КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дарение ® мена ® рынок®пострынок
Историческая тенденция развития меновых отношений в целом представлена графиком. продуктообмен Товар - товар (товарообмен) дар - дар (дарообмен ценностями) добро - добро (нравственность поведения)
Нравственность покоится на определенных принципах взаимоотношений, в том числе на порядочности, гуманности и т.п., когда без нужды не вредят иным людям, стараясь отвечать добром на добро. Особое значение имеет этический принцип эквивалентности обязательств: добро за добро и т.п. Такие взаимоотношения возникли среди развитых животных, в том числе гоминидов (непосредственных предшественников людей). Они - норма поведения гуманных людей. Они существуют не только в обыденном общении, но и как принцип материальных отношений, проявляясь в дарообмене, а затем в товарообмене и продуктообмене.
Платон называл дарственный обмен как противоположность «торговому обмену». «... Искусство обмена по обоюдному соглашению посредством даров, найма и продажи...» [105,Т.2, с.279]. Для него «дар - обмен любезностями» [105,Т.4, с.619]. Особенно подробно рассматривал эти формы материальных отношений Аристотель. Он анализировал их как особый тип поступков и пытался их систематизировать [см.: 8,Т.4,с.241]. Всесторонне их рассматривают в истории дипломатии и иных исторических работах. Интересны оценки его значения в древнем Китае: «Обмен дарами для древних людей не был, конечно, обыкновенной сделкой. Он, прежде всего, удостоверял социальный кредит человека, его положение в общества. Он устанавливал, кто старший и кто младший, кто господин, а кто слуга» [78,с.57]. Эти соображения весьма важны для разработки общей гипотезы эволюции материальных отношений.
Аристотель рассматривал и бескорыстные типы даяний, то есть без расчета на отдар - благодеяние в чистом виде. Он обособлял и такие, которые имеют выгоды или предполагают воздаяние (корыстные). В простом случае дарящий оказывает поддержку другу и надеется на взаимность при своих затруднениях. При этом друзья предполагают равное воздаяние. Другие же дают и ожидают больших воздаяний. В связи с этим возникает понятие «прибыли». «Спорным является вопрос, что следует считать мерой, чтобы соответственно отдавать назад: выгоду принявшего благодеяние или же [само] благодеяние сделавшего [доброе дело]?... Не правда ли, мерой при дружбе ради пользы является выгода того, кто ее получает? Ведь это он нуждается, и [благодетель] оказывает ему поддержку, имея в виду получить такую же. А значит, поддержка была таких размеров, как полученная выгода, и отдавать следует столько, сколько досталось, или даже больше, ибо это прекрасней» [8,Т.4,с.241]. Всесторонне рассмотрел этот вопрос Н. Зибер в ХIХ веке. Приведенный им этнографический материал показывает значение дарения, как и многообразие его форм, способов и т.п. Например, ритуал дарения мог предполагать передачу подарков в первый день посещения иностранного корабля при отказе брать что либо в этот день. На следующий же день человек посещал корабль с пустыми руками, но предполагал получение больших подарков [см.: 52,с.164]. Поразительно обилие форм такого передвижения продуктов труда, как и лежащих в их основе обычаев. Делясь своим имуществом, человек приобретает жажду деления чужого имущества. И происходит это различными способами. При этом часто происходит обмен различного рода: продукт труда меняется на труд, что характерно для помочей: помогли выполнить определенную работу и взамен получают угощение.
Зомло так трактовал это превращение дара в мену: «Эта юридическая сделка тем походит на дарение, что она с самого начала является односторонним даром, которому соответствует одностороннее получение с тем, что величина этого дара, равно как самый факт дарения вытекает из одностороннего решения того, кто дает. Она, однако, постольку приближается к мене, поскольку этот факт дарения происходит в ожидании отплаты и обычно строжайшим образом обязывает к таковой. Относительно ценности дара и ценности обязательной отплаты существуют твердые обычаи. Правильно, поэтому, эту юридическую сделку обозначать как дарение-мену» [131, с.106]. Деяние ® даяние ® дар (вклад) [см.: 82,Т.4,с.622] В последнее время активизируется исследование экономистами дарственных отношений. Широту исследований этих отношений можно видеть на примере работы Н.З. Дэвиса [см.: 44, хорошая библиография]. В ней он показывает соотнесение дарственных и рыночных отношений. Дарственные отношения, несомненно, возникли первыми и все более вытесняются рыночными отношениями. «Рынок вытесняет дар» [там же]. В то же время дарственные отношения сохраняют значение в условиях рынка. Н.З. Дэвис показывает многообразие форм дарственных отношений в средневековой Франции. «Существует целый комплекс правил обмена дарами, относящимся к главным событиям человеческой жизни, таким как рождения, браки, смерть. Такой обмен связывал семьи между собой и объединял их с более широким социальным сообществом. Существовал также «календарный» обмен дарами в течение года. Он начинался с новогодних подарков...» [там же]. Н.З. Дэвис рассматривает «горизонтальные» (соседские) и «вертикальные» (благородные) дарения. Эти отношения также широко были распространены и в качестве элемента вознаграждения за труд: «В сфере труда оплата и подарки шли как бы бок о бок на всех ступенях социальной лестницы». Вне подарков не мог существовать и бизнес. «Любому предпринимателю, добивавшемуся королевских привилегий для своей продукции, приходилось искать протекции у королевских должностных лиц, и путь свой от низших ступеней к высшим он должен был вымостить подарками» [там же]. Такое значение подарки сохраняют по настоящее время. Они проникают в рыночные отношения, становясь их элементом.
Современное дарение обычно является элементом дарственной мены (дарообмена). Дарообмен предполагает отдар: «Даю для того, чтобы ты мне дал». В то же время не любой подарок становится исходным началом дарообмена. Давая подарок, не следует рассчитывать на воздаяние. Но если нет воздаяний, то следующий раз не будет и подарка. Дарообмен предполагает соотнесение значимости дара и отдара, о чем уже размышлял Аристотель. В дорыночную эпоху такое соотнесение значимости дара и отдара могло осуществляться только на основе затрат труда на эти объекты. Это подтверждает и следующее положение Платона: «... Ремесленник знает действительную стоимость своей работы...» [105,Т.3,с.384]. Ремесленники знают затраты труда на производство своих вещей. И это было критерием сопоставления значимости даров и отдаров с античности. В условиях рыночной экономики оно происходит посредством денежной оценки дара и отдара. Именно на основе таких критериев и возникло представление о пропорциях обмена. Детерминированность пропорций вытекает из отношений людей.
Пропорции мены
Главная проблема меновых отношений - ПРОПОРЦИИ. Пропорции мены отражают отношения между людьми: их силу, интеллект, положение в обществе, интересы и т.п. Об этом писал, например, Сенека в работе «О благодеяниях». Иными словами, пропорции показывают степень осуществления интересов людей в таком типе их материальных отношений. При более простых формах материальных отношений дары проявляют сложившуюся иерархию в обществе, закрепляемую в нравах, церемониях, ритуалах. Пропорции дарственной мены объективируют субъективные качества людей, происходит вменение - овеществление их отношений в качестве социальных свойств вещей, благ. Критерием для определения социальной справедливости пропорций меновых отношений являются затраты труда на производство этих благ. Пропорции дарообмена различны. Они характеризуют существующие между людьми отношения.
Ранговый дарообмен существует между людьми различных рангов. Предполагается больший размер подарка человеку большего ранга. Такой дарообмен изначально имеется в виду в качестве должного, обязательного типа материальных отношений. Этот дарообмен фактически оказывается его отрицанием. Это превращенная форма предшествующей дани, подати и других форм ПОДНОШЕНИЙ, когда нижестоящий обязан вышестоящему. В последующем эти отношения вымогательства стали взяткой. И современные учебники по общеэкономической теории включают даже материалы по «экономике преступности» [см.:116, Т.2, с.275]. Дары ® Поборы ® Взятки ® Коррупция ® Подкуп®Непотизм Побором можно считать вымогательство - открытое требование небольших подачек, ценностей, услуг, взимаемых регулярно при определенных условиях боссами. Они аморальны, но не подсудны. Взятка - противоправное явление, за которое полагается уголовное наказание, суд. Взятка обычно превышает определенный размер ценности, дается тайно и единовременно. Коррупция - крупная взятка должностных лиц. По определению ООН, коррупция – «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Подкуп - высшая форма коррупции, когда получатель взятки оказывается закабаленным на всю жизнь. Непотизм – торговля должностями и служебное покровительство родственникам. (Несколько иную трактовку этих отношений см. прил. 5). Статусный дарообмен возникает в отношениях с институциализированными лидерами - вождями, жрецами. Было принято у имеющих более высокий статус лиц больше отдавать, чем брать. Сегодня такой дарообмен происходит с начальниками, которые не стараются нажиться на этом. Горизонтальный дарообмен характеризует отношения сотрудничества между общинами, индивидами, родственниками, то есть между равными по положению людьми. И он представляет собой равные величины. Для этих целей используются все формы имущества. Он предполагает отдар - возмездное, встречное движение других ценностей, не обязательно вещественных. В древнем мире, да и сейчас, имел значение срок, время, через которое происходил отдар. Очень малый и большой срок отдара воспринимался в качестве свидетельства того, что с вами общаться не желают. Происходит вырождение этих отношений. В менее измененном виде они существуют в глубинках общественной жизни. Мысленный эксперимент: представьте, что за открытыми дверями стоят невидимые вам два субъекта и совершают меновые отношения. Вы их не видите, в т.ч. одежду, проявляющую их сан (социальное положение), а видите только пропорции мены. Эти пропорции мены показывают отношения между обменивающимися субъектами, в т.ч. где стоит социальный функционер того или иного типа.
Меновые отношения происходят посредством сделок - возмездных меновых операций, совершаемых по договору двумя субъектами. Дарообмен был исходным для возникновения рыночных форм материальных отношений. В свою очередь, рыночные отношения модифицировали дарообмен, породили специфические его формы.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |