Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Латинская Америка в XX в




Тексты. Европейская социальная хартия

(Принята 18 октября 1961 г. Комитет министров Совета Европы в апреле 1996 г. одобрил ее новую редакцию. Подписана 3 мая 1996 г.)

Часть I.

Стороны признают целью своей политики, проводимой путем использования как национальных, так и международных по своему характеру средств достижения условий, при которых были бы эффективно реализованы нижеследующие права и принципы:

· Каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь путем свободного выбора профессии и занятий.

· Все работники имеют право на справедливые условия труда.

· Все работники имеют право на здоровые и безопасные условия труда.

· Все работники имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей…

· Каждый имеет право на соответствующие возможности в области профессионального обучения.

· Каждый имеет право на пользование благами, позволяющее обеспечивать хорошее состояние здоровья.

· Все работники и члены их семей имеют право на социальное обеспечение…

· Семья как основополагающая ячейка общества имеет право на соответствующую социальную, юридическую и экономическую защиту, призванную обеспечить ее полное развитие.

· Дети и молодежь имеют право на соответствующую социальную, юридическую и экономическую защиту…

 

Статья 12 – Право на социальное обеспечение

Для осуществления эффективной реализации права на социальное обеспечение Стороны обязуются:

· установить и поддерживать систему социального обеспечения; поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, по крайней мере, достаточном для ратификации Европейского Кодекса социального обеспечения;

· стремиться последовательно совершенствовать систему социального обеспечения…

 

Статья 30 – Право на жилье

Для обеспечения эффективной реализации права на жилье Стороны обязуются принимать меры, направленные на:

· предоставление жилья на уровне адекватных стандартов;

· предотвращение бездомности и сокращение числа бездомных, имея в виду постепенную ликвидацию бездомности;

· сделать цену на жилье доступной для людей, не имеющих достаточных средств.

 

 

К началу XX в. все 20 латиноамериканских государств стали республиками. На испанском языке говорят в 18 странах. В Бразилии говорят на португальском, а на Гаити – на французском языке.

Еще в 70-80-х гг. XIX в. Аргентина, Уругвай, Чили, Мексика и Бразилия вступили в фазу промышленного переворота. К началу XX в. возникла фабрично-заводская промышленность, наряду с которой продолжали существовать многочисленные мелкие предприятия кустарного и ремесленного типа. Значительные массы людей концентрировались в крупных городах: Буэнос-Айресе, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Мехико. Процесс урбанизации происходил весьма интенсивно и уже к началу Первой мировой войны в Аргентине, Уругвае и Чили более половины населения проживало в городах. С конца XIX и на протяжении первой половины XX в. население Аргентины, Уругвая, Бразилии заметно увеличивалось за счет иммиграции из Европы, в том числе и из России.

Наиболее крупными государствами Латинской Америки являются Бразилия, Мексика и Аргентина[227]. На долю этих трех стран приходится около 2/3 всей территории и почти 60 % населения региона. По площади (8,5 млн км2) Бразилия является одной из самых больших стран мира.

За 1500–1900 гг. Латинская Америка прошла путь от каменного века, первобытно-общинного строя и от ранних цивилизаций до стадии промышленного капитализма.

К началу XX в. для экономики региона были характерны некоторые особенности.

Во-первых, сохранялась многоукладность в экономике, в которой капиталистический способ производства переплетался с мелкотоварным, патриархальным хозяйством и даже первобытно-общинным строем индейских племен, которые сумели выжить в колониальный период. Старые, традиционные структуры демонстрировали свою живучесть, способность интегрироваться в новые экономические условия.

Во-вторых, к началу XX в. в сельском хозяйстве господствовал латифундизм. Богатым землевладельцам принадлежала большая часть земельных площадей. Фермерская прослойка была невелика. Для латифундистского хозяйства было характерно постоянное расширяющееся применение наемного труда в сочетании с кабальными формами аренды и найма.

В-третьих, экономика региона носила преимущественно экстенсивный аграрно-экспортный характер. Экономика многих стран зависела от производства одного-двух экспортных продуктов, производимых либо в сельском хозяйстве, либо в добывающей промышленности. Аргентина являлась крупнейшим поставщиком мяса и зерна на внешние рынки. Бразилия и Колумбия поставляли кофе, Куба – сахар, Чили – медь и селитру, Боливия – олово, Уругвай – шерсть и мясо, республики Центральной Америки и Эквадор – тропические культуры, Венесуэла – нефть.

В-четвертых, монокультурный характер экономики создавал условия для давления на страны региона со стороны иностранного капитала, который вкладывался преимущественно в экспортные отрасли, что препятствовало развитию более широкого спектра местных производств и усугубляло диспропорции в экономике.

К началу XX в. США имели наиболее прочные позиции в странах Центральной и Южной Америки. В 1903–1914 гг. был построен межокеанский Панамский канал, ставший собственностью США. Малые страны Центральной Америки – Доминиканская Республика, Гаити, Куба и Никарагуа – фактически контролировались американскими компаниями («Юнайтед фрут К0»), стали называться «банановыми республиками» и превратились в полуколонии США. Кубе в 1902 г. была предоставлена независимость, но подписанными с этой страной договорами США закрепили за собой право на интервенцию. В 1903 г. на побережье Кубы в районе бухты Гуантанамо США отторгли участок кубинской территории для сооружения своей военно-морской базы. США упорно работали над созданием союза американских государств под своим главенством, использовали для этого идеи «панамериканизма», «континентальной солидарности», «общности судеб». В 1910 г. Панамериканский союз был создан.

Для исторического развития Латинской Америки в XX в. характерно наличие весьма острых противоречий:

· между передовыми капиталистическими формами (наиболее успешно развивавшимися в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, Чили) и консервативными структурами, особенно в сельском хозяйстве;

· между олигархической буржуазно-помещичьей верхушкой и остальными слоями населения;

· региональные, этнические противоречия, проблемы политического устройства.

 

Эти противоречия частично разрешались в ходе острой борьбы консервативной, реформистской и революционной альтернатив общественного развития, которые выражали интересы и устремления различных классов и социальных групп населения.

Развитие капитализма в Латинской Америке, как и в других странах, сопровождалось возникновением рабочего и социалистического движения. В Латинской Америке еще в XIX в. получил распространение утопический социализм, существовали секции I Интернационала. Широкий размах получили забастовки, которые уже в начале XX в. в Аргентине, Чили, Уругвае, Бразилии перерастали в бурные всеобщие стачки. Возникли профессиональные союзы анархистского, анархо-синдикалистского и марксистского толка. В конце XIX – начале XX в. в ряде стран возникли социалистические партии, а после Октябрьской революции в России – коммунистические партии и группы как секции III Интернационала. К революционным изменениям в своих странах стремились многие рабочие, батраки, беднейшие крестьяне, ремесленники, часть интеллигенции.

Важным этапом исторического развития Латинской Америки стала Мексиканская революция 1910–1917 гг., положившая начало экономическим, социальным, политическим преобразованиям, модернизации стран этого режима.

«Раннее и довольно устойчивое распространение в Латинской Америке, в том числе среди прогрессивной интеллигенции, настроений неприятия капитализма с его духом наживы и социальными контрастами, коллективистских устремлений, социалистических идей объяснялось как развитием противоречий капитализма, усугубленных как тем, что в Латинской Америке он внедрялся часто в наиболее грубых, примитивных, консервативных и болезненных формах, так и другими причинами. Распространение социалистических настроений, идей классовой борьбы стимулировалось восприятием (особенно благодаря иммиграции из Европы) достижений социалистической общественной мысли Европы с ее углубленной критикой пороков капиталистического общества, воздействием успехов европейского рабочего и социалистического движения. Немаловажное значение имела живучесть коллективистско-общинных традиций, традиций социальной солидарности (в том числе в известной степени и в рамках патерналистских и клановых уз). Сама социальная психология латиноамериканских народов с их эмоциональным восприятием жизни, общительным характером, сильное влияние мировоззренческих и нравственных ценностей католицизма, связь идеалов христианства со стремлением к социальной справедливости также содействовали распространению идей и настроений социальной солидарности», – объясняет специалист[228].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.