Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная ответственность




Понятие и содержание административного правонарушения

 

Под административным правонарушением (проступком) в юридической литературе понимается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие) субъекта (физического или юридического лица), посягающее на общественные отношения, регулируемые нормами административного права, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность. Определение 13. Синоним административного правонарушения - административный проступок. Административное правонарушение включает в себя ряд обязательных элементов, на основании которых строится его понятие. Элементы административного правонарушения (проступка): наличие деяния; противоправность; антиобщественность; виновность; наказуемость; юридический состав. Под деянием, с правовой точки зрения, принято понимать такое поведение субъекта правоотношения, которое может быть выражено в виде действия или бездействия. Под действием понимается активное невыполнение определенной обязанности, неподчинение требованию правовой нормы (например, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника; стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и т.п.).

Бездействие предполагает пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение предписаний Государственной автомобильной инспекции; невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей и т.п.).

Противоправность деяния основывается на запрещении законом или иным нормативно-правовым актом совершения конкретного действия (бездействия). Лицо, совершающее противоправное деяние, тем самым нарушает норму действующего законодательства (конституционного, административного, гражданского и др.). Закон рассматривает противоправное деяние, совершенное субъектом административного правонарушения, в качестве проступка (административного деликта) лишь при наличии вины этого лица.

Антиобщественность административного правонарушения заключается в том, что оно имеет вредоносную направленность в виде посягательства на защищаемые обществом ценности: права и свободы человека и гражданина, собственность, независимо от ее форм - государственную, частную и общественную; окружающую природную среду; государственный общественный порядок, а также порядок управления.

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по халатной неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения (проступка).

Содержание умышленной вины зависит от того, как административное правонарушение сконструировано в законодательстве. Составы административных проступков условно подразделяют на формальный и материальный. При этом, для первого достаточно совершения указанного в законодательстве действия или бездействия, независимо от наступления вредных последствий. Например, ст.12.212 КоАП в качестве формального состава административного правонарушения предусматривает нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте и электротранспорте.

Ответ 1 (начало). Материальные же составы административных правонарушений, в отличие от формальных, включают в качестве обязательного признака, помимо действия (бездействия), также последствие и причинную связь между деянием и наступлением вредного результата, как, например, вовлечение несовершеннолетнего в употребление5 пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст.6.10 КоАП).

В формальных составах административных правонарушений умышленная вина заключается в сознании лицом противоправного характера совершаемого деяния, не требуя, чтобы нарушитель точно знал, когда и каким органом совершение тех или иных действий запрещено и какие конкретно вредные последствия могут наступить в результате его действия (бездействия).

В материальных составах административных проступков умышленная вина, кроме сознания противоправности деяния включает также отношение нарушителя к наступившим вредным последствиям. Лицо предвидит эти последствия и желает либо сознательно допускает их наступление.

Неосторожная вина определяется применительно к материальным составам административных правонарушений и связывается исключительно с отношением нарушителя к последствиям своего действия. В формальных проступках неосторожная вина характеризуется тем, что лицо, как правило, не сознает противоправности своего действия, хотя должно было и могло сознавать как противоправность, так и наказуемость поведения в административном порядке.

Различается две формы неосторожной вины: легкомыслие - предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия (бездействия), соединенное с самонадеянным расчетом их предотвращения, и небрежность - непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

Наказуемость деяния предусматривает применение административного взыскания в виде санкции к виновному лицу специально уполномоченным на то государством органом либо должностным лицом и составляет ответственность за совершение административного правонарушения. Являясь юридическим основанием административной ответственности, административное правонарушение включает в себя в качестве обязательного элемента - юридический состав - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность.

Ответ2 (начало). Признаки (элементы) юридического состава административного правонарушения: объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами административного или иной отрасли права, охраняемые мерами государственного принуждения. К таким общественным отношениям относятся отношения, возникающие в процессе реализации политических, экономических, трудовых и иных прав и свобод человека и гражданина; отношения, охватывающие сферу государственной, частной и общественной собственности; окружающей природной среды; здравоохранения; безопасности личности, государственного общественного порядка, а также порядка управления.

Объективная сторона административного правонарушения проявляется в виде деяния, имеющего противоправный характер, или, что одно и то же, в виде запрещенного административно-правовой нормой действия или бездействия, посягающего на конкретные общественные отношения. Вместе с тем, такое деяние может проявляться повторно, неоднократно, или иметь длящийся характер, что имеет существенное значение для правильной юридической квалификации правонарушения и определения вида взыскания за его совершение.

Под неоднократностью в юридической литературе принято понимать совершение лицом аналогичных противоправных действий, два и более раза, с разрывом в течение определенного промежутка времени, за которые к правонарушителю хотя и не применялись меры административной ответственности, но он мог быть предупрежден компетентным органом или должностным лицом, (например, нарушение правил административного надзора и т.п.).

Под повторностью, в юридическом смысле, понимается совершение лицом двух и более аналогичных административных правонарушений в течение года, если в отношении хотя бы одного из них к правонарушителю были применены меры административного взыскания, либо административное правонарушение было зарегистрировано в установленном законом порядке. Повторность превращает простой вид данного правонарушения в квалифицированный, за совершение которого устанавливается повышенная административная ответственность.

Продолжаемое (длящееся) правонарушение представляет собой ряд сходных по своему характеру, направленности и содержанию действий, составляющих в своей совокупности единое правонарушение. Длящееся правонарушение имеет неразрывную связь действий, направленных на длительное невыполнение предписываемых обязанностей, возложенных законом на виновное лицо под угрозой административной ответственности.

Субъектами административного правонарушения являются как физические лица, так и коллективные образования, признаваемые в установленном законом порядке виновными в совершении конкретного проступка. Среди субъектов КоАП предусматривает пять видов физических лиц: граждане РФ; иностранные граждане (включая субъектов с двойным гражданством); лица без гражданства; специальные (индивидуальные) субъекты, обладающие индивидуальным административно-правовым статусом (должностные лица, водители, предприниматели без образования юридического лица и т.п.); особый субъект - физическое лицо, имеющее связь с особенностями его административно-правового статуса, ограничивающего его административную ответственность (сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, несовершеннолетние, отдельные категории иностранных граждан).

По установленному правилу, все физические лица, могут быть привлечены к административной ответственности по достижению ими предусмотренного к моменту совершения административного проступка 16-летнего возраста и при условии их вменяемости. Вместе с тем, ряд лиц, относящихся к категории специальных субъектов (например, должностные лица), реально могут обладать такими правами лишь с 18-летнего возраста, что и определяет порядок их привлечения к административной ответственности с момента фактического назначения на должность.

КоАП исходит из того, что находящиеся на территории России иностранцы и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России, однако, фактическое исполнение закона обусловлено международно-правовыми обязательствами РФ: административная ответственность указанных лиц может быть урегулирована ратифицированным международным договором, который по своей юридической силе превосходит акты внутреннего законодательства, в таком случае норма предусмотренная КоАП уступает свое место международному правовому акту.

Среди коллективных субъектов можно различать общие и специальные. При этом, признаки специальных субъектов прямо называются в норме, устанавливающей ответственность. Из закона вытекает необходимость различий между субъектами административного правонарушения и административной ответственности. При этом следует иметь в виду, что не всегда субъекты административного правонарушения подлежат административной ответственности. Например, военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не всегда совпадают. Таким образом, характеристика субъекта имеет существенное значение как для определения его роли в системе общественных отношений, так и для правильного выбора меры административной и иной ответственности.

Субъективная сторона административного правонарушения - психоэмоциональное отношение субъекта к совершаемому им противоправному деянию и возможным его вредным последствиям. Центральное место субъективной стороны занимает вина субъекта, которая может проявляться как в форме умысла, так и неосторожности. Наличие у лица умысла означает, что проступок был совершен осознанно: лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (ст.2.2 КоАП РФ).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст.2.2 КоАП). При этом следует отметить, что наличие умышленной вины может служить основанием для наложения на виновного более строгого взыскания. Административные проступки, в отличие от уголовно-наказуемых правонарушений, носят менее опасный характер. Вместе с тем, это не означает, что административные проступки не содержат такой опасности. Исходя из содержания многих административных правонарушений, их общественно опасный характер вполне очевиден. Административным проступкам, как и уголовно наказуемым деяниям, присуща общественная опасность, антиобщественная направленность, угроза нормальному развитию соответствующих общественных отношений, хотя степень общественной опасности их ниже, чем у преступлений.

Материальным признаком административных проступков, как и преступлений, выступает их общественная опасность, которая и является выражением определенной степени их антиобщественной сущности. Именно степень общественной опасности служит критерием оценки и отграничения административных проступков от иных правонарушений.

Значение рассмотренных выше элементов административного правонарушения состоит в неразрывной связи с разрешением вопроса о возможности последующего наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные проступки. Выпадение же хотя бы одного из рассмотренных нами элементов административного правонарушения либо одного из признаков его юридического состава, исключает и наступление административной ответственности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что юридическим основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок).

Защищая интересы общества, права и свободы граждан, государство использует средства и методы социального контроля за соблюдением норм поведения, применяя к нарушителям не только меры морального (общественного) воздействия, но и меры юридической ответственности. Одним из видов юридической ответственности, устанавливаемым государством в целях обеспечения законности, является ответственность административная.

 

 

Административная ответственность выступает как средство обеспечения не только административно-правовых, но и иных норм: трудового, финансового, жилищного права и др. Она наступает за нарушение не каждой нормы административного права, а только за те из них, которые содержат санкции в виде мер административного взыскания. Обеспечение неотвратимости административной ответственности всегда является важнейшей задачей законодательства. Административная ответственность преследует цели восстановления социальной справедливости, предотвращение административных правонарушений, воспитание у членов общества уважительного отношения к нормам административного права и представляет собой способ превентивного воздействия на волю и мотивы поведения субъектов общественных отношений. Понятие института административной ответственности конструируется на двух основных элементах:

1) обязанности лица, совершившего административное правонарушение, отчитаться перед компетентным органом административной юрисдикции;

2) обязанности претерпеть определенные лишения имущественного, нравственного, правового либо иного, предусмотренного в законе, характера в виде административного взыскания.

Именно поэтому административную ответственность нельзя отождествлять с наказанием, взысканием, ибо наказание (взыскание) - только лишь один из компонентов административной ответственности, а не сама ответственность. Понятие административной ответственности несколько шире понятия административного взыскания.

Административная ответственность - это предусмотренная нормами административного права обязанность лица, виновного в совершении административного правонарушения, отчитаться о своих неправомерных действиях перед уполномоченным органом административной юрисдикции, или представляющим этот орган должностным лицом, возместить причиненный материальный ущерб в размере и порядке, предусмотренном административным законодательством, и понести соответствующее наказание. Определение 14. Ответ3 (начало). Являясь составной частью государственного принуждения, административная ответственность обладает следующими отличительными признаками (чертами):

1. Основанием административной ответственности является юридический факт - административное правонарушение (проступок).

2. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

3. Порядок привлечения к административной ответственности регламентируется административным законодательством, отличается от порядка привлечения к уголовной и гражданско-правовой ответственности сравнительной простотой и возможностью ее применения многими государственными юрисдикционными органами либо представляющими их должностными лицами.

4. Административная ответственность менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости.

5. Мерой административной ответственности является государственно-правовая реакция на определенный вид противоправного поведения, проявляемая в виде особого рода санкций - административных взысканий.

6. Административное взыскание, как элемент административной ответственности, может быть наложено только в порядке, установленном законом, и не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя юридического состава административного проступка взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Административная ответственность является средством борьбы не с мыслями и намерениями, а с конкретными внешними материализованными проявлениями человеческой деятельности, носящими противоправный антиобщественный характер.

Ответ4 (начало). Обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Посредством закрепления обстоятельств, исключающих наступление административной ответственности, создаются необходимые юридические гарантии, обеспечивающие охрану граждан от необоснованного наложения административных взысканий за совершение деяний, внешне хотя и подпадающих под признаки административных проступков, но не имеющих общественно вредного характера. Вместе с тем, такие обстоятельства имеют стимулирующее значение в сфере административно-правового регулирования и отвечают интересам общества и законопослушных граждан. К числу обстоятельств, исключающих наступление административной ответственности, законодатель относит:

1. Совершение лицом действия, хотя и подпадающего под признаки юридического состава административного правонарушения, но совершенного в состоянии крайней необходимости (ст.2.7 КоАП), то есть, если действие лица было направлено на устранение более значительной опасности, которая не могла быть устранена иными средствами (например, для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, порядку управления и т.п.).

Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется наличная, действительная, реальная, а не мнимая опасность указанным интересам и не в будущем, а в настоящем.

2. Совершение противоправного действия лицом, находившимся в это время в состоянии невменяемости (ст.2.8 КоАП), то есть, если лицо не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Иначе говоря, не подлежит административной ответственности лицо, в противоправных действиях которого отсутствует субъективная сторона юридического состава административного правонарушения. Невменяемость определяется законом как особое психическое состояние субъекта в момент совершения административного проступка, вызванное болезненными нарушениями психики такой глубины, при которой лицо лишается способности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими.

Равным образом законодатель подходит к вопросу о возможности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей. При этом такая возможность ограничена условием достижения 16-летнего возраста, что указывает на позицию законодателя в оценке возрастной дееспособности лица и освобождения его по этому основанию от административной ответственности, если до совершения административного проступка лицу не исполнилось 16 лет. В данном случае речь идет о личной ответственности индивидуума и о применении к нему в необходимых случаях мер государственного принуждения в виде административного взыскания.

3. По смыслу закона, к обстоятельствам, исключающим наступление административной ответственности, можно отнести и срок давности наложения административного взыскания (ст.4.5 КоАП). По истечении определенного в законе срока, производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. В данной норме установлено, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равняется двум календарным месяцам со дня совершения административного проступка либо со дня его обнаружения (при длящемся правонарушении); в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее 1 месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Вместе с тем, срок давности, установленный ст.4.5 КоАП, действует только при привлечении к ответственности индивидуальных субъектов. В действующем административном законодательстве нет единых норм о сроках давности наложения административных взысканий на коллективных субъектов или юридических лиц.

Особое место законодатель отводит административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных проступков (ст.2.5 КоАП).

К таким лицам относятся:

а) военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные;

б) лица рядового и начальствующего состава органов МВД.

Ответственность данной категории лиц ограничена узкими рамками правонарушений, за которые административные взыскания могут быть применены по общим основаниям - это правонарушения, связанные с правилами дорожного движения, правилами охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенными правилами и за контрабанду. Вместе с тем, к указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами. Во всех остальных случаях за совершение проступков, содержащих признаки составов административных правонарушений, рассматриваемые лица несут не административную, а дисциплинарную ответственность.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.