КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды монополистической деятельности 1 страница
Монополистическая деятельность проявляется в нескольких формах (видах): 1) в форме монополизации рынка и злоупотребления доминирующим положением на рынке определенного товара; 2) в форме заключения сделок монополистического характера, т. е. направленных на ограничение конкуренции; 3) в форме создания разного рода монополистических объединений, а также в форме слияний и поглощений фирм, концентрации капитала. Злоупотребление доминирующим положением на рынке. Данный состав монополистической деятельности включает в себя два признака: 1) доминирующее положение на рынке определенного товара (берется в расчет размер рыночной доли фирмы) и 2) злоупотребление своим господствующим положением на рынке (антиконкурентное, агрессивное поведение, демпинговая торговля, ценовой сговор против конкурентов, дискриминационная торговля и т. п.). В США антитрестовским законодательством размер рыночной доли фирмы как свидетельство монополизации не установлен. Однако судебной практикой выработан такой критерий: монополизацией рынка определенного товара считается рыночная доля, равная или превышающая 60 %. При определении размера доли в расчет берутся товарный (количество товара) и географический (границы продаж) рынки. Помимо критериев, касающихся размера доли и антиконкурентного поведения, практика антитрестовского регулирования учитывает также следующие критерии: стандартность товара или услуги фирмы; новаторство фирмы; обстоятельства увеличения доли на рынке (мастерство, прогнозирование, масштабность производства); размер прибыли; влияние расследования дела на стоимость акций корпорации. С учетом указанных критериев суд может принять решение о ликвидации фирмы, злоупотребляющей своим доминирующим положением на рынке определенного товара. Однако чаще суды предпочитают принимать решения о принудительной реорганизации фирм-монополистов путем их разделения или выделения из них самостоятельных компаний. В Японии запрещена монополизация рынка, т. е. ситуация, когда участник рынка (самостоятельно или совместно с другими лицами) подавляет или контролирует деятельность других участников рынка и тем самым ограничивает конкуренцию. Картельное законодательство Германии предусматривает такой состав правонарушения, как злоупотребление господствующим положением на рынке. При этом критерием господствующего положения на рынке является количественный показатель доли участника рынка на рынке определенного товара (не менее трети доли рыка) и величина его годового оборота (не менее 100 млн марок). Злоупотребления господствующим положением могут выражаться в том или ином существенном ущемлении конкурентного положения других участников рынка. В Великобритании преследуется не только злоупотребление монопольным положением, но также намерение антиконкурентного поведения участника рынка, занимающего монопольное положение. Монопольным положением признается контроль не менее четверти рынка продаж или покупок определенного товара одним участником рынка или несколькими связанными участниками рынка. Законодательство Франции запрещает злонамеренное использование одним предприятием или группой предприятий доминирующего положения на рынке. Законодательством определяются обстоятельства, которые подлежат учету при определении рыночной доли (географический и товарный рынки), и примерный перечень случаев злонамеренного использования доминирующего положения на рынке. В Европейском Союзе также запрещается злоупотреблять своим доминирующим положением на общем рынке одному или нескольким предприятиям. Такое злоупотребление несовместимо с общим рынком, поскольку может причинить ущерб торговле между государствами-членами. В ст. 82 Римского договора приводится примерный перечень случаев злоупотребления. Критерии доминирующего положения определяются судебной практикой, которая исходит из сравнительных оценок доли, занимаемой предприятием на рынке определенного товара (например, доля продаж монополиста в два раза больше, чем доля следующего за ним его конкурента). Для установления факта доминирования учитывается время (доминирующее положение является длительным) и некоторые другие обстоятельства. Антиконкурентные соглашения. Данный состав монополистической деятельности может выражаться в заключении различных сделок, направленных на ограничение конкуренции: навязывание монополистом невыгодных условий контрагенту по сделке; соглашение об исключении из числа возможных участников отношений других участников рынка; сговор о ценах, о разделе рынка и т. п. В США антиконкурентным соглашением признается всякий договор, объединение в виде треста или иной форме, а также сговор с целью ограничения промышленности или торговли между различными штатами или иностранными государствами. Перечень таких ограничений закон не предусматривает, они определяются решениями судов. В соответствии с выработанной судебной практикой доктриной perse действует презумпция «сговор (например, о ценах) сам по себе незаконен», которая достаточно эффективно применяется судами для привлечения компаний к ответственности за антиконкурентное поведение. В Японии запрещается чрезмерное ограничение торговли. Критерием оценки является согласованное ограничение деловой активности, объема производимого товара, круга продавцов и потребителей, установления цен, противоречащее общественным интересам и наносящее существенный вред конкуренции. В Германии запрещаются горизонтальные и вертикальные ограничения конкуренции. К горизонтальным ограничениям конкуренции отнесены картельные соглашения предприятий, ограничивающих конкуренцию. К вертикальным ограничениям конкуренции отнесены договоры о ценах перепродажи, о ведении дел только с определенными предприятиями, связывающие договоры и т. п. В Великобритании также запрещены картельные соглашения, ограничивающие конкуренцию. Регистрации и контролю подлежат определенные виды картельных договоров: о согласовании цен; об условиях поставки или приобретения товаров; о количестве и видах товаров; о способах их изготовления; о покупателях или продавцах; о рынках купли или продажи. Участники договора обязаны доказывать, что договор не направлен на ограничение конкуренции. Запрещены также некоторые вертикальные ограничения конкуренции (например, навязывание контрагентам минимальных цен перепродажи). Во Франции запрещены как горизонтальные, так и вертикальные соглашения, направленные на ограничение конкуренции: ограничение выхода на рынок для других предприятий, искусственное повышение или понижение цен, ограничение производства, раздел рынка продаж или покупок, навязывание минимальных цен перепродажи. В Европейском Союзе запрещены все соглашения между предприятиями, решения ассоциаций предприятий и согласованные действия, которые могут причинить ущерб торговле между государствами-членами и которые имеют своей целью или следствием предотвращение, ограничение или искажение конкуренции в пределах общего рынка. Перечень таких нарушений является примерным, поэтому Комиссия и суды ЕС могут признавать антиконкурентными и другие виды соглашений, решений и действий. Слияния и поглощения фирм. Концентрация капитала. Монополистическая деятельность может выражаться в образовании монополистических структур и в концентрации капитала, что является результатом слияний или поглощений фирм, совершения сделок по приобретению таких объектов (значительных по размеру активов другого участника рынка; крупных пакетов акций (долей) в уставном капитале другого участника рынка; прав, позволяющих определять условия ведения предпринимательской деятельности другого участника рынка), следствием приобретения которых может быть появление или усиление доминирующего положения участника рынка и ограничение конкуренции. Такого рода деятельность не запрещена, но подвергается антимонопольному контролю и регулированию. В США запрещены такие слияния фирм, которые существенно ослабляют конкуренцию или направлены на установление монополий. Фирмы с имуществом или продажами на сумму 100 млн долларов США и более обязаны уведомлять антимонопольные органы о намеченном слиянии, о приобретении акций и иного имущества на сумму 15 млн долларов США и более. Если в установленный законом срок антимонопольный орган не выскажет возражений, фирма вправе совершить намеченную сделку. Степень строгости контроля за слияниями зависит от вида слияния: горизонтальное, вертикальное, конгломеративное. Наиболее строгий контроль антимонопольные органы осуществляют за горизонтальными слияниями, при которых объединяются фирмы-конкуренты, производящие однотипные товары. При этом на основе специально разработанных коэффициентов (индексов) концентрации учитывается, к какому уровню концентрации рынка такое слияние приведет. Если слияние приведет к значительному увеличению рыночной концентрации, оно может быть запрещено. При вертикальном слиянии объединяются фирмы в цепочке «производитель — потребитель». При конгломеративном слиянии объединяются фирмы, производящие разнотипные товары и не являющиеся звеньями цепочки «производитель — потребитель». К таким слияниям подход менее строгий. Однако при установлении факта существенного влияния на конкуренцию и они могут быть запрещены. В Японии также запрещены объединения компаний, которые могут существенно ограничить конкуренцию. Закон предусматривает предварительное уведомление антимонопольного органа о намечаемом объединении. Если в течение установленного законом срока не последует возражений против объединения, такое объединение может состояться. В Германии запрещаются слияния, которые ведут к установлению господствующего положения предприятий на рынке. Картельным законом предусмотрен примерный перечень слияний (например, приобретение существенной части имущества другого предприятия; создание концерна; приобретение долей другого предприятия, которые дают приобретателю контроль над ним; приобретение права на создание наблюдательного совета, правления или иного органа для ведения дел другого предприятия), а также размеры товарооборота, рыночных долей и приобретений контролируемых предприятий. В Великобритании предусмотрен контроль за слиянием компаний, если рыночная доля объединяемых предприятий составляет 25 % и более либо стоимость их имущества превышает 30 млн фунтов стерлингов. Антимонопольные органы выражают свое мнение о том, не противоречит ли слияние общественным интересам. Во Франции, как уже отмечалось, не запрещается слияние предприятий, но установлен последующий государственный контроль над процессами концентрации капитала в определенных законом случаях. Контролю подвергаются те предприятия, которые в результате объединения имеют годовой оборот на мировом рынке, превышающий 150 млн евро (или 15 млн евро, если деятельность таких предприятий не выходит за рамки французского рынка). Потенциально антиконкурентные слияния могут быть разрешены, если они полезны в социальном отношении. В Европейском Союзе в соответствии с Регламентом 4064/89 Совета ЕС от 21 декабря 1989 г. осуществляется контроль за концентрацией рынка, под которой понимается слияние нескольких предприятий или приобретение контроля над одним или несколькими предприятиями «в масштабах Сообщества». Масштабы ЕС определяются определенными пороговыми величинами концентрации: 1) более двух третей всего товарооборота каждого из предприятий — участников слияния или приобретения должно приходиться на одно из государств — членов ЕС; 2) общий «мировой» товарооборот всех предприятий-участников должен превышать 5 трлн евро; 3) общий товарооборот в пределах ЕС каждого из по меньшей мере двух предприятий-участников должен превышать 250 млн евро; 4) рыночная доля всех предприятий-участников должна быть выше 25 % в пределах ЕС или существенной его части. О концентрации масштабов ЕС необходимо уведомить Комиссию ЕС, которая может разрешить слияние или приобретение, если оно совместимо с Общим рынком, т. е. существенно не ограничивает конкуренцию. ГЛАВА 11 ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ § 1. Юридическое обслуживание предпринимателей Понятие и значение юридического обслуживания предпринимателей. Правовые системы стран мира включают в свой состав институты юридического обслуживания, оказания правовых услуг и правовой помощи, представительства, ведения дел в суде и правовой защиты. В современных государствах институты правовых услуг и правовой защиты являются неотъемлемой составной частью государственно-правового механизма; они играют важную роль в обеспечении демократического политического режима, в реализации и защите прав и свобод граждан и организаций. Большое значение правовое обслуживание имеет для сферы предпринимательства. Осуществление предпринимательской деятельности практически невозможно без правового сопровождения. Предприниматели нуждаются в квалифицированной юридической помощи и практически обходиться без нее не могут, — начиная с конституирования физического или юридического лица в качестве предпринимателя (индивидуального коммерсанта, коммерческой организации) и заканчивая прекращением предпринимательской деятельности. Любые торговые и иные коммерческие операции совершаются на правовой основе и в определенных правовых формах. Выход за пределы правового поля и нарушение правовых предписаний влекут за собой для предпринимателей отрицательные последствия в виде применения оперативных и имущественных санкций, возникновения ненужных осложнений, увеличения непроизводительных расходов и убытков. Осуществление бизнеса на четкой правовой основе в развитых капиталистических государствах давно уже стало естественным и само собой разумеющимся делом. Так же естественно взаимодействие бизнеса с практикующими юристами. Вне правовой поддержки ни один индивидуальный предприниматель, ни одна коммерческая организация не начинают и не ведут свой бизнес. Правовая поддержка (или, другими словами, правовое сопровождение) означает предоставление юристами консультаций по ведению бизнеса, подготовку юридических документов, участие в качестве представителя клиента в переговорах, деловых встречах, отстаивание интересов клиента перед органами исполнительной власти и в судах (т. е. это деятельность юристов по постоянному или периодическому обслуживанию предпринимателей). Профессия юриста относится во всем мире к самым уважаемым и престижным специальностям (наряду с профессией врача, аудитора, программиста, специалиста по высоким информационным технологиям). Занимаясь юридическим обслуживанием предпринимателей, юристы накапливают ценный профессиональный и жизненный опыт, что позволяет им не только делать профессиональную карьеру, но также активно участвовать в общественной и политической жизни своих стран. Широко известны случаи, когда юристы сферы бизнеса становятся крупными политическими деятелями, министрами, председателями правительств и даже главами государств. В целом юристы, обслуживающие сферу предпринимательства, играют все более заметную роль в политической жизни многих зарубежных