Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 11.2




11.5

Воспроизводство кадров культуры. Одними из принципов государственной политики России в области образования признаются единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций27. Законодательное признание непосредственной связи между культурой и образованием позволяет в российской системе образования решать задачи культуры как общего характера - приобщение населения к мировым, общероссийским, национально-региональным ценностям культуры и удовлетворение потребностей людей в художественном, эстетическом образовании, так и специальные — подготовка кадров специалистов для организаций культуры и, шире, для осуществления различных видов культурной деятельности28.

В России существует широкая сеть образовательных (в основном государственных) учреждений, где готовятся кадры для сферы культуры и искусства в рамках программ начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Наибольший удельный вес среди них занимают организации профессионального музыкального образования: консерватории и музыкальные училища. Однако подготовка профессионалов в этой сфере оказалась бы невозможной, не будь она поддержана широкой системой детских музыкальных школ. Не имея статуса профессиональных, они действуют в системе так называемого дополнительного образования. Большинство детей, закончивших музыкальные школы, выбирают в дальнейшем профессии, никак не связанные с музыкой. Но для тех, кто хочет продолжить свое образование в музыкальных училищах, получение образования в детской музыкальной школе по существу является необходимым. Это не зафиксировано в правилах для поступающих, но требования к абитуриентам на вступительных испытаниях таковы, что без очень серьезной предварительной музыкальной подготовки обойтись просто невозможно.

Среди множества музыкальных школ есть такие, которые ориентированы на раннее профессиональное образование особо одаренных детей — так называемые средние специальные музыкальные школы (ССМШ). Статус этих Школ окончательно не определен. Однако их выпускники поступают в консерватории и работают в различных организациях культуры наряду с выпускниками музыкальных училищ, дающих среднее профессиональное образование. Но и высшее учебное заведение - консерватория — не является последней ступенью в системе музыкального образования. Наивысшую квалификацию музыканты различных специальностей могут получить освоением программ послевузовского образования в аспирантуре по творческим исполнительским специальностям29, а музыковеды - в аспирантуре и докторантуре.

Подготовка специалиста наивысшей квалификации в области музыкального исполнительства требует, пожалуй, наибольшего времени по сравнению с любыми другими видами человеческой деятельности. Детская музыкальная школа - 7-10 лет, музыкальное училище— 3 года, консерватория - 5 лет, аспирантура по творческо-исполнительским специальностям — 2 года. В сумме получается 17-20 лет.

Консерватории и другие высшие учебные заведения музыкального образования ведут подготовку специалистов по следующим специальностям высшего профессионального образования: «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)», «Вокальное искусство (по видам)», «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов)», «Композиция», «Музыкальное искусство эстрады», «Музыкальная звукорежиссура», «Этномузыкология», «Музыковедение»30.

Каждой специальности культуры и искусства соответствует, как правило, несколько образовательных программ, отличающихся присваиваемой квалификацией31. Например, специальности «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)» соответствуют квалификации «концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля...» по соответствующим группам инструментов; специальности «Вокальное искусство» - две квалификации: «оперный певец, концертно-камерный певец...» и «исполнитель народных песен...»; специальности «Композиция...» соответствует одна квалификация «композитор...» и т. д. Но вузовская программа подготовки любого музыканта обязательно имеет и педагогическую составляющую. Поэтому к каждой из квалификаций в блоке музыкального искусства через запятую добавлено «преподаватель». Таким образом, высшая школа в области музыкального искусства одновременно решает и проблему подготовки педагогических кадров, поскольку разветвленная сеть музыкальных образовательных учреждений требует постоянного кадрового воспроизводства.

Профессиональное образование в области изобразительного искусства реализуется в подобной же структуре. В этой сфере действуют средние специальные и высшие учебные заведения. И при приеме в высшие учебные заведения предпочтение обычно отдается закончившим художественное училище. Перечень специальностей высшего профессионального образования в области изобразительного искусства и дизайна содержит восемь позиций: «Живопись» (станковая, монументальная, театрально-декорационная, церковно-историческая и др.), «Графика» (станковая, книжная, плакатная, анимационная, компьютерная и др.), «Скульптура», «Монументально-декоративное искусство» (живопись, скульптура), «Декоративно-прикладное искусство» (художественный металл, художественная керамика, художественное стекло), «Искусство интерьера», «Дизайн» (графический, промышленный, дизайн костюма, среды, средств транспорта), «История и теория изобразительного искусства».

Образовательные программы в рамках этих специальностей реализуются в восьми государственных художественных вузах страны (четыре в Москве, два в С.-Петербурге и по одному в Перми и Красноярске). Среднее профессиональное образование в области изобразительных искусств дают пятьдесят государственных художественных училищ.

В нашей стране существует государственное высшее учебное заведение, дающее профессиональную подготовку в области литературного творчества, включая перевод художественной литературы, - Литературный институт имени М. Горького. В перечне специальностей к этому виду художественного творчества отнесены: «Литературное творчество» и «Драматургия». Последняя специальность предполагает кроме квалификации «драматург» еще и «кинодраматург», которая присваивается выпускникам Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова.

Театральное искусство синтетично. Спектакль объединяет творчество литератора и композитора, искусство художника, музыканта и, конечно, артиста. Общую идею определяет и воплощает режиссер-постановщик, объединяя творчество всех участи и ков спектакля. Театр к тому же и Многовидовое искусство. Драматический театр, музыкальней театр, театр кукол — наиболее распространенные в нашей стране виды театрального искусства. Сюда же нужно отнести близкие театру искусства эстрады и цирка.

Семь театральных государственных высших учебных заведений (четыре в Москве и по одному в С.-Петербурге, Екатеринбурге и Ярославле) и некоторые вузы культуры и искусства общего профиля готовят для театров специалистов по пяти специальностям: «Актерское искусство» (артист драматического театра и кино, музыкального театра, театра кукол, эстрады), «Режиссура театра» (режиссер драмы, музыкального театра, театра кукол, эстрады, цирка), «Сценография» (художник - постановщик театра, театра кукол, художник по сценическому костюму), «Технология художественного оформления спектакля» (художник-технолог сцены, театра кукол, художник по сценическому костюму), «Театроведение» (театровед, театровед-менеджер). Квалификацию «артист драматического театра» можно также получить и по программе среднего профессионального образования в одном из четырех действующих в России театральных училищ (в Иркутске, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске).

К этому нужно добавить, что оперные труппы пополняются также выпускниками музыкальных училищ (артисты хора, концертмейстеры низших категорий) и консерваторий (оперные певцы, артисты оркестра, концертмейстеры и др.). Некоторые консерватории наряду с крупнейшими театральными вузами ведут подготовку режиссеров музыкального театра.

Балет - тоже один из видов театрального искусства. Однако в силу специфики хореографического искусства подготовка кадров для этой сферы имеет автономию. В перечне специальностей высшего образования ей отведено четыре позиции: «Хореографическое исполнительство» (артист балета, педагог-репетитор), «Искусство хореографа» (хореограф, балетмейстер-репетитор, хореограф балета на льду), «Педагогика балета» (педагог-балетмейстер, педагог бального танца), «История и теория хореографического искусства» (балетовед, менеджер исполнительских искусств).

Основная масса артистов балета получает среднее специальное образование. Специальность «Артист балета» с трудом укладывается в рамки соответствующих стандартов среднего профессионального образования. Хореографические учебные заведения производят набор на обучение этой специальности детей, окончивших четыре класса общеобразовательной школы. Поэтому вопреки обычному порядку, при котором среднее профессиональное образование базируется на основном общем (9 классов) или среднем (полном) общем образовании (11 классов), освоение хореографической образовательной программы начинают ученики, завершившие к этому времени лишь программу начального общего образования. Поэтому в хореографических училищах учащиеся одновременно осваивают и общеобразовательную программу, и программу среднего специального хореографического образования.

Лишь в середине 1990-х гг. артисты балета получили возможность приобретать высшее образование. По существу, на обучение по этой специальности в вуз приходит уже профессиональный артист балета, и здесь он повышает свою квалификацию как артист, а главное, приобретает дополнительную квалификацию - педагога-репетитора. Благодаря этому у артиста балета, имеющего высшее образование, появляется возможность после завершения артистической карьеры на базе полученного высшего образования перейти к профессиональной репетиторской деятельности в балетном театре или других организациях сферы хореографии.

В области кино и телевидения высшее образование можно получить по следующим специальностям: «Режиссура кино и телевидения» (режиссеры игрового кино-, теле- и видеофильма, неигрового кино-, теле- и видеофильма, анимации и компьютерной графики, телевизионных программ), «Режиссура мультимедиапрограмм», «Продюсерство и телевидения», «Звукорежиссура кино и телевидения, «Кинооператорство» (кинооператор, телеоператор), Киноведение». Сюда же нужно добавить упомянутую ранее специальность «Актерское искусство», общую для театра и кинематографа, а также специальность «Драматургия», поскольку одна из соответствующих ей квалификаций - кинодраматург. В России два крупных вуза кинематографии. Ведущий вуз этой отрасли - Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, осуществляющий подготовку кадров по всему спектру кинематографических специальностей. Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения готовит специалистов не только творческих, но и киноинженерных специальностей, обеспечивая техническими кадрами высокой квалификации кинопромышленность.

Перечень творческих специальностей, по которым дается высшее образование в области искусств, завершает Зодчество». По этой специальности ведут подготовку Всероссийская академия живописи, ваяния и зодчества в Москве, а также Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в С.-Петербурге. Реставраторов для музеев и других организаций, обеспечивающих сохранение памятников культуры и искусства, готовят, например. Московский художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова и Суздальское художественно-реставрационное училище. Специальности «Реставрация» соответствует широкий круг присваиваемых квалификаций: реставраторы памятников архитектурной среды, живописи, скульптуры, графики, предметов декоративно-прикладного искусства; эксперты-менеджеры объектов культурного наследия.

Пополнение библиотек и музеев высококвалифицированными кадрами обеспечивают так называемые вузы культуры (культуры и искусства). Обучающиеся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» получают одну из следующих квалификаций: библиотекарь-библиограф, преподаватель, технолог автоматизированных информационных ресурсов, референт-аналитик информационных ресурсов, менеджер информационных ресурсов. Специальности «Музейное дело и охрана памятников» соответствует квалификация музеевед.

Вузы культуры реализуют также образовательные программы по специальностям «Народное художественное творчество» (художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, вокально-хорового коллектива, хореографического коллектива, студии декоративно-прикладного творчества, любительской студии кино-, фото -, видеотворчества, руководитель этнокультурного центра, режиссер любительского театра), «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (режиссер театрализованных представлений и праздников, режиссер шоу программ, режиссер художественно-спортивных праздников), «Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников», «Социально-культурная деятельность» (менеджер социально-культурной деятельности, технолог социально-культурной деятельности, постановщик культурно-досуговых программ).

Вузы сферы культуры и искусства имеют также возможность вести образовательную деятельность по нескольким направлениям: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Литературное творчество», «Театральное искусство», «Искусство балета». «Киноискусство», «Реставрация», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Библитечно-информационные ресурсы», «Народная художественная культура», «Социально-культурная деятельность». Наименования многих направлений подготовки созвучны, а в некоторых случаях полностью совпадают с наименованиями рассмотренных ранее специальностей. Однако направления и специальности, даже одноименные, имеют существенно отличные образовательные программы.

Подготовка по специальностям одноступенчатая. Срок обучения — 5 лет, если иное не предусмотрено государственным образовательным стандартом по соответствующей специальности. Выполнившим полностью образовательную программу присваивается соответствующая ей квалификация специалиста с высшим образованием.

Направление предполагает двуступенчатую подготовку и соответствующие ступеням образовательные программы. Первая ступень - подготовка бакалавра (4 года). Успешно освоившим программу присваивается академическая степень бакалавра соответствующего направления, например, бакалавр музыкального искусства, бакалавр дизайна и т. п. Выпускник вуза, получивший степень бакалавра, признается лицом, имеющим высшее образование и имеющим право на замещение соответствующих должностей. Выпускник бакалавриата может претендовать на получение высшего образования более высокой ступени по образовательной программе того же направления в магистратуре. Успешное освоение образовательной программы подготовки магистра (2 года) завершается присвоением академической степени магистра соответствующего направления. Подготовку бакалавров и магистров в России начали вводить в середине 1990-х гг. Вузы культуры и искусства пока в большей степени ориентируются на традиционную для нашей страны подготовку специалистов.

Послевузовское образование в сфере культуры и искусства осуществляется в аспирантурах и докторантурах, открываемых в вузах и научно-исследовательских учреждениях этой сферы. Выше уже шла речь о свойственной только сфере искусства подготовке аспирантов по творческо-исполнительским специальностям. В отличие от обычных аспирантов, подготавливающих кандидатские диссертации, перед аспирантом по творческо-исполнительской специальности такая задача не ставится. Он, во-первых, продолжает совершенствовать свое исполнительское мастерство, во-вторых, приобретает квалификацию педагога высшей школы по соответствующей специальности. Обычная (научная) аспирантура и докторантура в сфере культуры и искусства обеспечивает пополнение и обновление научных и научно-педагогических кадров в вузах и научно-исследовательских организациях отрасли.

Управление системой образования осуществляется в порядке, предусмотренном российским законодательством. Большинство государственных высших учебных заведений культуры и искусства находятся в ведении либо Министерства культуры Российской Федерации (ныне Министерство культуры и массовых коммуникаций), либо Министерства образования Российской Федерации. При этом Министерство образования в соответствии с законодательством является федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. К его компетенции отнесены такие функции, как утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов и образовательных программ; лицензирование и аккредитация вузов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности; открытие в вузах аспирантуры и докторантуры; установление порядка приема граждан в вузы федерального ведения и многие другие32. Поэтому Министерство образования оказывает влияние на вузы культуры и искусства независимо от того, в чьем ведении они находятся.

Важным звеном в российской системе высшего образования являются учебно-методические объединения высших учебных заведений (далее - УМО) - по статусу государственно-общественные объединения вузов в разных областях науки и техники, культуры и искусства. Основные задачи УМО - участие в разработке проектов государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов; координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций для обеспечения качества и содержания высшего и послевузовского профессионального образования; разработка предложений по структуре, отнесенной к их компетенции в области высшего и послевузовского профессионального образования, и по содержанию основных образовательных программ; экспертиза учебно-методической документации.

Создаются УМО при ведущих вузах. Министерство образования Российской Федерации издает Типовое положение об учебно-методическом объединении, утверждает принятое советом УМО положение, разработанное на основе типового, определяет круг направлений и специальностей, которые относятся к компетенции каждого УМО. В сфере культуры и искусства функционирует восемь учебно-методических объединений: в области музыкального искусства, театрального искусства, дизайна и изобразительных искусств хореографического искусства, кинематографии и телевидения, литературного творчества, реставрации, а также народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов33.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданам гарантируется получение на конкурсной основе высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые34. Эта гарантия обеспечивается финансированием государственных и муниципальных вузов из соответствующих бюджетов. Абсолютное большинство этих вузов, включая вузы культуры и искусства, - бюджетные учреждения федерального ведения, финансируемые из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов.

За счет бюджетного финансирования обеспечивается обучение студентов (аспирантов, докторантов) в пределах контрольных цифр приема, устанавливаемых ежегодно каждому вузу. Государственные вузы имеют право в пределах, допустимых лицензией, принимать на обучение студентов по договору (с полным возмещением затрат) в дополнение к основному контингенту обучающихся за счет бюджета. Приведем иллюстративный пример.

Кадровое пополнение сферы культуры. В 2001 г. вузы культуры и искусства Российской Федерации приняли на обучение 19,3 тыс. человек, в том числе 8,1 тыс. на платное обучение. Училища культуры и искусства приняли в том же году 24,2 тыс. человек, из них 2,2 тыс. на платное обучение. Эти цифры достаточно стабильны на протяжении последних трех лет, и они дают представление о масштабах кадрового пополнения сферы культуры и искусства специалистами с высшим и средним специальным образованием.

 

Ведущие учебные заведения культуры и искусства всех направлений, определяющие уровень образования в стране в целом, расположены в основном в Москве и С.-Петербурге. Но достижения в области подготовки работников искусства и культуры есть и за пределами этих городов. Сеть государственных вузов культуры и искусства охватывает, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, еще 42, а средних специальных учебных заведений - 76 регионов России. Школы искусств для детей есть в каждом из 89 субъектов федерации. При этом уровень образования работников культуры во многих регионах еще недостаточно высок. Приведем здесь вкачестве примера официальные статистические данные!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.