Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микроэкономика 2 страница




Концентрированное выражение эти законы получили в законе убывающей предельной полезности.

Закон убывающей предельной полезности – это закон, определяющий, что по мере увеличения потребления блага потребителем, снижается предельная полезность каждой дополнительной единицы блага.

Для большинства благ этот закон действует со второй или третьей единицы блага, то есть по мере приобретения очередных единиц данного блага их предельная полезность начинает снижаться. В отдельных случаях с увеличением количества блага полезность их возрастает.

При определении величины предельной полезности все экономисты разделились на два подхода: кардиналистский и ординалистский.

Представители кардиналистского подхода пытались ввести различные количественные единицы измерения полезности - денежные, специальные. Так, например, одним из них является ютиль (от англ. «utility» - полезность).

При этом подходе для количественного измерения полезности предполагается, что каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности – «пользометр», который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен.

Рассмотрим пример определения предельной полезности в процессе удовлетворения потребности в воде.

Таблица №1. Количественное измерение предельной полезности стаканов воды с помощью утилей.

Единица продукта Предельная полезность – MU (ютили) Совокупная полезность – U ютилей
     
     
     
     
  -5  

 

Совокупная предельная полезность определяется сложением совокупной полезности первой единицы блага (далее второй и т.д.) и предельной полезности следующей единицы.

В данном примере прослеживается закон убывающей предельной полезности, так как с каждой последующей единицей полезность уменьшается.

Представители ординалистского подхода (от нем. Die Ordnung – порядок) полагали, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, то ее невозможно измерить. Это положение объяснялось тем, что если для каждого отдельного потребителя полезность любого блага теоретически всегда индивидуальна.

С их точки зрения, целесообразно ввести «ординалистскую, или порядковую» величину полезности, с помощью которой можно выявить, уменьшить или увеличить степень удовлетворения потребности. Полезность обладает свойством порядковой изменчивости, когда альтернативные блага могут быть ранжированы. Выбирая, потребитель присваивает первый ранг товару с большей для него полезностью, затем идет второй, третий и другие ранги.

В XX веке наибольшее распространение получил ординастский подход, сделавший своим содержанием проблему выбора потребителя.

В. Парето (1848-1923) рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен, а как лишь один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует на изменение цен. В связи с этим он выдвинул тезис о невозможности абсолютных измерений предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних благ по сравнению с другими, выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве орудия такого анализа им были предложены кривые безразличия.

Таким образом, представители маржинализма предложили два подхода к измерению полезности товара.

 

3. Теория потребительского поведения. Потребительские предпочтения и личный доход.

Теория потребительского поведения

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, определяемого денежными и натуральными доходами.

Потребительское поведение имеет сугубо индивидуальный характер, так как каждый человек при покупке руководствуется своими доходами, вкусами, отношением к моде и дизайну товаров.

Кроме этого на потребительское поведение влияет эффект покупательских взаимовлияний, который можно свести к следующим формам.

«Эффект подражания», когда покупки делаются только потому, что их приобрели другие.

«Эффект сноба», когда покупки делаются вопреки, тому, что предпочитают другие.

«Эффект демонстрации исключительности», когда покупаются дорогие товары, которые служат не столько для потребления, сколько для того, чтобы «произвести впечатление» исключительностью своих возможностей.

Из всех перечисленных факторов важнейшим является уровень личного дохода потребителей.

Бюджетные ограничения и покупательная способность

Личные доходы потребителей представляют собой определенную фиксированную денежную сумму, определяющую его платежеспособность.

Личные доходы могут включать в себя доходы от трудовой деятельности, от собственности и трансфертные платежи от государства и формироваться в различные промежутки времени (неделя, месяц, год).

Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут осуществляться расходы на потребление, называется бюджетными ограничениями.

График №1. Бюджетные ограничения

Продукты

Одежда

Функция бюджетного ограничения имеет вид кривой, которая подобна линии производственных возможностей. Разница лишь в том, что на графике бюджетных ограничений линия ресурсных возможностей очерчивает предел покупательных способностей.

Любая точка на линии бюджетных ограничений (В, А) это выбор одного из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределяет свой доход. Всякое изменение величины денежных доходов или цен на товары вызывает соответствующее изменение их бюджетных ограничений, а соответственно их платежеспособности.

Если выбор потребительского поведения до линии бюджетных ограничений это недоиспользование личного дохода (С), а если выше, то это точка заимствования денег (Д).

На величину бюджетных ограничений влияют различия в реальных и номинальных доходах.

Номинальный доход это сумма денег, имеющаяся у потребителя безотносительно к изменению уровня текущих цен на товары.

При росте цен, обгоняющем рост номинальных доходов, уровень благосостояния будет снижаться, поскольку будут возрастать бюджетные ограничения.

Реальный доход – это сумма денег, имеющаяся у потребителя, но скорректированная на уровень цен на товары.

Возрастание реального дохода возможно в двух случаях:

- при растущих номинальных дохода и неизменных ценах на товары;

- при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах.

Изменения в доходах и ценах могут быть проиллюстрированы изменением линии бюджетных ограничений. Так, например, рост цен на продукты и одежду приведет к соответствующим изменениям линии бюджетных ограничений.

График 2. Изменение бюджетных ограничений с ростом цен

Продукты Продукты

       
 
   
 

 


Одежда Одежда

Рост цен на одежду Рост цен на продукты

 

Ограниченность личного бюджета потребителя и стремление его более рационально распределять при постоянно изменяющихся ценах вынуждают покупателя делать выбор из альтернативных наборов товаров, в соответствии с его представлениями о полезности товара.

Полезность товара это его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами.

Если покупатель убежден, что полезность товара соразмерна с его ценой, то покупка его первой единицы приносит наибольшее удовольствие. Покупая другие единицы этого товара, покупатель столкнется с его убывающей предельной полезностью.

Предельная полезность – это потребительский эффект, получаемый покупателем от денежных затрат на приобретение каждой последующей, дополнительной единицы товара. При этом суммарная полезность возрастает, а темп этого возрастания постепенно замедляется.

Таблица № 1. Убывающей предельной полезности товара.

 

Количество товара, шт. Суммарная полезность (TU) Предельная полезность (MU)
  - -
     
     
     
     
     

 

Предельная полезность определяется как разность значений последующих и предыдущих числовых величин в колонке «суммарная полезность».

Такое изменение предельной полезности товара предполагает рациональное поведение потребителя, при котором обеспечивается равновесие между затратами и потреблением.

Таблица № 2. Выбор максимально полезного товара

Альтернативы выбора товаров Предельная полезность (MU) Цена денежных единиц (P) Средняя предельная полезность (MU / P)
X      
Y      
Z      

 

Потребительский выбор покупателя, ориентирующегося на максимизацию полезности, выявит нерациональность расходования денег на товары (X и Z), так как наибольшей полезностью располагает альтернативный товар Y (его полезность всех выше).

Руководствуясь правилом потребительского выбора, покупатель может достичь равновесия путем замещения менее полезных товаров более полезными. Замещение одного товара другим требует соизмерения максимального количества товара, от которого потребитель отказывается ради получения дополнительной единицы другого товара.

В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат.

Таблица № 3. Потребительское равновесие

Альтернативы выбора товаров Предельная полезность (MU) Цена денежных единиц (P) Средняя предельная полезность (MU / P)
X      
Y      
Z      

 

Замещение позволит потребителю не только сопоставлять предельные выгоды и предельные затраты, но и достичь их сбалансированного равенства, распределив покупки в соответствии с размерами личного бюджета.

Предельная норма замещения

Соизмерить максимальное количество товаров, которое потребитель замещает одной дополнительной единицей другого, более полезного для себя товара можно с помощью предельной нормы замещения.

Предельная норма замещения – это мера, показывающая максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара.

Предельная норма замещения[6] одного товара другим должна быть равна соотношению цен взаимно заменяемых товаров.

Постепенно перераспределяя денежные затраты из своего фиксированного личного бюджета, потребитель обеспечивает равновесие и доступное ему максимальное благосостояние тогда, когда предельная полезность каждой дополнительной денежной единицы затрат становится одинаковой по всем приобретенным товарам.

Потребительское поведение в критериях кривых безразличия.

Взяв за основу теоретические положения ординализма, проанализируем потребительское поведение.

Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров может быть представлена с помощью кривых безразличия.

Каждая кривая безразличия – это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так как потребителю как бы «безразлично» какой из них выбрать. Меньшее количество одного товара вполне компенсируется большим количеством другого, в результате потребительский эффект каждого варианта практически одинаков.

 

Таблица № 4. Ранжирование товарных наборов.

 

Варианты Продукты, шт. Одежда, шт.
A    
B    
C    
D    

 

Следовательно, все четыре варианта – это наборы безразличия, приносящие покупателю одинаковый уровень удовлетворения, что может быть изображено на графике.

Продукты Продукты

       
   
 
 


М Рост потр.

7 А

6 В

5 C Уменьшение потр. Е

 
 


3 D

 

М

3 4 5 7 Одежда Одежда

 

Кривая безразличия напоминает кривую спроса, так как из индивидуальных кривых безразличия формируется общая кривая спроса потребителей.

Свойства кривых безразличия выражают важнейшие тенденции рыночного спроса. Основными свойствами являются.

1. Кривые безразличия покупателей имеют отрицательный наклон, поскольку характеризуют соотношение равноценных и взаимно замещающих товаров. Различные точки на кривой безразличия – это товарные наборы одинаковой полезности.

2. Наклон кривой безразличия показывает соотношение предельной полезности потребительского набора, в котором разные товары показаны на разных осях.

3. Наклон кривой безразличия в различных точках неодинаков, так как наклон определяется предельной нормой замещения одного товара другим.

4. Каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах товарных наборов. При возросшем уровне потребления кривая сдвинется вправо и вверх и наоборот при уменьшении потребления влево и вниз.

5. Каждая кривая безразличия отражает какой-либо один уровень потребления. В связи с этим они не пересекаются.

Все точки, показывающие последовательный рост потребления под влиянием возрастающего реального дохода, будучи соединены в единую линию, называются кривой «доход-потребление».

Зависимость между реальными доходами и потреблением впервые была обоснована и показана на графике в XIX веке английским экономистом Дж. Хиксом и названа кривой уровня жизни. Затем немецкий статистик Э. Энгель, изучая структуру бюджетов рабочих семей, дополнил и уточнил закономерности распределения доходов между группами товаров, как пища и одежда, жилище и коммунальные услуги, а также товары и услуги более высшего порядка.

Эти исследования нашли проявление в понимании эффекта замещения и эффекта дохода.

Реакция покупателей на снижение цен проявляется двояко.

Во-первых, возрастает количество закупок подешевевшего товара, которым покупатель замещает остальные ставшие теперь сравнительно более дорогие товары. В связи с этим происходят изменения в структуре потребления.

Эффект замещения – это и есть изменение структуры спроса, вызванное увеличением закупок подешевевшего товара, замещающего остальные товары с неизменными ценами, поскольку они стали теперь относительно более дорогими.

Во-вторых, снижение цен адекватно повышению реального дохода покупателей. Это выражается увеличением их покупательной способности.

Продукты Продукты

       
 
   
 


М Рост потребления Линия «доход

при снижение цен - потребление»

на одежду

 

М 1М 2М М 1М 2М

Одежда Одежда

Эффект дохода – это изменение структуры покупательного спроса, вызванного ростом реального дохода.

Таким образом, эффект замещения и эффект дохода проявляются в кривых безразличия и потребительском поведении по разному.

 

Лекция №6. Функционирование предприятий. Издержки и прибыль предприятий

 

 

Цель лекции

Построение в Российской Федерации современной рыночной экономики невозможно без эффективного функционирования производственных, торговых и финансовых предприятий. В связи с этим необходимо рассмотреть механизм действия указанных предприятий, их основные цели и функции. Особо необходимо рассмотреть механизм образования оптовых и розничных цен.

План семинарского занятия

1. Предпринимательская деятельность в современной экономике.

2. Функционирование предприятий. Цели деятельности предприятия. Важнейшие показатели деятельности предприятия.

3. Издержки и прибыль предприятия. Минимизация издержек: выбор факторов производства.

Рекомендованная литература

1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд. Т.1, 2. М.: Республика, 1992. С.108-113, 221-237.

2. Экономическая теория: Для студ. вузов / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В. Д. Камаев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.135- 153, 225-255.

3. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. С.149-167.

4. Экономика (Экономическая теория): Учеб. пособие для вузов / Под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева. 4-е изд. Иваново – Москва – Тверь: Иван. гос. ун-т; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информации; Тверской филиал, 2002. С.295-317.

5. Янова В. В. Экономика: учебник / В. В. Янова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. С.160-192.

 

1. Предпринимательская деятельность в современной экономике.

В современной экономике предпринимательская деятельность существует в тех сферах, где люди по собственной воле, а не по централизованно утвержденному плану, разрабатывают, производят и продают товары.

Необходимость предпринимательской деятельности обусловлена тем, что современная экономика, с ее жесточайшей конкуренцией, требует от предпринимателя постоянно принимать нестандартные решения, неожиданные для конкурентов и эффективные для себя. Эта его деятельность позволяет поставить на рынок разнообразные товары, по минимальным ценам.

Возможность предпринимательской деятельности обусловлена предоставлением всем членам общества экономической свободы.

Экономическая свобода состоит в признании права частной собственности, возможности принимать самостоятельные решения по экономическим вопросам и нести экономическую ответственность за принятые решения.

В экономической литературе предпринимательская деятельность рассматривается как экономическая категория, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления.

 

Предпринимательская деятельность
Экономическая категория Метод хозяйствования Тип экономического мышления
Предпринимательская деятельность - это инициативная, связанная с риском, деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих комбинацию ресурсов, с целью реализации своих идей и получения социально-экономического Субъекты деятельности Физические лица Объединения граждан Государство Объекты деятельности Средства труда Предметы труда Рабочая сила Предпринимательское мышление представляет собой инициативное, творческое мышление, нацеленное на достижение предпринимательского успеха
     

 

Успешность предпринимательской деятельности связана с умением предпринимателя согласовывать различные интересы основных субъектов современной рыночной экономики, действующих во внешней и внутренней среде.

 

Согласование интересов субъектов современной экономики
Внутренняя среда Внешняя среда
Участники Интересы Участники Интересы
Собственник Сохранение и приумножение капитала Получение постоянных и устойчивых доходов Право принимать окончательное решение Государство Конкурентоспособность на мировом рынке Получение высоких налоговых доходов Создание новых рабочих мест Защита окружающей среды Поддержание рыночных
Менеджеры Получение прибыли Развитие предприятия Собственные интересы (высокое вознаграждение, независимость, участие в собственности) Поставщики Высокие доходы Низкие расходы Стабильность договорных
Наемные работники Высокая заработная плата Условия труда Надежность рабочего места Социальная защищенность Потребители Широкий ассортимент товаров Высокий уровень качества Низкие цены Высокий уровень
Кредиторы Высокие процентные ставки Гарантированность возврата кредита Возможность влиять на деятельность заемщика.

 

Согласовать различные интересы основных субъектов современной экономики предприниматель может только в том, случае если будет выполнять следующие функции.

Ресурсная функция связана с предоставлением предпринимателем своих способностей и материальных ресурсов для объединения рабочей силы со средствами производства и приведения этих факторов в действие.

Организаторская функция направлена на наиболее рациональное комбинирование рабочей силы со средствами производства, с целью получения социально-экономического эффекта.

Творческая функция связана с новаторской деятельностью предпринимателя, направленной на получение максимальной прибыли, с наименьшими издержками.

Доходообразующая функция представляет собой деятельность предпринимателя по обеспечению формирования доходов государства, наемных работников и самого предпринимателя.

Функция ответственности представляет собой обязанность предпринимателя за свой счет покрывать упущения в своей работе.

Разнообразие потребительских запросов граждан предполагает существование различных видов предпринимательской деятельности.

1. Производственное предпринимательство представляет собой деятельность по производству материальных и нематериальных благ и услуг, выступающих в виде товаров. Доходом от этой деятельности является прибыль.

2. Коммерческое предпринимательство представляет собой деятельность по купле и продаже товаров. Доходом от этой деятельности является торговая прибыль.

3. Финансовое предпринимательство представляет собой операции по купле продаже денежных средств и ценных бумаг. Доходом от этой деятельности является ссудный процент, дивиденд или разница в курсовой стоимости акций или облигаций.

4. Предпринимательство по использованию земли представляет собой деятельность по предоставлению в аренду земельной собственности. Доходом от этой деятельности является дифференциальная рента 1 и 2 рода, абсолютная и монопольная рента, получаемые в виде арендной платы.

Таким образом, предпринимательская деятельность охватывает все сферы деятельности народного хозяйства и нацелена на эффективное функционирование народного хозяйства.

 

2. Функционирование предприятий. Цели деятельности предприятия. Важнейшие показатели деятельности предприятия.

 

В экономической литературе постоянно встречаются два понятия, отражающие предпринимательскую деятельность: предприятие и фирма.

Предприятие представляет собой производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров в любой отрасли национальной экономики.

В основе целостности предприятия лежит соединение средств производства и рабочей силы, обусловленное использованием определенных технологий и интересами людей, связанных кооперацией труда.

Важнейшим отличительным признаком предприятия является его экономическая обособленность, заключающаяся в завершении воспроизводственного процесса. В результате этого процесса осуществляется оборот ресурсов, возмещаются произведенные затраты, присваиваются результаты производства и реализуется локальная цель.

Материальной основой деятельности предприятия является максимизация доходов собственника капитала (прибыль) и наемных рабочих (заработная плата). В связи с этим существует противоречивое единство интересов собственника капитала и наемных рабочих, так как без единства интересов этих социальных групп невозможно получение никаких доходов.

В современной экономике все предприятия можно классифицировать по нескольким критериям: сфере деятельности, форме собственности, организационно -хозяйственной структуре и величине предприятия.

 

Предприятие – первичное, основное звено экономики
По сфере деятельности По форме собственности По организационно-хозяйственной структуре По размеру предприятия
Промышленные Аграрные Строительные Торговые Транспортные Финансовые Частные Индивидуальные Коллективные Акционерные Государственные Федеральные Региональные Муниципальные Самостоятельное предприятие Производственное объединение Научно-производственное объединение Концерн Холдинг Малые Средние Крупные

 

В приведенной выше классификации качественным показателем является форма собственности, а количественным – размер предприятия.

Малыми предприятиями считаются предприятия, на которых работают до ста человек.

Значение малых предприятий в экономике состоит в следующем.

Во-первых, являются фундаментом рыночной экономики, создавая условия для отсутствия дефицита, за счет своей гибкости, то есть способности быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Во-вторых, постоянно поддерживают состояние конкуренции в экономике, за счет своей многочисленности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.