Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования, предъявляемые к правовым актам управления




Классификация актов государственного управления

Цели, задачи, функции и методы исполнительной власти реализуются в разнообразных правовых управленческих актах. Следовательно, в целях лучшего познания их юридических особенностей возможна классификация актов управления по ряду критериев.

Ответ5 (начало). Правовые акты управления подразделяются: по юридическим свойствам; по сроку действия; территории действия; характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты; органам, издающим правовые акты управления; форме выражения актов. По юридическим свойствам акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные, акты смешанного характера.

Нормативными являются те акты, которые содержат в себе нормы права. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, т.е. содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, рассчитаны на длительный срок действия. Нормативными актами управления определяется правовой статус органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту или Правительству РФ (например, положения о министерствах). Аналогичные акты издаются и действуют на территории субъектов федерации и обладают меньшей юридической силой по сравнению с актами законодательных органов субъектов федерации. Являясь одним из наиболее емких источников административного права, нормативные управленческие акты регулируют общественные отношения, складывающиеся во всех сферах и отраслях государственного управления.

Индивидуальные акты управления не содержат в себе норм права. Они разрешают конкретный, индивидуальный вопрос управления (дело) на основе законов и иных нормативных актов, т.е. являются актами применения норм права к конкретным случаям (например, такими являются постановления Правительства РФ о назначении конкретных лиц на должности заместителей министра, приказ руководителя органа исполнительной власти о поощрении сотрудника органа и т.д.). Индивидуальные акты - это наиболее распространенный вид актов государственного управления. Посредством индивидуальных актов оперативно решается большое число вопросов и дел, возникающих в процессе управления. Правовые акты управления смешанного характера содержат в себе как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам. В указанных актах, наряду с общими правилами (нормами права), содержатся предписания, адресованные конкретным органам исполнительной власти и должностным лицам.

По сроку действия акты управления делятся на бессрочные, срочные и временные. Если в акте управления срок не определен, то он действует до тех пор, пока не будет отменен, т.е. бессрочно. Если же в акте управления указан срок действия, то по истечении этого срока акт утрачивает силу. Временные акты, как правило, действуют в течение неопределенного, но продолжительного срока. В наименовании таких актов указывается, что они временные.

По территории действия правовые акты управления подразделяются на акты, действующие в масштабе Российской Федерации, республики в составе России, и акты, действующие в масштабе края, округа, области, города федерального значения, а так же административно-территориальной единицы (района, города, поселка, сельского населенного пункта).

По характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты, последние делятся на акты общего, межотраслевого и отраслевого управления. Акты общего управления издаются органами общей компетенции (правительством Российской Федерации, правительством республик в составе России, администрацией края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и другими органами общей компетенции) и обладают большей юридической силой, чем акты межотраслевого и отраслевого управления. Акты межотраслевого (надведомственного) управления принимаются исполнительными органами межотраслевой компетенции (например, Госкомстатом России, Госстандартом России и др.), которые решают вопросы, имеющие межотраслевой характер. Эти акты обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, органами, организациями, должностными лицами независимо от ведомственной подчиненности, а так же гражданами. Акты отраслевого управления регулируют общественные отношения и разрешают управленческие дела в определенной области управления. Такие акты издаются министерствами, председателями государственных комитетов, руководителями служб, управлений, отделов и т.п.

По органам, издающим правовые акты управления. Органы исполнительной власти РФ издают: Президент - Указы и распоряжения; Правительство - постановления и распоряжения; министры - приказы, распоряжения, указания, инструкции; Государственные комитеты - постановления, а их председатели - приказы, распоряжения, указания, инструкции; руководители федеральных служб, агентств и др. - приказы, распоряжения, указания, инструкции. Органы исполнительной власти республик в составе РФ (президенты, правительства, министерства, комитеты и др.) издают, соответственно, акты, сходные с правовыми актами управления вышеуказанных органов исполнительной власти России. Органы исполнительной власти иных субъектов федерации (краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономного округа) издают: главы администраций - постановления, распоряжения и др.; органы специальной и отраслевой компетенции, отделы, управления, департаменты и т.п.) - приказы и иные акты. Руководители государственных предприятий, учреждений и организаций издают приказы и иные акты. Правовые акты управления издаются также государственными органами, которые не являются органами исполнительной власти, например, руководителями представительных органов, председателями судов, прокурорами. Эти акты издаются для разрешения внутриорганизационных вопросов. Судьи также выносят постановления по делам об административных правонарушениях.

По форме выражения правовые акты управления подразделяются на словесные и конклюдентные. Словесные, в свою очередь, делятся на письменные и устные. Письменный акт управления рассматривается как надлежащим образом оформленный письменный документ. Во многих случаях акт управления имеет силу лишь тогда, когда он соответствующим образом письменно оформлен. Наряду с письменными актами существуют устные (приказы, распоряжения, указания, команды и т.п.). Чаще всего они принимаются в процессе оперативного решения вопросов управления. Так же, как и письменные, они влекут юридические последствия. Их исполнение гарантируется принудительной силой государства. Отказ от выполнения, невыполнение или ненадлежащее выполнение устного акта управления может повлечь юридическую ответственность.

Воля субъекта управления может выражаться посредством определенных жестов, сигналов, знаков и других конклюдентных действий. Таковы, например, жесты милиционера, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы и специальные знаки, подаваемые работниками железнодорожного, водного и воздушного транспорта в целях регулирования и обеспечения безопасности движения. Конклюдентные акты так же влекут за собой определенные юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых и иных правоотношений.

 

Правовой акт управления должен приниматься в строгом соответствии с требованиями принципа законности, на основе и во исполнение законов. Акты управления, не соответствующие закону, подлежат отмене. Вместе с тем, они не могут противоречить указам и другим актам вышестоящих органов представительной и исполнительной власти. Основные требования законности, предъявляемые к актам государственного управления, заключаются в следующем:

1. Правовой акт управления должен быть издан полномочным органом и в пределах его компетенции.

2. Правовой акт управления должен приниматься в установленном порядке. Например, акты, принимаемые коллегиальными органами, должны обсуждаться на заседаниях этих органов при наличии кворума, т.е. простого или квалифицированного (не менее двух третей) большинства членов данного коллегиального органа.

3. Правовой акт управления должен быть издан по установленной форме и подписан надлежащими должностными лицами.

Правовой акт управления должен быть издан в точном соответствии с установленным порядком опубликования и вступления в силу актов управления. Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Акты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной, опубликованию не подлежат. Распоряжения Президента могут быть опубликованы Администрацией Президента России в установленном порядке.

Указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства публикуются Администрацией Президента России в "Собрании законодательства РФ", "Российской газете" и газете "Российские вести". Данное опубликование является официальным. Кроме того, акты Президента и Правительства могут быть переданы Администрацией Президента России для опубликования в иных органах печати, обнародованы по телевидению, радио, переданы по каналам связи, а так же разосланы соответствующим государственным органам.

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции России, подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести", если иное не предусмотрено законодательством. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, юридической силы не имеют. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования ведомственных нормативных актов возложен на Министерство юстиции России, Нормативные акты министерств и ведомств публикуются также в "Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств РФ".

Акты органов исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, публикуются в соответствующих изданиях этих республик. Акты органов исполнительной власти иных субъектов федерации публикуются в периодической печати, а также в иных средствах опубликования актов управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.