КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники административного права. Цель и задачи административного права
Цель и задачи административного права
Административное право, представляет собою совокупность правовых норм, направленных на организацию и урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления. Исходя из данного определения, основной целью административного права является урегулирование государственных управленческих общественных отношений, т.е. приведение их в соответствие с интересами государства, связанными с реализацией им управленческой и всех иных своих функций. Реализация указанной цели административного права неразрывно связана с его главными задачами, которые вытекают из различных правовых источников административного права. К таким задачам следует отнести: - создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти; - обеспечением граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществление которых связано с функциональной деятельностью органов исполнительной власти, представляющих основное звено в системе государственного управления; - защиту граждан и общества от возможных угроз, возникающих в результате человеческой деятельности, техногенных катастроф и природных явления, а так же от административного произвола представителей исполнительной ветви власти. Ряд задач административного права содержится и в Кодексе об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ). Ответ1 (начало). В статье 1.2 КоАП отмечено, что: "...Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений". В связи с переходом к рыночным отношениям и принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года появилась необходимость введения новых институтов права, порождающих изменения ранее принятых общественных отношений, изменились задачи отраслей права, в том числе и административного права. В то же время следует сказать, что большая роль в укреплении государственности принадлежит административному праву. Среди других отраслей права оно имеет наибольший удельный вес. Сейчас происходит огромная по масштабу нормотворческая деятельность органов законодательной и исполнительной власти. Создаются новые и изменяются старые нормативные акты. В период перехода России к новой социально-экономической формации и новой политической системе появилось много новых субъектов, которые раньше не были известны административному праву. Среди них: - новые общественные организации; - коммерческие банки; - предприниматели; - предприятия-банкроты; - казенные предприятия; - различные координационные органы, в том числе в рамках СНГ и т.д. В связи с появлением дополнительных субъектов административного права необходимо законодательно урегулировать общественные отношения в области административного права, определить меры взыскания к данным субъектам в рамках данной отрасли права, их правовой статус. Очень серьезная проблема - правильное определение места, роли и компетенции министерств в период перехода к рыночным отношениям. Например, хозяйственным министерствам предстоит освободиться в отношении рыночных структур от функций директивного управления и перейти к роли государственных регуляторов, вырабатывающих политику формирования конкурентной среды и соответствующей инфраструктуры на том рынке, который они "курируют". Пока же они работают, в основном, по старому, используя по инерции методы и стиль административно-командной системы. Административное право составляет сейчас и основу деятельности арбитражных судов, рассматривающих как экономические, так и управленческие способы. Растет число конфликтов в области управления предприятия, и предпринимательские структуры начинают искать защиту от произвола властей, обжалуют их действия, особенно на местах. Незаконные акты глав администрации и других должностных лиц исполнительной власти - повсеместное явление. Наряду с предприятиями в суд обращаются и граждане-предприниматели. Поэтому требуется расширение административного регулирования в этой сфере, более четкое разделение административных и гражданских дел в арбитражных судах. Немало новых задач перед административным правом возникло в связи с усилением интеграционных процессов в СНГ и созданием многих координационных органов, а также органов, наделенных исполнительно-распорядительными функциями. Их деятельность нуждается в тщательном правовом регулировании, т.е. данные задачи стоят перед административным правом.
Особенностью отрасли административного права является видовое многообразие ее нормативных правовых актов, содержащих различные правовые понятия, термины и категории, а так же имеющие широкое применение правовые нормы, представляющие определенные правила поведения обязывающего, предписывающего, рекомендуемого и прочего характера, регулирующие деятельность субъектов административно-правовых (государственных) отношений. В целом все эти правовые акты и представляют собою источники правовой отрасли. Многообразие административных правовых норм объясняется характером самого предмета отрасли: разнообразием и большим числом отношений, возникающих в сфере государственного управления, необходимостью своевременного юридического влияния на все социальные общественные процессы, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти. Важнейшими источниками административного права являются законы, имеющие определенную градацию в соответствие с их юридической силой (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и прочие подзаконные - нормативно-правовые акты различной юридической силы и субординации, конкретизирующие законы. В юридической литературе различают как правовые источники (правовые акты) относящиеся исключительно к отрасли административного права, так и правовые источники смешанного типа - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют правовые нормы, применяемые в нескольких правовых отраслях например, в налоговом праве, в экологическом праве, в таможенном праве и других, самостоятельных отраслях. Таким источником, к примеру, может выступать Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАПРФ), содержащий правовые нормы, предусматривающие ответственность юридических и физических лиц, являющихся субъектами административно-правовых отношений, за административные проступки различной отраслевой принадлежности, так же Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон Российской Федерации о бюджете и др.. Ответ2 (начало). В зависимости от органа, издающего законы и иные подзаконные правовые акты, источники административного права могут подразделяться на следующие группы: 1) акты принимаемые коллегиально и индивидуально (все законы, а также постановления правительства принимаются индивидуально, акты Президента, глав субъектов РФ принимаются индивидуально); 2) по времени действия правовые акты могут быть срочные и бессрочные, т.е. рассчитанные как на определенное время, так и на длительный неопределенный срок); 3) по юридической силе, они делятся на следующие виды: - Конституция Российской Федерации (Основной закон государства); - Федеральные конституционные законы Российской Федерации; - Федеральные законы Российской Федерации и Кодексы Российской Федерации; - Законы Российской Федерации; - Постановления Конституционного Суда РФ; - Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ; - Законы субъектов Российской Федерации; - Нормативные акты Президента Российской Федерации; - Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; - Акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ); - Постановления и распоряжения правительств субъектов РФ; - Нормативные акты министерств и иных исполнительных органов центральной власти; 4) важное значение среди источников административного права отводится ратифицированным Российской Федерацией международным правовым актам и международным договорам. В соответствии с правовыми принципами Российской Федерации и Конституцией РФ, общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют высшую юридическую силу перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают правовой статус граждан Российской Федерации. Так, например, международными актами могут регулироваться, некоторые вопросы таможенного контроля, правил дорожного движения безвизового пересечения границ и т.п.; 5) к источникам административного права могут быть отнесены как современные акты Российской Федерации, так и акты органов государственной власти бывшего СССР, не утратившие своей юридической силы и актуальности в виду правопреемственности в тех случаях, если еще не были приняты соответствующие нормативные акты современной РФ, регулирующие сходные группы общественных отношений и если они не противоречат современному российскому законодательству. По мнению большинства отечественных правоведов, административное право относится к числу самых бессистемных правовых отраслей государства. Такое положение обусловлено тем, что административное право практически охватывает все сферы государственной жизни, находящиеся в своем постоянном движении и развитии, в связи с чем систематизация данной правовой отрасли представляет существенные трудности. Вместе с тем, многообразие источников административного права и административно-правовых норм, часто имеющих противоречивый характер, ставит острую необходимость отраслевой систематизации и кодификации большинства правовых источников административного права, что позволит избежать многих возникающих общественных противоречий и правовых коллизий.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |