — до полутора миллионов. Самым многочисленным является мир насекомых, насчитывающих 750 000 видов. Их строение, функции и образ жизни подкупают целесообразностью, рождают мысль о мудром их Создателе. Современная биология, бионика и технические науки признают, что человек с его разумом и тысячелетним производственно-техническим опытом далеко не достиг того уровня творческой мощи, фантазии и изобретательности, каким удивляет нас природа. Познание природы настолько сложно, что появляется необходимость в совместных усилиях биологии и философии при сохранении каждой из них своей специфики в освоении мира. Биология видит живое как бы извне. Благодаря этому она в состоянии давать объективные знания о живом. Философия же не ограничивается таким подходом. Её интересуют отношения между человеком и живым, взятым во всех его проявлениях. Ибо и человеческое существование, и человеческая деятельность, и человеческое познание — это форма проявления жизни. Более того, они возможны постольку, поскольку существует сама жизнь. Признавая важность природы в жизни человека и общества, нельзя забывать о том, что человек существо не только природное, но и социальное. В этом смысле общество есть главная среда обитания человека, оказывающая решающее влияние на способ жизнедеятельности человека, на его поведение, цели, идеалы. Таким образом мы переходим к анализу следующей проблемы темы.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |