Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принуждение в деятельности органов исполнительной власти и его виды




Опора на убеждение как основной метод осуществления исполнительной власти не исключает принуждения. Убеждение должно сочетаться с принуждением, когда в этом возникает необходимость. Применение к лицам, допускающим правонарушения, принудительных мер является не только правом, но и обязанностью государства и его должностных лиц.

Принуждение - это такое воздействие, которое обеспечивает исполнение подвластным установленных правил поведения независимо от того, желает он следовать этим правилам или нет. Субъект управления воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы добиться подчинения, т.е. заставить его совершить какие-либо действия, либо отказаться от совершения каких-либо действий вопреки своему желанию.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка. Принудительные меры, установленные нормами административного права, применяются в рамках внутриорганизационной деятельности органов государственного управления и при осуществлении внешней властной деятельности органов исполнительной власти.

Для обеспечения внутриорганизационной деятельности органов государственного управления служит дисциплинарное принуждение, которое состоит в применении субъектами дисциплинарной (линейной) власти мер дисциплинарной и материальной ответственности.

Для характеристики мер административного принуждения, применяемых должностными лицами органов исполнительной власти при осуществлении внешней властной деятельности, в учебной литературе используется термин административно-правовое принуждение.

Административно-правовое принуждение призвано обеспечить защиту правопорядка, оно реализуется в рамках охранительных правоотношений. Административно-правовое принуждение - один из видов государственно-правового. Поэтому ему присущи все признаки последнего, а именно: оно, так или иначе, ограничивает свободу тех, к кому применяется, существенно затрагивает их права и интересы; носит исключительно правовой характер, т.е. применяется на основе и в рамках закона (только в случаях и порядке, предусмотренных законом); государственно-властный характер, который выражается в том, что только государство вправе издавать нормы, устанавливающие конкретные меры принуждения; это правоприменительная, правоохранительная деятельность, которая призвана обеспечить защиту правопорядка; реализуется в рамках охранительных правоотношений. Ответ2 (начало). В то же время административно-правовое принуждение обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие:

1. Меры административно-правового принуждения применяются не только в связи с совершением административных проступков, но и при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан, либо для предупреждения и пресечения преступлений.

2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, субъектами функциональной власти.

3. Меры административного воздействия вправе применять многочисленные органы исполнительной власти и их должностные лица (государственные инспекции, органы транспорта, милиции, административные комиссии и др.), в предусмотренных законодательством случаях - суды и судьи.

4. Административному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации.

5. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами.

Ответ3 (начало). Таким образом, административно-правовое принуждение - это применение субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер, направленных на неукоснительное выполнение гражданами и должностными лицами юридических обязанностей, в связи с совершением противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Определение 12. Многоплановость целей административно-правового принуждения, разнообразный характер общественных отношений, охрана которых осуществляется с помощью данного вида принуждения, определяют его внутреннюю неоднородность. Многие авторы считают, что по способу воздействия меры административно-правового принуждения следует делить на меры предупреждения, пресечения и наказания.

К мерам предупреждения они относят разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий (карантин, закрытие участков границы и др.). Отмечая большое значение предупредительных средств, Д.Н. Бахрах считает, что они не являются принудительными, поскольку принудительные меры применяются только к тем, кто нарушает запреты, т.е. совершает неправомерные действия, а вот восстановительные санкции - это особый вид административного принуждения.

По мнению Бахраха Д.Н., в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры и взыскания. Однако включение в состав административного принуждения восстановительных мер (например, таких как изъятие у организаций незаконно полученного, пеня, взыскание недоимки и т.п.) является спорным. Как справедливо отмечается в литературе, восстановительные меры хотя и применяются в административном порядке, но не зафиксированы в действующих административно-правовых нормах, либо применяются субъектами дисциплинарной (линейной) власти.

Не углубляясь далее в научную дискуссию по поводу разграничения административно-принудительных мер, за основу возьмем классификацию, предложенную Л.Л. Поповым и А.П. Кореневым, которая в большей степени отражает специфику административно-правового принуждения, применяемого органами внутренних дел. По их мнению, исходя из целей использования способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы: меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры); меры административного пресечения (административно-пресекательные меры); меры административно-процессуального обеспечения; меры административного взыскания.

Данная классификация в определенной степени относительна. Отдельные меры имеют различные по целевому назначению основания применения (например, проверка документов, досмотр, доставление, задержание и др.) и в зависимости от этого могут одновременно быть включены в состав нескольких групп. Кроме того, довольно специфический характер отдельных принудительных мер (например, беспрепятственное вхождение в жилые и иные помещения граждан, помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями; использование транспортных средств предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений или граждан; доставление в милицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений) не позволяет однозначно определить их принадлежность к той или иной группе административного принуждения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.