государств. Юристов, специализирующихся на правовых вопросах бизнеса и работающих в сфере бизнеса, называют обычно деловыми юристами или бизнес-юристами, бизнес-адвокатами (the business lawyers). Рынок правовых услуг, его участники. Бизнес нуждается в правовых услугах. Причем по мере усложнения экономических отношений, вызываемого процессами глобализации и интернационализации экономики, потребность в правовых услугах в современную эпоху постоянно возрастает; растет спрос на юристов. Спрос порождает предложение, и реакцией на возрастание потребности в юристах являются широкое распространение среднего специального и высшего юридического образования, а также увеличение числа высших учебных заведений, занимающихся подготовкой юридических кадров. Потребность экономических субъектов в юридических кадрах удовлетворяется разными способами. В отсутствие государственного планирования подготовки и распределения молодых специалистов основным становится рыночный механизм, сводящийся к удовлетворению спроса путем выдвижения адекватных предложений. В каждой стране существует рынок правовых услуг, участниками которого являются клиенты (заказчики, нуждающиеся в правовых услугах) и исполнители (практикующие юристы, готовые оказывать правовые услуги лицам, в них нуждающимся). Рынок правовых услуг во многом сходен с рынком консультационных и аудиторских услуг, но в то же время отличается от других сегментов рынка по оказанию различных услуг определенным своеобразием. Во-первых, предметом взаимоотношений клиентов-заказчиков и исполнителей-юристов являются именно правовые услуги, т. е. консультирование и оказание разнообразной помощи по правовым вопросам. Во-вторых, исполнителями на рынке правовых услуг выступают профессиональные юристы, обладающие необходимой подготовкой и, как правило, опытом работы: бизнес-юристы, бизнес-адвокаты. В-третьих, для рынка правовых услуг характерен высокий уровень конкуренции, который зависит от уровня насыщаемости рынка юридическими кадрами. Можно предположить, что во многих государствах спрос на профессиональных юристов значительно опережает предложение; об этом свидетельствует процесс приглашения на работу в зарубежные юридические фирмы юристов из России и других стран СНГ, о чем речь будет идти ниже. По данным Е. А. Фарнсворта, в США число лиц, занимающихся юридической практикой, превышает 600 тыс. человек. В настоящее время потребности рынка правовых услуг в США предположительно составляют около миллиона юристов. В-четвертых, для рынка правовых услуг характерен высокий уровень специализации, выражающийся в том, что юристы, обслуживающие сферу бизнеса, как правило, не занимаются ведением уголовных дел. В-пятых, правовые услуги оказываются на возмездных началах, причем далеко не во всех странах цены (тарифы) на правовые услуги регулируются со стороны государства. В сопоставлении с ценами на другие виды консультационных и информационных услуг расценки на правовые услуги в целом выше среднего уровня. В-шестых, отношения на рынке правовых услуг не подвергаются чрезмерной регламентации со стороны государства. Во многих государствах не приняты законы, которые регулировали бы отношения, связанные с деятельностью по оказанию платных правовых услуг. Деятельность по оказанию правовых услуг во многих государствах не относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию со стороны государства. Исполнителями на рынке правовых услуг являются адвокаты и адвокатские образования, юридические фирмы, индивидуально практикующие юристы. Большое количество юристов работает в коммерческих организациях по договору трудового найма в качестве штатных юрисконсультов. В юридической литературе, посвященной правовым вопросам бизнеса, идет дискуссия о методах и формах юридического обслуживания коммерческих структур. Основная дилемма состоит в том, чтобы определить, что предпочтительнее для коммерческой фирмы: иметь постоянных юристов, работающих непосредственно в фирме и являющихся ее штатными сотрудниками, либо пользоваться правовыми услугами сторонних юристов или юридических фирм. Постоянная юридическая служба коммерческих организаций. Указанная дилемма решается по-разному. На решение вопроса оказывают влияние несколько факторов, причем одним из главных мотивов предпринимателя является стремление минимизировать издержки, в том числе расходы на содержание штатных юрисконсультов. Как правило, крупные и средние коммерческие фирмы предпочитают иметь своих штатных юрисконсультов, тогда как небольшие фирмы и индивидуальные коммерсанты в основном пользуются услугами сторонних юристов. В литературе приводятся данные о том, что, например, в США более 20 % всех юристов работают непосредственно в корпорациях. Сопоставить эту информацию с положением дел на рынке правовых услуг в других странах, в том числе в Российской Федерации и странах СНГ, довольно трудно, так как отыскать соответствующие статистические данные невозможно. Однако на основе изучения и анализа рынка правовых услуг в различных странах можно сделать вывод, что в России, как и в других странах —участницах СНГ, удельный вес юристов, работающих в организациях на постоянной основе, значительно выше (в России предположительно — не менее 60-70 %). В наличии у фирмы постоянных штатных юристов видят как положительные, так и отрицательные моменты. Положительно, в частности, оценивается то, что штатный юрисконсульт хорошо знает все дела фирмы, специализируется в тех областях предпринимательского и коммерческого права, с которыми фирма сталкивается в своей деятельности. Штатные юрисконсульты осуществляют перспективное планирование своей работы в целях предотвращения возможных нарушений законодательства со стороны фирмы. Однако есть и ряд отрицательных моментов: работая в фирме на постоянной основе, штатный юрист свыкается с ней, его анализ и оценка положения дел фирмы утрачивают объективность; из-за своей зависимости от руководства фирмы штатный юрист вынужден мириться с недостатками, он не всегда реагирует на допускаемые в фирме нарушения законности. В литературе на английском языке штатных юристов фирмы называют «in-house counsel», а юридическую службу — «in-house legal department». Также штатных юристов коммерческих организаций называют юристами корпораций или корпоративными юристами {corporate lawyer, counsel). Юридический департамент коммерческой организации, как правило, принимает активное участие в выработке стратегии и тактики деятельности организации. Наиболее важные решения, влекущие за собой существенные изменения в деятельности организации, принимаются руководством фирмы с учетом мнения юридической службы. Руководители юридических служб зачастую входят в состав членов правления и наблюдательного совета корпораций. Подавляющее большинство коммерческих структур, несмотря на наличие у них штатной юридической службы, обращаются за правовой поддержкой к сторонним юристам. Необходимость правовой поддержки со стороны вызывается различными причинами: сложностью и неординарностью возникшей проблемы, целесообразностью обращения к узкому специалисту, который пользуется известностью и авторитетом, и т. д. Во многих случаях штатные юрисконсульты коммерческих организаций предпочитают не брать на себя ведение дел своих организаций в суде, что требует специальной подготовки и определенного опыта, вследствие чего для представления своих интересов в суде коммерческие организации вынуждены приглашать сторонних юристов, специализирующихся на судебных разбирательствах, — так называемых судебных, или присяжных юристов. В Украине, как сообщает И. В. Головань, существуют различные варианты взаимодействия штатной юридической службы хозяйственных организаций с приглашенными юридическими консультантами. Конечно, есть достаточно много коммерческих организаций (в первую очередь средних и малых), которые вообще не имеют в своем аппарате штатных юрисконсультов и пользуются правовыми услугами сторонних юристов. К сторонним юристам обращаются также индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес без образования юридического лица. Правовой статус практикующих юристов. Юридической практикой занимаются специалисты с высшим юридическим образованием, имеющие звание бакалавра или магистра. Среди практикующих юристов много таких, которые наряду с оказанием правовых услуг занимаются научной или научно-педагогической деятельностью, защищают диссертации, имеют ученую степень и ученое звание, публикуют работы по правовой тематике. Исторически среди практикующих юристов стали выделяться те, которые специализировались на ведении уголовных и гражданских дел в суде. Таких юристов в странах Западной Европы с незапамятных времен стали называть адвокатами (an advocate, ein Recht-sanwalt, avocat), и это название сохраняется в настоящее время. Юристы, желающие стать адвокатами, после получения высшего юридического образования сдают квалификационные экзамены по специально разработанной программе, вступают в одно из адвокатских объединений или создают свое адвокатское образование и вносятся в реестр адвокатов, который ведется создаваемой адвокатским сообществом адвокатской палатой. Деятельность адвокатуры подвергается специальному правовому регулированию. Так, во Франции адвокатская деятельность осуществляется на основе Закона о реформе юридической деятельности и юридической помощи от 31 декабря 1971 г. В Германии действуют по крайней мере три закона, посвященные адвокатской деятельности: Федеральный закон об адвокатуре от 1 августа 1959 г. (Bundesrechtsanwaltsordnung — BRAO); Закон об адвокатской деятельности от 16 августа 1980 г. (Rechtsanwaltsdienstleistung — RADL) и Закон о размерах и порядке выплаты гонорара от 26 июля 1957 г. (Bundesgebtihreordnung fur Rechtsanwalte — BRAGO). Адвокатские образования: кабинеты, бюро, консультации, коллегии, ассоциации — явились одними из первых видов объединений, которые стали применять стабильное внутреннее регулирование отношений, строящихся по принципу членства и профессиональной специализации. Такие объединения получили