КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для чего необходимо изучать потребности?
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НИХ? ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Questionnaire 1. Pourquoi l’image de la mère dans la société française a-t-elle changé ces derniers temps? 2. L’influence des parents sur les enfants a diminué ces dernières années, surtout cela concerne les valeurs familiales. Pourquoi? Quel rôle y jouent les mass médias et l’entourage immédiat? Très utile! 1. Dans une situation de communication officielle, on salue d’abord les femmes, puis les hommes: Mesdames, Mesdemoiselles, Messieurs, j’ai l’honneur de vous présenter l’attaché linguistique, M. Dupont. 2. Dans une situation de communication amicale, on peut simplement présenter par les prénoms, avec un geste de la main: Jean, Sylvie. 3. Si vous demandez à quelqu’un de saluer une personne absente, vous dites: Donnez le bonjour à Michel. (Передайте привет Михаилу.) 4. Quand un Français entre dans un petit café ou un petit magasin, il salue tout le monde, même s’il ne connaît personne: Bonjour, tout le monde. 5. On ne dit «Bonjour» qu’une seule fois par jour à la même personne. Si vous voyez une personne pour la deuxième fois, contentez-vous d’un sourire. 6. Les expressions Bonne nuit! Fais de beaux rêves! (Спокойной ночи!) s’utilisent seulement des gens très proches avant qu’ils aillent se coucher. 7. Traditionnellement, on utilise «Adieu» quand on se quitte pour une longue période. 8. Pour attirer l’attention de quelqu’un (dans la rue, dans un magasin par exemple) on dit: Monsieur (s’il vous plaît)! Madame (s’il vous plaît)! Mademoiselle (s’il vous plaît)! Jeune homme (à un garçon)! 9. Mais! Qu’est-ce qu’il veut ce Monsieur? Qu’est-ce qu’elle veut cette dame? Qu’est-ce qu’elle veut cette jeune femme (cette jeune fille)? Qu’est-ce qu’il veut ce jeune homme? 10. Quand vous abordez une femme dans la rue, en cas d’incertitude il vaut mieux utiliser Madame que Mademoiselle. 11. Quand on est jeune, quand on travaille dans la même entreprise, il est normal de se tutoyer. Pour proposer de se tutoyer on dit: On se tutoie? On se dit tu?
Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений - это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности и отдельных лиц, и человеческих сообществ — наций, государств, классов, партий. Вполне естественно, что уже у мыслителей древности появилось стремление понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать и пытаться ими управлять. Классификация потребностей и описание законов их развития связаны с решением многих сложных проблем, не всегда посильных даже современной науке. До сих пор не создано ни полной классификации человеческих потребностей, ни исчерпывающего описания человеческого поведения. Однако очень многое о мире потребностей уже известно. Эти знания опираются на целый комплекс наук (прежде всего на философию, экономику, социологию и психологию) и широко применяются на практике — в менеджменте, маркетинге, сервисе, в организации связей с общественностью и т. п. Для каких конкретных целей необходимо специальное изучение потребностей и какие практические проблемы оно позволяет решить? Во-первых, теория потребностей прямо связана с мировоззрением, составляющим глубинную основу деятельности общества и индивидуального поведения. Какие ценности и потребности важны и весомы для общества или для отдельного человека, а какие являются иллюзорными или незначительными? Какие потребности будут в современном обществе усиливаться, а какие — отходить на второй план и отмирать? По каким законам могут возникать и развиваться новые потребности, какими окажутся средства их удовлетворения? Ответ на эти и подобные им вопросы нужен политикам, бизнесменам, менеджерам, сервисологам, врачам, педагогам для планирования своих практических действий. Во-вторых, наука давно признала, что в человеке присутствуют два взаимосвязанных начала — биологическое и социальное. Как они взаимодействуют и как влияют на развитие потребностей? Как в человеческом поведении сочетаются стремление удовлетворить простые биологические потребности (в пище, одежде и т. п.) и желание удовлетворить потребности более сложные, социальные (в любви и уважении, в знаниях, в реализации своих способностей, в самовыражении)? Задача одновременного удовлетворения некоего комплекса биологических и социальных потребностей человека решается практически в любом виде сервисной деятельности. В-третьих, для работы в сфере сервиса важно понимать, как возникают потребности, что управляет их изменениями, почему они именно такие, какими мы их видим. Человек волен пожелать все, что ему вздумается, но, тем не менее, в любой социальной системе потребности упорядочены и явно формируются по каким-то законам. Каковы законы, управляющие миром потребностей? Что зависит от этих законов, а что — от субъективных желаний человека? Как воздействовать на эти желания? Проблема взаимосвязи объективных закономерностей развития общества и сознательной деятельности людей — одна из наиболее сложных в учении о человеке и обществе. Наконец, в-четвертых, потребности имеют глубинную и философскую и психологическую основу — понимание человеком смысла и цели своего существования. Люди обычно не замечают, что все их действия в конечном счете зависят от мировоззрения, системы ценностей, представлений о цели и смысле своей деятельности. Эти представления не только сильно различаются у разных индивидов, но и многократно меняются в течение жизни одного человека. То, что казалось важным и ценным для первоклассника, скорее всего, станет ему смешным и непонятным, когда он выйдет на пенсию. Понимание смысла своего существования и вытекающие из этого потребности сильно различаются, например, у ребенка, у женщины — матери большого семейства и у старика. Из-за таких различий этим людям часто бывает очень трудно понять друг друга. (А специалист по сервису должен понимать любого человека, который может к нему обратиться). Французский писатель, лауреат Нобелевской премии Альбер Камю, один из классиков философии экзистенциализма (подробнее это философское направление мы рассмотрим в главе 3, § 1), даже утверждал, что концепция смысла жизни оказывается для человека гораздо важнее, чем всевозможные научные знания об окружающем мире. «Галилей, обладавший весьма значительной научной истиной, легче легкого отрекся от нее, как только над его жизнью нависла угроза, — писал Камю. — В известном смысле он поступил правильно. Истина его не стоила того, чтобы сгореть за нее на костре. Вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли — все это глубоко безразлично. Сказать по правде, вопрос этот просто-напросто никчемный. Зато я вижу, как много людей умирает, придя к убеждению, что жизнь не стоит труда быть прожитой. Я вижу других людей, которые парадоксальным образом умирают за идеи или иллюзии, при-" дававшие смысл их жизни (то, что называют смыслом жизни, есть одновременно великолепный смысл смерти). Следовательно, я прихожу к заключению, что смысл жизни и есть неотложнейший из вопросов»1. Экзистенциалисты предложили свое теоретическое понимание смысла существования отдельного человека и общества в целом. Перед сервисологами-практиками стоит в чем-то более сложная задача: понять меняющиеся представления о смысле своего существования у каждого отдельного человека (и ребенка, и взрослого, и пожилого человека), проанализировать зависящую от этих представлений систему потребностей и предложить эффективные, взаимовыгодные технологии удовлетворения этих потребностей. 1 Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Творчество и свобода. Сборник. М.: Радуга, 1990. С. 31. В нашем учебном пособии ставится задача проследить, как современная наука обсуждает и решает очерченный выше круг проблем. Далее в первой главе будут Сформулированы основные понятия теории потребностей, В главе второй дается краткое описание наиболее интересных подходов к проблеме человека и его потребностей, возникших в истории цивилизации. В главе третьей кратко оцениваются итоги развития этих взглядов и излагается современная философская концепция человека. На основе этой концепции в четвертой главе начинается описание современных представлений о человеческих потребностях. Здесь они рассматриваются на самом общем, философском уровне — как потребности биологические и социальные, индивидуальные и общественные, материальные и духовные, рутинные и творческие. В пятой главе будут показаны экономические механизмы удовлетворения и развития потребностей. В главе шестой потребности рассматриваются через призму отдельной человеческой личности, то есть со стороны индивидуальных психологических механизмов их формирования и реализации. В главе седьмой кратко описываются основные методы удовлетворения наиболее значимых потребностей. При Изложении материала мы будем опираться на уже изученный ранее курс «Сервисная деятельность»1. 1 См., например: Сервисная деятельность: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. К Романович. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |