Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 10.2




Региональные законы 1996-2000 гг. В развитие «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», а также указа президента Российской Федерации «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» региональные законы были приняты в 1996-2000 гг. в более чем 45 субъектах федерации. В этот же период 59 субъектов федерации приняли региональные законы в развитие федерального закона «О библиотечном деле»12. В подобных региональных актах обычно повторяются нормы федерального закона, однако учитываются и региональные особенности.

 

Решение конкретных региональных проблем сферы культуры находится в ведении исполнительных органов государственной власти субъекта федерации. Высшие органы исполнительной власти, не одинаково именуемые в разных регионах (правительство во главе с президентом, администрация во главе с губернатором и др.), в своем составе обычно имеют орган культуры. У этих органов тоже разные названия: министерства культуры (культуры и искусства, культуры и туризма), комитеты по культуре (с теми же вариантами), управления культуры*.

Региональные органы культуры выполняют функции, которые определяются нормативными правовыми актами субъектов федерации. При всем разнообразии этих функций от региона к региону у них все же больше общего, чем различий. Их функции в регионе близки к тем, которые осуществляет Министерство культуры и средств массовых коммуникаций Российской Федерации и его агентства на территории страны в целом.

Государственная власть в нашей стране имеет два уровня: федеральный и региональный. Однако в управлении сферой культуры есть еще одна ступень — местное самоуправление, осуществляемое в муниципальных образованиях. Следует признать, что введенное Конституцией Российской Федерации 1993 г. местное самоуправление - ново для России. За более чем десять лет, прошедших с тех пор, не удалось решить ряд вопросов, без которых в большинстве муниципальных образований не может осуществляться полноценное самоуправление. Главный из них — это передача имущества муниципальным образованиям и формирование их финансовых средств.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 131-ФЗ от б октября 2003 г. определил, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (ст. 10, п. 1). Ряд существенных вопросов сферы культуры отнесен этим законом к вопросам местного значения.

Среди них: организация библиотечного обслуживания населения; создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения (городского округа) услугами организаций культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения (городского округа). Законом предусмотрен также порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Это дает основания для расширения полномочий муниципальных образований в сфере культуры.

Законом определены экономические основы местного самоуправления (гл. 8). Определены состав и порядок распоряжения муниципальным имуществом, порядок формирования и исполнения местных бюджетов, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок осуществления контроля их деятельности. Введение в действие федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно повлияет на организацию управления сферой культуры. Однако связанные с этим изменения нельзя произвести одномоментно. Не случайно закон, принятый Государственной думой и одобренный Советом Федерации в сентябре 2003 г., подписанный президентом Российской Федерации б октября того же года, вступает в силу лишь с 1 января 2006 г.

До этого действует закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» № 1550-1 от б июля 1991 г., который не обеспечил правовую основу для развития в России нового для нее института самоуправления. Тем не менее крупные муниципальные образования и сегодня — активные участники управления сферой культуры. Они имеют в своем ведении учреждения культуры, реализуют различные собственные программы культурного развития либо участвуют в региональных или федеральных программах и т. п. Структура органов муниципального образования определяется региональными законами и правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления. Органы культуры в крупных муниципальных образованиях — это обычно комитеты или отделы культуры.

Подводя итоги рассмотрению вопросов управления сферой культуры, отметим, что поскольку в нынешней России культура занимает преимущественно государственно-муниципальный сектор, то главные управленческие усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере культуры сосредоточены в основном на регулировании деятельности этих подчиненных им организаций. При этом обратим внимание на то, что каждая из ветвей и уровней власти имеет собственные рычаги по отношению к организациям культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.