Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 3.3. Сферы деятельности государства




3.3

3.2

Сферы деятельности государства. Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В современном обществе государственное регулирование является необходимым во многих сферах хозяйственной жизни.

Поддержание конкуренции. Действенная конкуренция, как уже отмечалось, не воспроизводится сама по себе.

 

* Проблема мериторных благ будет рассматриваться в специальной главе.

Накопление капитала ведет к его концентрации, а поглощения и слияния фирм ведут к централизации капитала. Постоянное образование новых мелких и средних фирм сопровождается постепенным сокращением числа крупных компаний, определяющих ситуацию на рынке ведущих отраслей экономики. Основной двигатель рыночного хозяйства - конкуренция — подрывает сам себя. Процесс этот противоречивый, он представляет собой скорее тенденцию, развивающуюся медленнее или быстрее, а иногда временно и в обратном направлении.

Государство должно создать общеэкономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить правила, обеспечивающие действенное функционирование конкуренции; контролировать выполнение этих правил, не подрывая основ социально-экономической системы, т. е. не подрывая права собственности и свободы хозяйственной деятельности. Во многих развитых странах действуют законы по защите конкуренции от монополий, например, антитрестовский закон в США и законы против недобросовестной конкуренции в ФРГ. В настоящее время почти во всех странах Западной Европы национальное законодательство в области защиты и поощрения конкуренции постепенно уступает место унифицированному праву Европейского союза.

Обеспечение общеэкономической стабильности. Система рыночного хозяйства в силу специфики координации экономических решений и действий допускает нарушения внутренней стабильности народного хозяйства, сильные колебания конъюнктуры, возникновение отраслевых диспропорций. В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических и кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний. Рыночный механизм сам по себе с этой задачей не справляется.

Наряду с проведением политики стабилизации к задачам государства в области экономики относится регулирование отраслевой и региональной структуры народного хозяйства. Обеспечение общехозяйственной стабильности в целом означает, что государство несет ответственность за умеренный, но постоянный экономический рост, поддержание здоровой структуры народного хозяйства, устойчивость национальной валюты, занятость и внешнеэкономическое равновесие. Юридической основой государственной политики стабилизации в большинстве развитых стран рыночной экономики являются соответствующие специальные законы, например закон о стабильности и росте, принятый в ФРГ в 1967 г.

Социальная обеспеченность. В современном обществе защита интересов лиц, работающих по найму, потребителей, пенсионеров, больных, детей, молодежи совершенно необходима. Теоретически в условиях чистой рыночной экономики больные, старики, инвалиды, сироты могут вообще не получать никакого дохода, т. к. они ничего не могут предложить на рынке. В период первоначального накопления так зачастую и было, о чем свидетельствуют произведения классиков литературы многих стран. В наше время государство, в целях обеспечения социального равновесия, а в конечном счете гарантирования социальной устойчивости общественно-экономического строя, обязано проводить политику перераспределения национального дохода. В большинстве стран под эту политику подведена юридическая база, направленная на создание «социальной сети», системы социального обеспечения.

Кризисы на микроуровне. Сбои в функционировании рыночного механизма могут происходить и на микроуровне, на отдельных рынках товаров и услуг. В этих случаях государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах. Например, снизить налоги с фирм л лиц, пользующихся энергосберегающей аппаратурой и эффективными теплоизоляционными материалами, не допустить краха фирмы, от которой зависит благосостояние и занятость в регионе. В ряде случаев государство должно брать на себя конкретные функции, которые рыночный механизм выполняет медленно, плохо или вообще не выполняет, — организации и финансирования охраны окружающей среды, создания и совершенствования инфраструктуры.

Поддержка фундаментальной науки, образования и культуры. Наряду с экономикой и социальной сферой чрезвычайно важным является систематическое финансирование государством науки, образования и культуры. Во-первых, наука и образование являются необходимыми условиями экономического роста, научно-технического прогресса и повышения национальной конкурентоспособности. Во-вторых, развитие культуры в стране — это предпосылка сохранения национальной самобытности и тесного контакта с мировой культурой, а также неотъемлемая составляющая качества жизни в стране. В-третьих, критерию рыночной эффективности — максимальная прибыльность в минимальные сроки - не соответствуют фундаментальный и характер исследований, необходимость долгосрочных вложений в массовую подготовку кадров и неопределенный коммерческий результат творческого процесса. Именно поэтому развитие науки, образования и культуры неизменно является постоянным объектом деятельности современного государства.

Но всегда ли государственное вмешательство приводит к устранению недостатков в функционировании рыночного механизма? Опыт показывает, что лекарство от рынка» может оказаться хуже самой болезни.

 

«Провалы государства». Под «провалами государства (government failure) понимаются ситуации, в которых результаты государственного вмешательства не только ведут к оптимуму, но более того, лишь ухудшают ситуацию, возникшую на рынке. Можно выделить три основные группы факторов, ведущих к возникновению «провалов государства».

1. Прежде всего, речь идет о недостатке информации руководства государства при принятии решений в области экономической политики. Во многих случаях оно просто не знает, какие цели в реальности преследуют те или иные экономические субъекты, и поэтому не в состоянии принять правильные решения. Особенно сложной становится ситуация, если предположить, что предприятия и домохозяйства обладают рациональными ожиданиями, т. е. знают все те теории и модели, на основе которых строится государственная политика. В этой ситуации, например, попытка государства за счет денежной эмиссии обеспечить рост совокупного спроса может обернуться крахом, потому что экономические субъекты с самого начала понимают, что в конечном итоге эмиссия приведет к роау цен, «съедающему» их дополнительные доходы. Приведем несколько конкретных примеров.

Проблема «принципала и агента». Известно, что в условиях дефицита информации государственное вмешательство порождает часто так называемую проблему принципала и агента. Ярким примером здесь является страхование рисков. Чувствуя за собой «руку государства», компании охотно вкладывают средства в различные амбициозные и спекулятивные проекты, часто не утруждая себя оценкой их экономической целесообразности. Вкладчики, при наличии гарантирования вкладов, часто доверяют свои средства банкам с низкой надежностью, обещающим сверхвысокие проценты. В результате действительно эффективные с точки зрения доходности и рисков проекты и надежные банки становятся непривлекательными для инвесторов и вкладчиков и вытесняются с рынка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.