обобщающее название саморегулируемых организаций (СРО). В последние годы саморегулируемые организации создаются в целях объединения многих других видов специалистов: аудиторов, оценщиков, арбитражных управляющих, профессиональных участников рынка ценных бумаг и т. д. В регулировании различных видов деятельности государство учитывает большие возможности СРО и наделяет их определенными правами, заменяя некоторые методы государственного регулирования (например, лицензирование и аттестацию) методами саморегулирования, осуществляемыми СРО. Например, во Франции, как пишут К. Цвайгерт и X. Кётц, адвокатам традиционно было не свойственно создавать какие-либо объединения, поскольку это противоречило сословным традициям, но начиная со второй половины XX в. французские юристы стали образовывать адвокатские ассоциации и другие профессиональные объединения практикующих юристов. Насколько можно судить, ни в одной стране адвокатская деятельность не рассматривается как предпринимательство; адвокатура признается особым институтом государства и гражданского общества, назначение и общественно-полезные цели которого не дают никаких оснований для отождествления адвокатской деятельности с предпринимательством. В США не проводится жесткой линии относительно правового статуса практикующих юристов. Как отмечает Е. А. Фарнсворт, «адвокат может заниматься не только юридической практикой, но и любой другой деятельностью, доступной для всех граждан страны. Нет ничего необычного в том, что практикующий юрист является членом совета директоров корпорации, которую он обслуживает, занимается бизнесом или активно участвует в общественных делах». Значительным своеобразием отличается правовое положение практикующих юристов в Великобритании, Канаде, Ирландии. Примерно с 1340 г. в Англии в единой категории профессиональных пра-возаступников (legalprofession) стали выделяться две группы: 1) солиситоры (solicitor, solicitors; от слова «to solicit» — составлять ходатайство); 2) барристеры (barrister, barristers; от слов «calling to the bar» — вызывать к судебному барьеру). Эти две группы юристов (адвокатов) существуют в названных странах и в настоящее время, хотя можно сказать, что постепенно различия между ними все же стираются. Известный специалист по английской судебной системе Рональд Уолкер пишет, что барристеры являются преимущественно адвокатами, выступающими в судах, хотя фактически большая часть их времени уходит на подготовку профессиональных документов, сложных расчетов и заключений по специальным вопросам. Солиситоры имеют дело в основном с подготовительной работой: сбором доказательств, опросами свидетелей. В суде они участвуют в подготовительных стадиях судебного разбирательства. Также солиситоры могут непосредственно участвовать в рассмотрении дел в некоторых нижестоящих судах — судах графств и магистратских судах. Кроме того, солиситоры занимаются большим количеством правовых вопросов, не касающихся прямо и непосредственно судебных дел: составлением завещаний, наблюдением за доверительной собственностью, составлением актов по управлению наследственным имуществом, составлением нотариальных актов по сделкам с недвижимостью." Солиситоры заключают договоры непосредственно с клиентами и получают от них вознаграждение за оказанные им услуги. До 1990 г. барристеры имели право принимать на себя ведение дел только через солиситоров. Закон о судах и юридических услугах 1990 г. разрешил барристерам заключать прямые договоры с клиентами и получать от них вознаграждение. В книге А. К. Романова сообщается, что общая численность солиситоров в Англии составляет около 48 тыс. человек, из них около 8 тыс. солиситоров практикуют в Лондоне. Общая же численность барристеров не превышает 5500 человек, и только чуть больше 500 из них являются так называемыми королевскими адвокатами {Queen's Councils) и имеют право выступать в любых судебных инстанциях. Солиситоры имеют свое профессиональное объединение, созданное в 1845 г. и именуемое Юридическим обществом {Law Society). Это Юридическое общество является, по существу, саморегулируемой организацией солиситоров: оно ведет реестр с персональными данными всех солиситоров, проводит проверки деятельности соли-ситорских контор, устанавливает дисциплинарные и квалификационные требования к солиситорам. У барристеров также есть свои профессиональные объединения, именуемые судебными иннами или школами-гильдиями, которые можно признать саморегулируемыми организациями барристеров. Через школы-гильдии производится прием юристов в состав барристеров. Всего в Англии действуют четыре школы-гильдии барристеров: Grays s Inn, Lincoln s Inn, Inner Temple, Middle Temple. Школы-гильдии не следует путать с палатами барристеров, которые представляют собой не профессиональные саморегулируемые организации, а деловые конторы, на базе которых осуществляется работа барристеров; в Лондоне действуют 226 палат барристеров, в остальных регионах Англии — 1 12.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |