КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и юридическое значение правового акта управления
Правовое обеспечение государственного управления – это установление правил функционирования органов государственного управления. Государственная, в том числе и исполнительно-распорядительная власть не может реализовываться сама по себе, она всегда должна воплотиться в конкретных выражениях и действиях, которые представляют собою совокупность различных форм и методов государственного управления. Содержание исполнительной власти, которым являются ее права и обязанности по государственному управлению, не может существовать без своего правового закрепления в правовых актах государства. Все действия органов исполнительной власти строго регламентированы и воплощаются в государственно-управленческих формах: правовых актах управления и административно-правовых договорах. Под правовым актом управления теория права понимает основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа, направленное на возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления. Определение 9. Ответ1 (начало). Правовой акт управления обладает определенными признаками. Так, во-первых, он является подзаконным актом. Во-вторых, он опирается на властные полномочия органов государственного управления, а потому представлен в виде одностороннего юридического волеизъявления, которое имеет императивный (властный, общеобязательный) характер, определяет правила должного поведения людей. В-третьих, эти акты издаются только полномочными органами государства, от имени и в интересах государства, а потому носят официальный характер. В-четвертых, правовой акт управления оформляется установленным способом. Так по форме оформления они могут быть письменные, устные или могут быть выражены в форме конклюдентных действий (например, жесты и телодвижения инспектора ДПС во время регулирования дорожного движения). Государство, наделяя административные органы управления широким спектром прав и должностных обязанностей, создает огромный массив правовых актов, которые имеют свою видовую классификацию. Основанием для классификации являются юридические свойства актов. В соответствии с этими свойствами все правовые акты можно разделить на нормативные (общеобязательные), индивидуальные (адресованные определенной группе лиц, или одному лицу) и смешанные. Нормативные акты управления устанавливают правила поведения для широкого круга лиц, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий характер. Нормативные акты могут издавать как законодательные, так и исполнительные органы власти различного уровня. Применительно к конкретному органу исполнительной власти, возможность издания ими нормативных актов управления чаще всего регулируется Положением об этом органе, утверждаемым Постановлением Правительства РФ, или законом субъекта РФ для исполнительных органов власти субъекта РФ. Индивидуальные акты управления могут издавать органы исполнительной власти различного уровня. Они являются юридическими фактами направленными на возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений, носят правоприменительный характер, издаются в отношении определенных, указанных в акте лиц и решают конкретные административные дела (например приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания и т.д.). Смешанные акты управления - это такие акты, в которых переплетаются нормы и индивидуальные установления. Каждый вид органа исполнительной власти издает акт определенного вида. Правительство в рамках своей деятельности правомочно принимать постановления, распоряжения. Руководители центральных органов управления - приказы, постановления и инструкции. Органы местного государственного управления для реализации своих полномочий издают нормативные акты, обязательные для исполнения на соответствующей территории. В сфере государственного управления действует презумпция действительности правовых актов управления, то есть правовой акт предполагается юридически сильным до того момента пока он не будет отменен в установленном законом порядке. Кроме того, для того, чтобы правовой акт полноправно выполнял свою функцию регулирования общественных отношений он должен удовлетворять следующим требованиям: 1) он должен быть законным, т.е. соответствовать Конституции РК, законам и другим актам, и должен быть принят в установленном законом порядке и форме; 2) он должен быть издан в пределах компетенции органа, его издавшего; 3) он не должен нарушить законодательно закрепленные права и законные интересы граждан и организаций. Если правовой акт не удовлетворяет перечисленным требованиям, он должен быть отменен органом его принявшим, либо на основании постановления суда, либо распоряжения вышестоящего органа государственного управления в порядке предметной компетенции. Ответ2 (начало). Правовое регулированиегосударственной управленческой деятельности – это правотворческая функция государства, связанная с изданием юридических норм, обязательных для исполнения субъектами государственного управления, регулирующих и регламентирующих поведение людей, вступающих в формальные правоотношения с государством и обществом. Определение 10. Правовое регулирование, или обеспечение деятельности субъектов государственного управления, предполагает закрепление в правовых нормах их прав, обязанностей, компетенцию, а так же гарантии реализации правового статуса и правовой защиты их деятельности. Оно необходимо для упорядочения жизнедеятельности общества и государства. Правовое обеспечение государственного управления представляет собой единство социологического, нормативного и практического аспектов. Оно начинается тогда, когда в целях, содержании, требованиях закона или иного правового нормативного акта «охватывается» назревшая общественная потребность в упорядочении взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом (моделью, логической структурой) и в определенном направлении. Большинство правовых актов рассчитаны на многократное применение разными людьми в аналогичных обстоятельствах. Здесь всегда имеются сложности, связанные с тем, что формирование норм (правил) поведения осуществляется на основе информации о прошлом (о знаемой потребности), но они должны будут применяться и в будущем, которое никому не известно. Иначе говоря, в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогнозируемый характер. Ответ3 (начало). Традиционно в норме (правиле) поведения, установленной или санкционированной государством, различаются три основных элемента. Гипотеза – часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства, отношение жизни, в которых она действует. Диспозиция – часть нормы, раскрывающая содержание, смысл самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. Санкция – часть нормы, характеризующая меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения (нарушения) диспозиции и гипотезы соответствующей нормы (юридические санкции). В теории права выделяют несколько аспектов государственной и общественной реальности правового обеспечения государственного управления: - отношения между государством (его органами) и обществом, гражданами, посредством которых формируются государственно-управляющие воздействия (управление обществом со стороны государственного аппарата). Первостепенное значение здесь имеют правовые механизмы объективизации государственного управления; - отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий); - волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы, как в государственной службе (кадровый состав государственных органов), так и при обращении граждан в государственные органы при решении каких-либо своих проблем. центральным вопросом этих отношений выступает определение правового статуса государственных органов вообще и в сфере управления в частности; Правовой статус государственного органа состоит из четырех, имеющих юридический смысл, основных групп элементов: Во-первых, он включает в себя месторасположение и природу (существующего или предполагаемого) государственного органа в ценностной системе государственных органов страны. Во-вторых «несущим» элементом правового статуса выступает компетенция государственного органа – юридическое выражение совокупности управленческих функций и полномочий государственного органа в отношении отдельных управляемых объектов. Здесь юридически закрепляются: набор управленческих функций для конкретного государственного органа; адекватные (соответствующие им) полномочия; состав полномочий, включающий в себя формы и методы; осуществление управленческих функций; перечень управляемых объектов или определенных вопросов (аспектов) их функционирования, которые и представляют предметы ведения государственного органа. В-третьих, правовой статус государственного органа предполагает юридическое закрепление его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования. В- четвертых, правовой статус закрепляет совокупность специальных прав, должностных обязанностей субъектов управления и юридических гарантий обеспечения их защиты. Правовое обеспечение государственного управления должно реализовывать ряд требований, соблюдение которых способствует упорядоченности всех явлений, процессов и отношений в обществе. Это, прежде всего, своевременность принятия соответствующих правовых норм, позволяющих оперативно реагировать на все происходящие в государстве общественные процессы. Запаздывание в нормативном оформлении возникающих управленческих связей создают большие проблемы. Формы правового обеспечения государственного управления должны быть устойчивыми и стабильными. Многое зависит от полноты и внутренней согласованности правовых норм. Основополагающее значение в правовом обеспечении государственного управления принадлежит Конституции государства как нормативному правовому акту высшей юридической силы в стране. Конституция является отражением определенной системы общественных отношений и задает обществу целевую и ценностную направленность, по которой оно должно развиваться. Важнейшей формой правового обеспечения государственного управления являются законы. Закон – это принятый в особом порядке нормативный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой (после Конституции). Указы Президента Республики Беларусь по предметам ведения имеют нормативный характер. Хотя они и подзаконны по своей юридической природе, но часто в условиях отсутствия необходимых законов играют роль первичных, «установительных» правовых нормативных актов. Важное значение среди форм правового обеспечения государственного управления отводится подзаконным правовым нормативным актам, представляющим собой нормативный юридический акт компетентного органа, основанный на законе и закону не противоречащий. Сюда следует отнести указы Президента и Постановления Правительства РФ. Структура правового обеспечения государственного управления должна быть такой, чтобы каждому из элементов государственного управления была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности, предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию. Акты органов государственного управления имеют существенное значение для регулирования общественных отношений во всех сферах государственной деятельности, без них просто невозможно было бы реализовать не одну из государственных функций. Нормативные правовые акты, представляют собою сборники правовых норм, регламентирующих повседневную деятельность государственных органов и их должностных лиц в различных жизненно сферах государства. Без правового регулирования деятельности субъектов государственного управления, эта деятельность была бы стихийной, и представляла бы произволом управляющих субъектов по отношению к управляемым. Наиболее значимыми формами управленческой деятельности являются правовые формы. Одной из основных правовых форм является издание органами государственного управления правовых актов управления (административных актов). Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций государственного управления. Ответ4 (начало). Основными признаками правового (административного) акта управления является то, что он: - имеет юридическую природу, т. е. обладает государственно властным характером и обязателен для тех, кому адресован. Исполнение акта гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства. Специфика юридического характера акта управления заключается в том, что в нем содержится государственно-властное правовое решение вопросов управления; - принимается в одностороннем порядке, исходит из компетентного органа исполнительной власти, должностного лица или иного субъекта государственного управления. Причем это качество акта управления сохраняется и при принятии его несколькими субъектами управления по соглашению. В этом случае речь идет о выражении коллективной воли субъектов управления в одностороннем порядке; - устанавливает обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения. В последнем случае влечет возникновение, изменение или прекращение правовых отношений, регулирует как абстрактные, так и конкретные общественные отношения в сфере управления, т. е. является актом регулятором; - носит творческий характер, поскольку направлен на оптимальное разрешение управленческих дел и вопросов. От субъекта управления, разрешающего дело, требуются: творческий, научный подход, предвидение, осмотрительность, учет и глубокий анализ практический данных; - принимается субъектом управления только по тем вопросам, которые относятся к его компетенции, и в порядке, установленном правовыми нормами. Такой порядок в основном регламентируется административно-процессуальными нормами, например, постановление Правительства принимается только в коллегиальном порядке и при наличии кворума; - издается, как правило, в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно; - подзаконен, т.е. издается полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения; - может быть, в установленном действующим законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами порядке, опротестован или обжалован. Таким образом, под правовым актом управления понимается подзаконное официальное решение, принятое органами исполнительной власти в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия. С точки зрения социального содержания, правовые акты управления (административные акты) - это управленческие решения, в которых непосредственно выражены цели, задачи, функции и методы деятельности субъектов государственного управления. Посредством акта управления решаются разнообразные управленческие дела (вопросы, ситуации). Юридическое значение актов государственного управления многообразно: они устанавливают, изменяют и отменяют нормы права (речь идет о нормативных актах) управления; возлагают конкретные обязанности на субъектов управления или наделяют их определенными правами (например, обязанность совершать то или иное действие в сфере управления, право распоряжаться государственными средствами и т.п.). Акты управления выступают в качестве юридических фактов, т.е. оснований для возникновения, изменения или прекращения отношений в сфере управления (например, зачисление гражданина РФ в кадры МВД России служит юридическим фактом, порождающим соответствующие служебные отношения). Акты управления могут служить: - основанием для издания других актов управления (например, на основании акта вышестоящего органа исполнительной власти издается акт нижестоящим органом исполнительной власти); - доказательством для суда, основанием для возбуждения судебного дела (об увольнении работника, о признании недействительности ордера на жилую площадь и др.); - условием действительности других актов (например, выдача органами внутренних дел разрешения на приобретение огнестрельного оружия и др.). Отличие правовых актов управления от других актов государственных органов и общественных объединений. Акт управления отличается от закона тем, что носит подзаконный характер, т.е. издается на основе и во исполнение закона. Если акт управления противоречит закону, то действует закон. От судебных актов (приговора, решения, постановления, определения) акты управления отличаются по юридическим свойствам, основаниям и порядку принятия. Судебный акт - это правовая форма выражения правосудия, применяется к лицам, нарушившим права и законные интересы граждан, органов и т.д. Судебный акт - это индивидуальный акт, применяемый в связи с рассмотрением и разрешением судом дела о нарушении или спора о праве. Большинство же актов управления издается в связи с совершением субъектами правомерных действий, в целях руководства сферами и отраслями управления. От актов прокурорского надзора (протеста, представления, постановления) правовой акт управления отличается по юридическим свойствам и основаниям понятия. Акты прокурорского надзора являются формой реагирования прокурора на нарушение законности, они не содержат в себе норм права, а также предписаний управленческого, исполнительно-распорядительного характера, что присуще актам государственного управления. От гражданско-правовых актов (сделок) правовые акты управления отличаются по своей юридической природе и основаниям принятия. Для гражданско-правовых актов характерно взаимное волеизъявление сторон. Гражданско-правовой акт - это соглашение, результат взаимного волеизъявления сторон (участников договора), тогда как акт управления может быть принят без согласия заинтересованной стороны. Акты управления отличаются от документов, имеющих юридическое значение, и от служебных документов. Документы, имеющие юридическое значение (служебное удостоверение, диплом, протокол об административном правонарушении и т.п.), сами по себе не устанавливают, не изменяют и не прекращают конкретных правоотношений. Составленные по установленной форме они лишь удостоверяют определенные факты. Служебные документы (справки, докладные записки, стенограммы совещаний и т.п.) не имеют юридического значения, а являются источником информации. На основании служебных документов (например, рапорта) могут быть приняты правовые акты управления. Правовые акты управления отличаются от актов негосударственных, общественных организаций и иных объединений. Последние акты управления издаются от имени негосударственной организации или объединения. Они обязательны лишь для членов этих организаций. Государственно-властным характером эти акты не обладают.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |