КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая и специальная административная правосубъектность
Одним из важных характеристик субъектов административного права является их правосубъектность, под которой понимается взаимосвязь двух самостоятельных элементов: административной правоспособности и дееспособности. Ответ2 (начало). Административная правоспособность — это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права. Определение 3. Такая способность возникает с момента рождения (например, право на регистрацию в органах ЗАГСа, право на постановку на получение жилой площади, право на имя и фамилию, на медицинскую помощь и др.). Административная правоспособность граждан не одинакова. Административная правоспособность зависит от различных индивидуальных факторов: от возраста, пола, национальности, состояния здоровья, образования, места жительства, и других условитй. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на административную правоспособность даже такого признака, как национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации", принятого в апреле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Влияет на административную правоспособность даже рост лица. Мужчины, рост которых менее 150 см, на военную и правоохранительную службу, где для обеспечения служебной деятельности часто требуется применение физической силы, не призываются, им не предоставляются права на управление автобусами и т. д. Многие субъекты административного права наделены государством определенными льготами. Например, субъектам административного права, проживающим в районах крайнего севера и приравненным к ним районам, а так же лицам, участвующим в ликвидации последствий техногенных катастроф (чернобыльской аварии), осуществляются дополнительные выплаты за вредность из бюджета РФ. Таким образом, главные особенности административной правоспособности следующие: она регулируется нормами административного права, ее содержание зависит от различных качеств, от характера и способностей индивидов, их отношения с субъектами государственной власти. У юридических лиц административная правоспособность возникает с момента их регистрации и внесения в реестр учета юридических лиц в Федеральной налоговой службе РФ, а прекращается с момента исключения их из реестра юридических лиц. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает и прекращается одновременно. Административная дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять определенные законом права, выполнять соответствующие обязанности и нести ответственность предусмотренные нормами административного права. Определение 4. Административная дееспособность граждан России возникает позднее правоспособности, точный возраст ее наступления законом не регламентирован, ибо она зависит от определенных обстоятельств. Появление административной дееспособности и ее последующее увеличение у граждан связано с возрастными, физическими и интеллектуальными качествами физического лица. В частности, для граждан Российской Федерации, частичная административная дееспособность может наступать с 14 летнего возраста (право и обязанность получения гражданского паспорта). С 16 лет наступает административная деликтоспособность — способность нести административную ответственность за свои действия. Но и эта дееспособность еще далеко не является полной, т.к. административная ответственность для лиц, в возрасте от 16 до 18 лет носит ограниченный характер. Так, например к лицам от 16 до 18 лет не может быть применена такая мера административного наказания, как административный арест, потому эти лица отнесены к специальным субъектам административного права. Это же наказание не применяется и к беременным женщинам, и женщинам, имеющих малолетних детей в возрасте до 14 лет, к инвалидам 1-й и 2-й групп, по соображениям гуманности, так, что и они относятся к специальным субъектам административного права. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства». Федеральными законами предусмотрены четыре группы обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего административно-правовой статус индивидуального субъекта, может быть ограничен: - чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.); - если это несовместимо с его общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещения государственной службы с предпринимательской деятельностью и т. д.); - если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.); - совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.). В первых трех случаях ограничения непосредственно устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного числа граждан, являются групповыми. Ограничения же административно-правового статуса в связи с неправомерными действиями носят индивидуальный, персонифицированный характер и являются мерами принуждения, а их содержание определяется правоприменительными актами. В условиях демократического развития государства административная правосубъектность находится в постоянном движении, в одном случае она сокращается, например, в сфере реализации политических прав (в значительной мере урезаны политические права Российских граждан: право на выборы судей, губернаторов, мэров, депутатов, Президентов; право на объективное рассмотрение письменных обращений граждан в органах государственной власти и др.), в других случаях административная дееспособность может расширяться. В частности, за последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, на свободу совести, на выезда из РФ и др.. Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Как уже вначале было отмечено, административная правосубъектность состоит из двух элементов: правоспособности и дееспособности. Административная правоспособность есть установленная и охраняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их реализацию в сфере государственного управления. Она является предпосылкой для участия физического или юридического лица в регулируемых административным правом управленческих отношениях. Административная дееспособность является выражением практической способности данного субъекта реализовать свою административную правоспособность в конкретных административно-правовых отношениях (включая и деликтоспособность). Именно потому, такие понятия как "субъект административного права" и "субъект административно-правового отношения" не являются равнозначными. Всякий субъект административно-правового отношения обязательно является и субъектом административного права, но не всякий субъект административного права будет являться субъектом административно-правового отношения. Правоспособность и дееспособность соотносятся как статичестичкий и динамический признаки административной правосубъектности. На практике эти два элемента чаще всего неразделимы. Так, для органов исполнительной власти, должностных лиц, являющихся государственными служащими, административная право и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента образования и закрепления компетенции органа либо назначения на должность гражданина РФ. В других случаях они не совпадают. Так, административная правоспособность граждан возникает с момента рождения, а административная дееспособность, как правило, по достижении 16-летнего возраста. Следует учитывать, что для органов исполнительной власти административная дееспособность является основным средством реализации их административной правоспособности. Соответственно участие в административно-правовых отношениях — их прямая юридическая обязанность.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |