КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды
Административное право РФ определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Административно-правовые нормы устанавливаются государством (органами государственной власти) и имеют обязательную силу на всей территории РФ. Их реализация обеспечивается экономической, организационной, социально-культурной деятельностью и гарантируется принудительной силой государства. Нормы административного права представляют собой правила общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные, прежде всего, субъектам исполнительной власти. Нормы административного права призваны регулировать общественные отношения, складывающиеся в управленческой, исполнительной деятельности государства. Кроме того, нормы административного права регулируют и отношения, связанные с государственной и муниципальной службой в органах представительной власти, суда, прокуратуры, и вопросы внутриорганизационного управленческого характера. Далее, административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных в их ведение функций органов государственного управления. Например, участие представителей общественности в охране общественного порядка; передача дел об административных правонарушениях на рассмотрение товарищескому суду, трудовому коллективу. Также нормы административного права регулируют взаимоотношения государства и граждан (иностранных граждан и лиц без гражданства). Ответ5 (начало). Административно-правовые нормы, в отличие от норм других отраслей, права имеют свои особенности, которые заключаются в следующем: 1. Административно-правовые нормы призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так и отдельных ее звеньев, а также внутриорганизационные вопросы других государственных органов (суда, прокуратуры, аппарата представительных органов). 2. Административно-правовые нормы содержат тот или иной вариант должного поведения (запреты, предписания, дозволения). 3. Административно-правовые нормы имеют подзаконный характер, т.е. призваны проводить в жизнь требования законов, которые имеют высшую юридическую силу по сравнению с нормативными актами органов исполнительной власти. 4. Нормы административного права могут устанавливаться как законами, так и подзаконными актами (постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ, приказами отраслевых и межотраслевых министерств и ведомств). 5. В правоприменительной практике нормы административного права могут применяться широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц в отличие, например, от норм уголовного и гражданского законодательства, которые применяются только судом. Характер норм административного права, по способу их воздействия на участников отношений, выражает сущность административно-правового регулирования (обязывание, запрещение, дозволение и, в ряде случаев, применение определенных правил, содержащихся в нормах). Перед нормами административного права стоят следующие задачи: а) упорядочение и закрепление наиболее целесообразных общественных отношений в сфере государственного управления; б) охрана урегулированных правом управленческих отношений; в) порождение и развитие новых общественных отношений, адекватных требованиям экономического развития общества; г) вытеснение из сферы управления общественных отношений, не отвечающих современным условиям. Способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения зависят от задач административно-правового регулирования. Административно-правовому регулированию, прежде всего, характерны предписывающие нормы. Осуществление управления немыслимо без властного установления должного поведения, предписания к действию, исходящего от субъекта управления к объекту, от начальника к подчиненному. Однако, наряду с предписанием (обязыванием), в управленческой деятельности используются запрет, дозволение и поощрение. Административно-правовая норма имеет свою структуру, внутреннее строение, которая включает гипотезу, диспозицию и санкцию. Вместе с тем, нормам административного права присущ и такой элемент как поощрение. Гипотеза, как часть административно-правовой нормы, содержит указание на фактические условия реализации нормы в виде юридических фактов (достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). Гипотеза устанавливает область действия диспозиции во времени, в пространстве и по кругу лиц. Диспозиция нормы - это предписания, запреты и дозволения. Диспозиция указывает на возможное и должное поведение субъектов, их права и обязанности. Санкция, как элемент административно-правовой нормы, содержит указание по мерам административного или дисциплинарного принуждения. Однако не все нормы имеют такие санкции. Нормы, регулирующие управленческую деятельность, взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими государственными служащими, определяют лишь содержание дисциплинарной власти. Поощрение - элемент правовой нормы, предполагающий публичное признание заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга, определяемой диспозицией нормы. Основанием для поощрения согласно диспозиции может служить образцовое выполнение служебных обязанностей. Административно-правовые нормы классифицируются на виды по следующим основаниям: предмет регулирования; способ воздействия на поведение субъектов; форма предписания; предел действия (во времени, в пространстве, по кругу лиц). По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальная норма права содержит правило поведения, формулирующее права и обязанности субъектов, их правовое положение, а также ответственность. Например, нормы, определяющие компетенцию субъектов административного права (право гражданина подать жалобу и обязанность должностного лица рассмотреть ее в установленный срок и дать мотивированный ответ). Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов административного права. Процессуальная административно-правовая норма - установленное или санкционированное государственной властью обязательное правило поведения процедурного характера, регулирующее отношения в правотворческой и правоприменительной деятельности уполномоченных государственных органов, должностных лиц, общественных организаций. Процессуальные формы регулируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. Процессуальные нормы производны от материальных норм. Примером могут служить нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб граждан, порядок производства по делам об административных правонарушениях, исполнительное производство и т.п. Наряду с административно процессуальными (юрисдикционными) нормами, регулирующими, например, порядок привлечения к административной ответственности, рассмотрения и разрешения административно-правовых споров, ряд авторов выделяют еще и административно-процедурные нормы. Такое выделение аргументируется тем, что управленческая деятельность не сводится лишь к юрисдикционной. Существенна значимость, например, правотворческой деятельности, регистрационных, разрешительных и иных функций в управленческой сфере, в практической работе аппарата управления. По способу воздействия административно-правовые нормы по-разному влияют на поведение субъектов. Нормы либо обязывают к действию, либо запрещают совершать действия, либо уполномочивают совершать те или иные действия, либо поощряют к действию. В соответствии с характером сформулированного в нормах правила, нормы делятся на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие и поощрительные. Характер управленческих отношений определяет и соответствующее правовое регулирование, которое в большей степени сводится к правовым предписаниям. Например, по ряду административных правонарушений обязательно составление протокола об административном правонарушении и вынесение соответствующего постановления, обязанность должностного лица принять к своему рассмотрению жалобу и разрешить ее в установленный срок, обязанность администрации издать приказ при приеме на работу, либо при увольнении и т.п. Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий. Так, большинство норм Особенной части КоАП РФ, содержащих признаки правонарушений, по сути, являются запрещающими, т.е. требующими воздержаться от совершения явно противоправных действий. Уполномочивающие административно-правовые нормы выражают возможность субъекта действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Субъект самостоятельно выбирает определенный вариант поведения из числа предлагаемых правовой нормой. Например, гражданину предоставляется возможность самостоятельно воспользоваться правом обжалования неправомерных действий должностных лиц в административном либо судебном порядке. По сравнению со свободой усмотрения использования своего права гражданами, исполнительный орган (должностное лицо) поставлен в более жесткие правовые рамки. Использование своих полномочий, определяемых уполномочивающей нормой, одновременно является и юридической обязанностью, уклоняться от выполнения которой орган исполнительной власти (должностное лицо) не вправе. Например, орган, вынесший постановление о наложении административного взыскания, вправе решить вопрос и о возмещении материального ущерба в рамках, определяемых ст.4.7 КоАП РФ. Поощрительные (стимулирующие) административно-правовые нормы обеспечивают с помощью средств материального и морального воздействия наиболее образцовое выполнение своих полномочий участниками управленческих отношений. Рекомендательные нормы отличаются тем, что не имеют юридически-обязательного характера и чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Однако рекомендации могут встречаться и во взаимоотношениях между органами исполнительной власти различного уровня. В отдельных случаях рекомендательные нормы могут приобретать и юридически-обязательную силу. По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на: категорические (императивные), рекомендательные и диспозитивные. Императивная норма предписывает выполнение строго определенных действий и не допускает никаких отклонений от требований, содержащихся в ней. Так, ст.31.2 КоАП РФ гласит: "Постановление о наложении административного взыскания обязательно для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами". Рекомендательные нормы содержат определенные рекомендации, советы о целесообразности совершения определенных действий, предоставляя субъектам административного права возможность самостоятельно определять пути и способы выполнения предусмотренных нормой полномочий. Рекомендательные нормы допускают возможность конкретизации общих полномочий, содержащихся в ней, в зависимости от фактической ситуации. Диспозитивные нормы уполномочивают стороны регулировать свои права и обязанности либо содержат предписания категорического или управомочивающего характера в случаях отсутствия взаимного согласия. Эти нормы в административном законодательстве встречаются относительно редко, т.к. характер управленческих отношений, как правило, исключает возможность согласования прав и обязанностей сторон. Административно-правовые нормы различаются и по пределу действия (в пространстве, во времени и по субъектам). Действие административно-правовых норм в пространстве означает установление их территориального ограничения, пределов реализации. Административно-правовая норма действует на той территории, на которую распространяется суверенитет государства. К территории государства относятся: суша в рамках границ, недра; континентальный шельф; территориальные воды (12 морских миль); воздушное пространство. К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства, территории посольств и консульств за границей. По территориальным масштабам действия в пределах государства административно-правовые нормы подразделяются на: 1. Общероссийские. 2. Действующие в пределах территорий субъектов. 3. Межтерриториальные. 4. Местные. 5. Действующие на определенной части территориальной единицы. Действие административно-правовой нормы во времени включает: 1) момент вступления ее в законную силу; 2) момент прекращения ее действия; 3) условия применения нормы. Административно-правовые нормы вступают в силу следующими способами: в результате указания в тексте нормативно-правового акта даты, с которой он вступает в силу; в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу нормативно-правового акта (с момента подписания; с момента опубликования); на основе общих установленных государством правил и сроков, по которым законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное. Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории РФ по истечении семи дней со дня их официального опубликования. Ведомственные нормативно-правовые акты вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ, муниципальных органов определяется ими самостоятельно. Прекращение действия административно-правовой нормы осуществляется следующими способами: 1) истек срок, на который был принят нормативно-правовой акт; 2) объявление об утрате им юридической силы; 3) принятие управомоченным органом нового нормативно-правового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений; 4) устранение нормативно-правового акта в связи с исчезновением обстоятельств (отношений), на регулирование которых был направлен этот акт. В соответствии с принципом "закон обратной силы не имеет" Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Ответственность лица будет определяться по закону, действовавшему в момент совершения правонарушения. Закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, всегда имеет обратную силу (ст.54 ч.2 Конституции РФ). Действие административно-правовых норм по субъектам означает регулирование поведения граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также деятельности государственных органов, предприятий учреждений и организаций (юридических лиц), общественных негосударственных объединений, государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |