Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное управление в сфере промышленного производства




Исторический опыт развития многих государств убедительно указывает на тот факт, что основу могущества любого суверенного государства и обеспечения его национальной безопасности всегда определяла его экономическая политика, базирующаяся на технически совершенном промышленном производстве.

Экономическая политика Российского государства в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности.

Объективная возможность государственной экономической политики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства и опирается на промышленное производство. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.

Конкретные направления, формы, масштабы государственной экономической политики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в конкретный исторический период.

Важным фактором государственного регулирования экономики является научно-технический прогресс в промышленном производстве. Вместе с тем, существенной проблемой в сфере управления государственной промышленностью, является тот факт, что современное состояние механизма государственного управления промышленностью характеризует его малоэффективный характер, в виду того, что в России до настоящего времени не уделяется внимания строительству новых государственных предприятий, составляющих основу жизнеобеспечения населения, не уделяется так же должного внимания и развитию кадровых специалистов в сфере отечественной промышленности. Не уделяется должного внимания, со стороны Высших органов государственной власти вопросам эффективного управления, связанного с развитием предприятий по переработке первичного и вторичного сырья, предприятий по утилизации и переработке вредных отходов производства и бытового мусора, снижены капиталовложения в развитие отечественного производства товаров широкого спроса и жилищное строительство. Снижение активности законодательных и исполнительных органов государственной власти в развитии промышленности, регулировании роста цен на энергоносители и товары промышленного производства, привели к тому, что большинство молодых семей, лишены стабильных заработков и возможности приобретения собственного жилья, являющегося жизненно необходимым элементом их благополучия, а государство не в состоянии решить демографическую проблему.

Приватизация большинства промышленных предприятий в России, привела к тому, что мощная государственная промышленность, с переходом к рыночной экономике была раздроблена на мелкие частнособственнические предприятия полукустарного типа, поделенные между субъектами, получившими свой первоначальный капитал за счет конъюнктурных должностей или преступных действий.

Перераспределение основных средств производства в России, вызвало дестабилизацию общественных отношений, породив такое социально вредное явление как коррупция (продажность) чиновников, охватившая всю систему органов исполнительной власти. Промышленное хозяйство России, оказавшееся в руках олигархов, часто не имеющих представления о методах управления им, без государственного контроля стало безнадежно отставать от большинства промышленно развитых государств, имеющих менее значительный потенциал сырьевых ресурсов, но более высокий уровень государственного управления промышленностью. На внутренний рынок России заполнился товарами импортного производства. Ориентация государственного руководства страны на зарубежные инвестиции, вкладываемые в разработку добывающих отраслей промышленности и вывоз стратегических сырьевых запасов за рубеж, сделали Россию сырьевым придатком промышленно развитых стран, а ввоз на территорию России отходов вредного промышленного производства из Европы, способствовал снижению экологической безопасности государства, сделав из России мусорную свалку. При этом можно констатировать, что, за исключением некоторых оборонных предприятий и предприятий добывающих отраслей промышленности, государственное руководство последние 20 лет, не уделяло должного внимания вопросам жизнеобеспечения населения и национальной безопасности России.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере государственного управления промышленным производством России является нестабильным, разрозненным и противоречивым, осложнено коллизиями правового характера. В нормативных правовых актах отсутствует ясность по вопросам кадрового насыщения механизма государственного управления промышленностью и ответственности должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей, за злоупотребления своим властным административно-правовым статусом, что ведет к ослаблению национальной безопасности государства.

Реформационные преобразования в России, осуществляемые в условиях перехода от плановой административно-командной системы управления экономикой к системе свободного рыночного хозяйствования, сопровождались абстрактными представлениями Высших органов государственной власти об эффективности новой экономической системы, основу которой всегда составляет наличие развитого промышленного производства. Развитие промышленности, и совершенствование ее технологий прямо зависит от системы государственного управления, от политической воли высших должностных лиц государства, от нравственного и профессионально состояния аппарата государственного управления, кадрового потенциала, от выработки грамотной финансовой и промышленной политики законодательными органами власти.

Наиболее важной функциональной социальной подсистемой – сферой государственного управления в России, СССР и РФ, всегда являлось управление промышленностью. Именно в промышленной сфере России, на протяжении значительного исторического периода ее развития, была занята большая часть трудоспособного населения, именно эта сфера составляла основную часть экономического потенциала государства, именно промышленность всегда определяла состояние обороноспособности нашего государства, и социально-экономическое положение основной части населения России.

Состояние промышленного производства в России во многом зависит от системы и состояния механизма государственного управления.

Недостаточное внимание со стороны Высших должностных лиц государства к механизму государственного управления промышленностью, денационализация промышленного хозяйства страны и последовавший за этим упадок промышленного производства в России, явились главным обстоятельством, негативно отразившимся на всей жизни общества. Передача большей части промышленных предприятий, находящихся в собственности народа и государственном управлении, частным лицам, вызвало социально-экономический дисбаланс между новыми собственниками промышленных предприятий и основной частью населения страны. Самоустранение законодательной власти и исполнительных органов государства от плановой экономики, сложение ими с себя бремени управления промышленным хозяйством и передача его на произвол частных собственников, заботящихся только о своем быстром обогащении, а не об общегосударственных интересах, привело к таким негативным социальным последствиям как: рост безработицы; жилищно-бытовая неустроенность значительной части населения; нарушения экологической среды; снижение внешней и внутренней безопасности России; в конечном итоге не прекращающийся и все более углубляющийся кризис российской экономики.

Проблемы функционирования института государственного управления промышленностью обусловлены широким распространением коррупции во всех структурах государственной власти, что является одним из главных факторов, влияющих на возникновение общественных противоречий, не позволяющих России встать на путь построения реального правового государства. Изучение особенностей функционирования механизма государственного управления в промышленности, позволит нам выявить причины и условий отставания отечественной промышленности от передовых промышленно развитых государств, позволит уяснить сущность и состояние национальной безопасности России и внести рекомендации по совершенствованию системы управления промышленностью.

Важнейшую роль в прогрессивном развитии государственной экономики всегда играл механизм государственного управления промышленным хозяйством страны. Как представляется, под механизмом государственного управления следует понимать организованную систему институтов государственного управления, взаимодействующих государственных организаций и должностных лиц (представляющих все ветви государственной власти), обеспечивающих реализацию многочисленных функций государства.

Под механизмом государственного управления промышленностью следует понимать совокупность государственных органов управления (полномочных органов государства и должностных лиц), образуемых в целях создания высокоразвитого промышленного хозяйства страны, без которого не возможна эффективная реализация социальной, экономической, оборонной, правоохранительной, культурной и других функции государства. Таким образом, между общим механизмом государственного управления и механизмом государственного управления промышленностью существует неразрывная связь. В целом результаты государственного управления отражаются на состоянии государственной экономики, социально-экономическом положении и удовлетворении жизненно необходимых потребностей населения, на обороноспособности государства, состоянии внутренней безопасности государства. Если же хотя бы в одном из этих направлений государственной деятельности возникают существенные проблемы, то работу механизма государственного управления следует признать неэффективной, а государству следует выявить и устранить причины и условия ненадлежащего функционирования своего механизма.

Механизм государственного управления от механизма муниципального или производственного локального управления, отличает более строгий юрисдикционный характер правовых предписаний, часто являющихся обязательными и для муниципального и для обособленного, частного предприятия, а так же, более широкий круг целей и задач, связанных с защитой наиболее важных для государства и общества интересов.

Механизм государственного управления состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства, представляющий составную часть механизма государственного управления, имеющий в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. В нашем случае механизм государственного управления имеет предметом своего регулирования отношения, возникающие в сфере развития и совершенствования российской промышленности, являющейся залогом безопасности государства и его экономического прогресса.

Реформирование механизма государственного управления промышленностью прямо связано с политикой государства в этой области. Эффективное государство всегда стремится к созданию такой управленческой системы, которая наилучшим образом позволяла бы решить стоящие перед ним долгосрочные задачи на определенном этапе своего развития.

Ответ1 (начало). Целью механизма государственного управления в сфере промышленного производства является упорядочение общественных отношений для достижения наиболее эффективных и рациональных экономических результатов от конкретного вида производственно-хозяйственной деятельности. О том, каким образом достигается данная цель в процессе государственного управления в условиях перехода государственной экономики к рыночным отношениям и эффективности управления можно судить по состоянию развития отечественного промышленного производства и товарному рынку.

Главная цель формирования механизма государственного управления промышленностью должна быть связана с повышением эффективности общественного производства, направленного, прежде всего на защиту национальных интересов общества, безопасности государства и жизненно важных потребностей населения. Промышленность в таком государстве как Россия, имеющем для ее прогрессивного развития все необходимые ресурсы (людские резервы, сырьевую базу, производственный опыт, научную базу) должна развиваться опережающими темпами по сравнению со всеми другими государствами мира, а ее население должно быть полностью обеспечено товарами отечественного производства. Однако для того, чтобы это происходило необходимо еще иметь и надежный, эффективный механизм государственного управления промышленной сферой. Развитие социально-экономических процессов в обществе не протекает само собой, автоматически, оно возможно только на основе эффективной деятельности соответствующего механизма управления, создание которого требует научного подхода и изучения всех сторон его функционирования.

Эффективность механизма государственного управления в промышленности можно оценить по нескольким параметрам: по совокупной экономической прибыли, которую получает государство в свой ежегодный бюджет отчисляемую промышленными предприятиями; по характеру задействованных в промышленном производстве работников (количественный, профессиональный, миграционный состав и др.); по использованию передовых технологий в промышленности и стабильности инновационных внедрений в производстве; по наличию и ассортименту товаров отечественного производства на внутреннем товарном рынке их качеству, конкурентоспособности отечественной промышленной продукции на международном товарном рынке и ее спросу. Эффективность функционирования механизма государственного управления промышленностью прямо зависит от государственной промышленной политики. В этой связи следует согласиться с вице-президентом Ассоциации финансово-промышленных групп России Евгением Ленским, отмечавшим: «По характеру общей ориентации государственного воздействия на промышленность страны, промышленную политику нередко классифицируют как защитительную, ориентированную на сохранение сложившейся промышленной структуры, поддержание занятости, защиту национальных фирм от иностранной конкуренции, адаптивную, направленную на приспосабливание промышленной структуры страны к происшедшим сдвигам в структуре спроса и изменившимся условиям конкуренции на мировом рынке, и инициативную, когда государство активно воздействует на развитие промышленности страны, исходя из своего видения желательного образа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе.»[48].

Функционирование механизма государственного управления в промышленной сфере, на современном этапе развития России, связано с такими важными направлениями как:

· влияние государства на конкурентоспособность промышленного производства;

· осуществлением деятельности по повышению эффективности рыночных механизмов;

· информационное обеспечение промышленных предприятий;

· воздействие на отраслевую структуру промышленного производства и стимулирование инвестиционного процесса.

Одной из важнейших функций механизма государственного управления промышленностью является его воздействие на развитие различных отраслей промышленности. Экономические реформы и структурная перестройка экономики страны особенно болезненно сказались на развитии химической, нефтехимической, металлургической промышленности, а так же на развитии перерабатывающих отраслей промышленного производства и выпуска товаров широкого спроса. Реальный потребительский спрос, конкуренция на мировом рынке потребовали переориентации производственного потенциала, что в условиях дефицита внутренних инвестиций привело к резкому снижению использования производственных мощностей и падению объемов производства. Те меры, которые принимались государством по финансовой поддержке указанных промышленных отраслей за годы рыночной экономики, явно были недостаточными. Если финансовые вложения для обновления основных фондов промышленного производства в условиях командно-административной системы хозяйствования в СССР составляло в среднем около 10 %, что считалось крайне низким показателем, то уже с начала 90-х годов инвестиционный процесс со стороны государства в указанные отрасли сократился на несколько порядков.

Как следствие, коэффициент обновления основных фондов с 1993 - 2003 гг., указывает С. Пимахов, составил менее 3 %, что, по крайней мере, в 3 раза ниже минимально необходимого. В последующие годы обновление основных производственных фондов достигло лишь 5 %.

В настоящее время, важной задачей макроэкономической политики государства в применении к проблемам модернизации промышленной структуры страны, является создание благоприятных условий для динамичного инвестиционного процесса. Положительным примером здесь выступают страны Юго-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Китай, Тайвань).

Важную роль в финансировании инвестиционных программ во многих динамично развивавшихся странах играли государственные финансовые институты. В частности, в Японии за счет займов государственных финансовых институтов финансировалось 32% закупок нового промышленного оборудования японскими фирмами в 1955 г., 16% — в 1965 г., 17,6% в 1980 г., 8,1% в 1990 г, 9,2 в 2000 г., (6,8 в 2010г.). Наиболее сильное влияние на развитие японской промышленности оказывали Банк развития, Экспортно-импортный банк и Корпорация по финансированию малого бизнеса. В начале 80-х годов доля займов, предоставленных этими институтами, в общем объеме займов японских фирм в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности составляла: в производстве металлоизделий — 15,7%, черной металлургии — 12,4%, производстве строительных материалов — 12,9%, общем машиностроении — 8,4%, цветной металлургии — 7,7%, химической промышленности — 6,3%, электротехническом машиностроении — 5,7% [49].

И еще об одном варианте стимулирования инвестиционной политики, направленной на развитие реального сектора экономики,— использование налоговой системы.

Можно выделить два важнейших направления налоговой политики государства, способные оказывать существенное воздействие на развитие промышленности страны.

Во-первых, воздействуя посредством налогов на уровень сбережений населения, амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т. е. на величину потенциальных источников финансирования инвестиционных программ фирм, государство способно влиять на важнейшие макроэкономические пропорции, в частности на распределение национального дохода между накоплением и потреблением.

Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а также законодательство, в части амортизации, государство способно воздействовать на соотношение между инвестициями фирм в активную и пассивную часть основных фондов, скорость воспроизводства основного капитала в промышленности страны, стимулировать инвестиционную деятельность фирм на приоритетных с точки зрения государства направлениях, влиять на региональное размещение промышленных инвестиций.

Как показывает опыт развитых рыночных экономик, практически в каждой стране существует определенное, только ей свойственное соотношение между теми функциями государства по отношению к экономике, которые определяются рыночным характером последней, и функциями механизма государственного управления промышленностью, определяемыми спецификой страны, своеобразием ее исторического опыта, государственности, национальной культуры.

Проблемы государственной поддержки промышленности в России
очевидны и мы еще остановимся на них более подробно. Если основная цель осуществляемой в России промышленной реформы - создание современного экономически выгодного отечественного производства, то Российское государство обязано выполнять перечисленные выше функции, свойственные всем странам рыночной экономики. Вместе с тем особенности сложившейся к настоящему времени ситуации в экономике нашей страны требуют, чтобы государство не ограничивалось только этими функциями.

Преодоление негативных тенденций в промышленном производстве России и создание предпосылок для коренных изменений его структуры невозможно без осмысленной и целенаправленной государственной промышленной политики, причем в наиболее благоприятном варианте эта политика должна служить инструментом реализации базирующейся на общественном консенсусе стратегии промышленного развития страны. Такая стратегия должна определяться с учетом уникальности современной ситуации в России. Эта уникальность обусловлена целым комплексом технологических и социально-политических факторов. Российскую промышленность отличает технологически отсталая, структура промышленного производства, неконкурентоспособная в производстве товаров потребительского назначения и большей части инвестиционных товаров, составляющих активную часть основных фондов. Мировым стандартам, как и во времена СССР, удовлетворяют лишь добываемые в стране энергоносители и несколько других сырьевых товаров, ряд металлов и военная техника.

В социально-политическом плане современная ситуация в России, в условиях финансового кризиса, определяется резким снижением промышленного производства и строительства жилищного фонда, ростом безработицы, а с нею и отсутствием денег у основной массы населения и соответственно падением спроса на продукцию отечественных предприятий. В конечном счете, эти причины будут служить углублению общественных противоречий в России и продолжению ее экономического кризиса.

Основу функционирования органов государственного управления промышленностью составляет правовая база, регламентирующая деятельность должностных лиц аппарата управления, их профессионализм и правовая культура.

В марте 2004 г. Указом Президента РФ № 314, была определена система и структура федеральных органов исполнительной власти, которая вплоть до 2008 года постоянно претерпевала свои структурные и функциональные изменения, что не могло способствовать ее эффективной и слаженной работе, не смотря на то, что большинство из исполнительных органов власти стали функциональными правопреемниками своих правопредшественников (Министерств и Федеральных агентств). Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. определена новая структура Федеральных органов исполнительной власти. Относительно органов государственного управления в промышленной сфере, основными Центральными органами управления, после преобразования старых, стали: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, с подведомственными ему Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии; Министерство энергетики Российской Федерации; Министерство регионального развития Российской Федерации; Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, с подчинением ему Федеральных службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Министерство обороны, с находящимися в его ведении функциональными Федеральными ведомствами, контролирующими развитие оборонной промышленности: Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по оборонному заказу; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и Федеральное агентство специального строительства.

Федеральные министры вправе: давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания; приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.

В настоящий момент оценить характер деятельности указанных органов, составляющих центральное звено механизма государственного управления промышленностью, не представляется возможным из-за преобразования и реорганизации прежней структуры Федеральных органов исполнительной власти, которые особой эффективности в управлении промышленностью не проявили. Тем не менее, предметы компетенции в области развития промышленности в России, новой структуры органов исполнительной власти РФ достаточно обозримы и их можно рассмотреть на примере хотя бы одного – Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации вместе с Министерством энергетики Российской Федерации, явились правопреемниками бывшего Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации

В Положении о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 284 были закреплены предметы его ведения. Согласно данного Положения, на Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации возлагались функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, а также в области развития авиационной техники, строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства.

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в пределах своей компетенции, до его преобразования, осуществляло функции федерального органа по техническому регулированию и являлось уполномоченным органом по соглашениям о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений всех видов полезных ископаемых, а так же осуществляло координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении Федерального агентства по промышленности, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федерального агентства по энергетике.

По замыслу бывшего Президента страны (В.В. Путина) и Правительства РФ, на данные структуры возлагалась ответственность за перераспределение инфраструктуры промышленного хозяйства государства и ускоренное развитие промышленного производства России, однако конкретных задач для исполнительных органов власти в данной сфере деятельности, поставлено не было, не были определены и основные направления перспективного развития отечественного промышленного производства, не определен и вид ответственности должностных лиц, отвечающих за состояние промышленной отрасли народного хозяйства. Во всех руководящих документах, закрепляющих функциональное положение центральных органов исполнительной власти персональная ответственность за руководство отраслью возлагалась на первых лиц соответствующего аппарата управления. Однако, за что, и какая ответственность, в Положении об этом не говорилось. Именно потому, что ответственность должностных лиц государства не в одном нормативном правовом акте персонифицирована не была, в структурах аппарата государственного управления процветали коррупция и протежирование, препятствующие эффективной работе механизма государственного управления.

Основными недостатками системы органов государственного управления промышленностью являлись и являются отсутствие четко выраженных целей и поставленных перед нею задач по эффективному управлению промышленным хозяйством страны; отсутствие ответственности должностных лиц Центральных органов управления за развитие промышленного комплекса; отсутствие у государства принципиальной позиции к подбору и расстановке кадров для Центральных органов государственного управления промышленным хозяйством страны. Отсутствие у Президентов Российской Федерации и в Государственной Думе принципиальной позиции к подбору и расстановке кадров в Центральных органах государственного управления промышленным хозяйством страны, а так же несвоевременность подготовки и издания нормативных правовых актов, необходимых для реализации мер по государственной поддержке промышленности, и совершенствования системы государственного управления, явились основными факторами, способствующим ослаблению всей государственной экономики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.