КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды административно-правовых форм государственного управления
Управленческая деятельность представляет собой сложное социально-психологическое явление с преобладанием волевого начала. Каждый человек, занятый ею, совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в коллективах органов государственной власти особый социально-психологический настрой, формирует определенный тип поведения и деятельности. Всякая человеческая деятельность имеет свойство внешнего проявления, которое облекается в определенную, специфическую форму поведения. Государственное управление, представляющее сложное комплексное явление, так же облекается в определенные предметные формы, в зависимости от характера и видов деятельности его многообразных субъектов. Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей, задач и функций, и обеспечению их собственной жизнедеятельности. Формы деятельности субъектов государственного управления выражаются через их правовой статус, в их компетенции, закрепленной в правовых нормах. Управленческая деятельность государственных органов, государственных служащих, органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляется в определенных формах, каждая из которых обусловлена задачами и функциями управления и имеет особое содержание. Форма управления — это внешнее выражение содержания управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых непосредственно государственными органами и органами местного самоуправления. Форма управления — это определенная часть управленческой деятельности органа, его структурных подразделений и должностных лиц. Каждая форма управления заключает в себе совершение конкретными субъектами определенных действий, правомочий, которые специфическим образом раскрывают содержание управленческой деятельности, самого управленческого воздействия.[35] Форма управления может иметь юридическое содержание, т. е. может устанавливаться нормативным правовым актом. Такая форма управления называется правовой. В некоторых случаях формы управления не устанавливаются нормативно и, следовательно, их нельзя считать правовыми формами управления. Правовая форма управления — это внешне выраженное и юридически оформленное действие органа управления публичной власти (или должностного лица), осуществляемое в пределах его компетенции и вызывающее определенные правовые последствия. Определение 7. Использование в рамках управленческой деятельности различных форм и методов управления обусловливается целями, задачами и функциями государственного управления. Формы управления призваны обеспечить наиболее целесообразное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени. Управленческая деятельность государственных органов и органов местного самоуправления (государственных и муниципальных служащих, должностных лиц) осуществляется в определенных формах, каждая из которых обусловлена специфическими задачами и функциями управления и имеет особое содержание. Всякая деятельность по управлению характеризуется собственным содержанием, т. е. конкретными связями, принципами, процессами, участниками и элементами; всякое содержание управления имеет конкретную форму своего внешнего, выражения. Формы управления органов исполнительной власти отличаются от форм деятельности других ветвей власти, т. е. от форм законотворчества и правосудия, обеспечивают возможность реализации управленческих функций и мероприятий практически во всех сферах и отраслях управления, во всех сферах государственной и общественной жизни. Органы управления и должностные лица в каждом конкретном случае избирают специальную форму управления. Выбор формы управленческих действий подчинен определенным правилам: она должна соответствовать компетенции данного органа (и соответствующих должностных лиц), назначению, функциям, правовым методам управленческой деятельности, характеру разрешаемых вопросов, целям управляющего воздействия; особенностям конкретного объекта; она может распространяться лишь на те объекты, которые находятся в пределах ведения соответствующего управляющего органа (должностного лица). Формы управленческой деятельности должны соответствовать содержанию управленческой деятельности, т. е. для реализации той или иной функции управления необходимо выбирать наиболее целесообразные формы, обеспечивающие качественное выполнение задач с наименьшей затратой сил, средств и времени. В процессе государственного управления должны использоваться, как правило, только те формы управления, которые установлены в нормативных правовых актах (положениях, уставах, инструкциях и т. д.).[36] Таким образом, внешнее практическое выражение государственно- управленческой деятельности представляет собой форму этой деятельности. Поскольку правовые формы управления имеют юридическое установление и содержание, то они влекут соответствующие правовые последствия. Ответ1 (начало). Правовая форма управления «характеризуется следующими признаками: - она установлена в правовом акте государства; - она имеет государственно-властный обязательственный характер; - она носит подзаконный характер; - имеет подконтрольный характер полномочий органов управления и их должностных лиц. К формам государственного управления относятся: - правотворчество (нормотворчество); - правоприменение; - издание индивидуальных актов управления; - проведение организационных действий; - организация материально-технического обеспечения управленческой деятельности. Ответ2 (начало). В юридической литературе наиболее часто формы управленческой деятельности принято классифицировать на две группы: а) правовые формы, которые связаны с установлением, применением и защитой норм административного права; б) неправовые формы, в которых совершение тех или иных управленческих действий непосредственно не связано с изданием юридических актов управления, как например, организация и проведение материально-технических мероприятий. Возможна также смешанная или «организационно-правовая форма управления, например, разработка оптимальных организационных структур и штатной численности территориального органа исполнительной власти»[37]. Неправовые формы представлены организационными действиями и материально-техническими операциями. Последние не связаны с реализацией государственно-властных полномочий исполнительной власти, хотя и способствуют их осуществлению. Такие формы при их применении не влекут юридических последствий, не создают новых и не изменяют старых административно-правовых отношений. Неправовые формы управления традиционно включают: - организационные, организационно-инструкционные действия или мероприятия (проведение совещаний, распространение опыта), разработку методических рекомендаций, оказание практической помощи исполнителям на местах. - материально-технические действия: формы управленческой деятельности, обеспечивающие эффективность служебной деятельности и связанные с ведением делопроизводства, регистрацией, оформлением, размножением и рассылкой документов, обработкой информации. Правовые формы управления всегда связаны с осуществлением органами государственной власти и органами местного самоуправления властных полномочий правоустановительного, правоприменительного, регулятивного и правоохранительного характера. Ответ3 (начало). Правовые формы государственного управления классифицируются: - по содержанию: на правотворческую и правоприменительную деятельность. Правотворческая управленческая деятельность состоит в создании правовых норм, их изменении или отмене. Правоприменительная деятельность заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного жизненного факта под соответствующую норму права с целью принятия на этой основе индивидуального правового акта; - по целенаправленности: на внутренние (применяются внутри самой системы государственного управления) и внешние (связанные с реализацией задач государственного управления в соответствующей сфере общественной жизни); -по способу выражения: на словесные (устные и письменные) и конклюдентные (выраженные знаками, сигналами или иным несловесным образом); Также правовые формы могут быть квалифицированы следующим образом: - по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов, заключение административных договоров, выпуск ценных бумаг) и базирующиеся на них (регистрационные, разрешительные, контрольные, лицензионные); - по достигаемым результатам: позитивное регулирование либо реакция на негативные явления в сфере государственного управления; - по направленности: воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления (внешняя направленность) либо на деятельность подчиненного управленческого персонала (внутренняя направленность); - по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам; - по субъектному выражению: односторонне выраженные (правовые акты) либо многосторонне выраженные (административно-правовые договоры); - по инициативе применения: используемые субъектами исполнительной власти по своей инициативе либо по инициативе вышестоящих органов, либо по инициативе других участников управленческих отношений (например, по обращениям граждан, сообщениям средств массовой информации, результатам опросов населения) - по условиям применения: нормальная обстановка или режим чрезвычайного (военного) положения; - по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными либо судебными органами; - по особенностям объекта управляющего воздействия: юр. лица, граждане РФ, иностранцы; - по юридическому содержанию: дозволительные, запретительные, предписывающие; - по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные и процессуальные. Разграничивают также публично-правовые и частноправовые формы осуществления управления. Среди публично-правовых форм выделяют нормоустановление, волеизъявление и реальные административные акты. Нормоустановление – это появление норм права, адресованных публичным управлением внешней среде (субъектам права, связанным с управлением, или обязанным выполнять его предписания). К нормоустановлению можно отнести: а) правовые положения, которые являются абстрактно - всеобщими правилами органов управления; б) положения (уставы) – абстрактные правила субъектов непосредственного управления; в) внутренние административные предписания должностных лиц. Главными признаками нормоустановления являются абстрактно всеобщее действие, односторонность, установление для адресатов необходимого регулирования соответствующих отношений или правил. Волеизъявление публичного управления (администрации). К таким актам относятся: а) административный акт (типичная форма управленческих действий в системе юрисдикционного (принуждающего) управления). б) административный договор (форма управленческих действий в системе обеспечивающего управления). Основной признак волеизъявления – это сознательное объявление, причем воля субъекта получает правовое оформление (заявление о расторжении контракта в системе государственной службы). Реальные административные акты – это важнейшая форма управления, отличающаяся от волеизъявления тем, что не направлены на создание определенных правовых последствий, а влекут за собой практический результат (заявления прессы, отзывы (заключения), выдача справок). Основной признак реальных актов – появление практического результата управления. Формы управленческих действий носят организационный характер, «реализуя такие действия, как: «исполнение», «принятие мер», «согласование», «координация», «контроль», «учет», «подписание», «передача», «подготовка» и т.п.»[38] Самой общей организационной формой управления является подготовка и принятие управленческого решения, которое оформляется в виде правового акта – нормативного или индивидуального. Управленческое решение готовится соответствующими подразделениями органа управления, а принимается в установленной форме руководителем органа. Кроме того, важную роль играют такие организационные формы работы, как планирование, согласование, координация, получение и сбор информации, информирование. Орган управления, его персонал в пределах своей компетенции реализуют право получать информацию от других субъектов и обеспечивать доступ к своей информации, необходимой как другим органам управления, государственным и негосударственным, так и гражданам (ФЗ ОТ 27.07.2006 № 149-ФЗ [39], Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 [40]). Все большее значение приобретают формы деятельности органов исполнительной власти, связанные с обеспечением непосредственного контакта с гражданами. Порядок приема населения, соблюдение процедур оформления их заявлений, просьб, предложений, результатов опросов и др. должен быть включен в функции субъектов управления. Многие органы управления, используя информационные технологии, осуществляют контакт с гражданами по форме «одного окна». Система «одного окна» состоит в том, что бы граждане могли обращаться за предоставлением информации в одну организацию, которая сама обеспечивает контакты с другими структурами, имеющими необходимую информацию. Специальные формы управления связаны с реализацией функции учетно-регистрационного характера, лицензирования, сертификации, стандартизации. Это функции, обеспечивающие требования к качеству и безопасности видов деятельности, имеющих особо важное значение для жизнеобеспечения граждан, унификации продукции, работ, услуг. Самостоятельной формой деятельности является выполнение работ регистрационно-учетного характера - ведение государственных реестров, кадастров, регистров. Примером конкретных реестров может быть ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ [41]), ведутся реестры налогоплательщиков, реестры владельцев ценных бумаг, реестры лицензий. Разрешительной и одновременно контрольной формой управленческой деятельности является лицензирование. Эта форма установлена для отдельных видов деятельности, для обеспечения требований государства в наиболее чувствительных областях производства, услуг, предпринимательской деятельности. Лицензирование включает такие формы деятельности, как: выдачу лицензий, приостановление и аннулирование лицензий, надзор за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий. Специальной формой управления, реализуемой в особом виде производства, является сертификация – оформление официальных документов, подтверждающих качество и безопасность продукции определенного назначения, соответствие продукции и услуг определенным стандартам. Сертификация подразделяется на обязательную и добровольную. Порядок сертификации определяется Законом «О защите прав потребителей»[42] и Федеральным законом «О техническом регулировании»[43]. Эффективность использования форм управления обеспечивается установлением их процессуальной формы. Иными словами, управленческая деятельность должна быть юридически (административно-правовым образом) формализована: в ней должны содержаться основания совершения управленческих действий, необходимость их совершения, важнейшие этапы разработки проектов решений, процедуры голосования и принятия, контроля за исполнением. В настоящее время управленческая деятельность в России имеет минимум правовой регламентации, что, естественно, влечет за собою такие негативные явления, как произвол, коррупция, иные злоупотребления властью и низкую эффективность государственного управления. Неурегулированность административных процедур ощутимо проявляется в практике публичной управленческой деятельности, вызывая серьезные последствия в сфере обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Совершенствование административных процедур и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, например, — одно из основных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, который имеет право направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечания и предложения общего хapaктера, относящиеся к повышению эффективности их деятельности.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |