Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микроэкономика 3 страница




В-третьих, действуют в тех сферах, где нет необходимости в массовом производстве.

Средними предприятиями считаются предприятия, на которых работают более ста человек.

Значение средних предприятий в экономике состоит в следующем.

Во-первых, являются более устойчивыми, так как работают на специализированный рынок.

Во-вторых, составляют значительную конкуренцию крупным предприятиям.

В-третьих, представляют собой постоянный источник концентрации капитала.

Крупными предприятиями считаются предприятия, на которых работают более тысячи человек.

Значение крупных предприятий в экономике состоит в следующем.

Во-первых, только крупным предприятиям доступно массовое производство.

Во-вторых, только крупные предприятия являются проводниками научно-технического прогресса.

В-третьих, характеризуются устойчивостью и прочностью положения, что способствует повышению стабильности в экономике.

В-четвертых, только крупным предприятиям доступна значительная экономия общественного труда через экономию на масштабах производства, а также обеспечение занятости в крупных масштабах.

Существование в экономике трех видов предприятий обусловлено сложностью, неоднородностью и неоднозначностью предпринимательской деятельности.

Тем не менее, любой предприниматель постоянно должен решать вопрос об оптимальности размера предприятия, так как существует зависимость между прибылью и размерами предприятия, прибылью и капиталовложениями.

Прибыль Прибыль

 


Размер фирмы Капиталовложения

       
   


В современной экономике предприятия представлены в виде фирмы.

Фирма - это организационно-правовая, общественная форма предпринимательской деятельности.

Таблица №1 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

 

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Форма существования Разновидности образований
Единоличные хозяйства Индивидуальный предприниматель
Хозяйственные товарищества Полные товарищества Товарищества на вере (коммандитные)
Хозяйственные общества ООО ОДО АООТ АОЗТ
Государственные и муниципальные унитарные предприятия ФГУП МГУП
         

 

Таблица №2. Основные достоинства и недостатки о рганизационно-правовых форм предпринимательской деятельности

 

Формы предпринимательства Достоинства Недостатки
Единоличные хозяйства Полная самостоятельность, свобода и оперативность. Максимальный интерес в получении дохода. Конфиденциальность деятельности. Трудности привлечения больших капиталов. Неопределенность сроков деятельности. Неограниченная ответственность за убытки. Необходимо совмещать все управленческие специальности.
Товарищества и общества Финансовая сила Свобода и оперативность действий Коллективное управление Неограниченная ответственность партнеров. Непостоянство и зависимость партнеров друг от друга
Акционерные общества Возможность широкого привлечения дополнительного капитала Профессиональное управление Ограниченная ответственность акционеров Строгий контроль за деятельностью общества Громоздкость управления и низкая оперативность действий Склонность к монополизации деятельности
Государственные и муниципальные унитарные предприятия Привлечение государственного капитала Профессиональное управление Ограниченная ответственность предприятия, только его имуществом Строгий контроль за деятельностью предприятия Громоздкость управления и низкая оперативность действий Склонность к снижению

 

Важнейшие показатели работы фирмы

Деятельность фирмы может быть представлена в виде потока финансовых ресурсов, превращающихся в физические факторы производства. Эти факторы в процессе производства трансформируются в готовую продукцию, и затем в поток финансовых ресурсов, после их продажи.

Использование факторов производства может быть проанализировано с помощью системы различных показателей.

К этим показателям можно отнести.

Рентабельность капитала фирмы

Р = П / А Где П – прибыль, А – капитал.

Оборачиваемость капитала фирмы

R = Q / A Где Q – объем реализованной продукции

Издержки на единицу реализованной продукции

S = N / Q Где N – общие издержки

Рентабельность производства

Р = П / Ф Где Ф – среднегодовая стоимость основных и оборотных фондов.

 

3. Издержки и прибыль предприятия. Минимизация издержек: выбор факторов производства

Главным мотивом деятельности любой фирмы в рыночных условиях является максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию.

В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т.п.) фирма может идти на временное снижение прибыли или даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может.

Издержки производства – это расходы, которые необходимо осуществить для создания товара.

В издержки производства включаются затраты на покупку материалов (сырья, топлива, энергии), заработную плату работников, амортизацию, расходы, связанные с управлением производством.

Издержки производства, которые возникают при производстве товара, можно классифицировать в зависимости от влияния на них увеличения масштабов производства.

Общие (валовые) издержки на произведенное количество товара – это все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара.

Общие издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки – это те, которые предприятие должно нести в любом случае и которые до определенной степени мало зависят от объема производства. Речь идет о зданиях, оплате управленческого персонала и т. д.

Переменные издержки – это те, которые изменяются с ростом выпуска продукции.

Издержки общества (стоимость) больше издержек производства на величину прибыли.

Издержки обращения – это расходы, связанные с реализацией товара.

Издержки обращения бывают чистые и дополнительные.

Ч истые издержки, связаны с куплей продажей товаров. Они не увеличивают стоимость

Дополнительные издержки связаны с доведением товара до потребителя. В дополнительные издержки включаются затраты связанные с упаковкой, сортировкой, хранением и транспортировкой товара. Эти издержки включаются в стоимость товара

Если валовые издержки отнести к количеству выпускаемой продукции, то получим средние издержки.

График средних издержек имеет U форму, что вызвано следующими обстоятельствами. Оси ТС – валовые издержки, Q – количество выпущенного товара.

1. При закуске товара в серийное производство постоянные издержки превышают переменные, но с ростом масштабов производства они уменьшаются. Все меньшая их доля распределяется на каждый отдельный продукт.

2. При достижении максимального выпуска продукции затраты на управление и транспортировку начинают возрастать, что приводит к росту средних издержек.

Зная эту закономерность, возможно, просчитать оптимальный объем производства на предприятии, за которым продукции производство будет нерентабельным.

Предельные издержки производства.

Предельные, или дополнительные, издержки равны приросту переменных издержек (сырья, рабочей силы и т.д.), если полагается, что постоянные издержки неизменны.

 

 

При чтении графика необходимо учитывать следующие моменты.

1. Кривая средних издержек (АС) расположена выше кривой предельных издержек (МС), так как средние издержки, кроме переменных, включают еще и постоянные издержки, т.е. составляют большую величину; предельные же издержки предполагают только прирост переменных издержек.

2. Кривая средних издержек (АС) находится правее кривой предельных издержек (МС), так как в средних издержках переменные издержки входят целиком, а в предельных издержках только разница в переменных издержках при увеличении производства на единицу, т е. прирост переменных издержек – меньшая величина по сравнению с общим объемом переменных издержек.

Пересечение графиков предельных и средних издержек означает предел расширения производства, за которым фирма вынуждена будет уйти с рынка.

Таким образом, сравнение средних и предельных издержек производства – важная информация для управления фирмой, для определен,ия оптимальных размеров предприятия, в пределах которых фирма получает устойчивый доход.

 

Лекция №7. Рыночная конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция

Основой всего рыночного хозяйства является и должна оставаться свободная конкуренция. Это возможно только там, где не будет допущено никакое угнетение свободы, но где свобода основывается на моральном и правовом кодексе народа и является общеобязательным законом, больше того, наивысшей ценностью общества. (Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. М.: Наука, ТОО «Ордынка». 1996. С. 133.).
 


Цель лекции

Детальное изучение предпринимательского сектора экономики показывает, чуть ли не бесконечное число рыночных ситуации, ибо нет двух похожих отраслей. На одном полюсе мы можем встретить единственного производителя, господствующего на рынке. На другом полюсе – обнаруживаются тысячи и тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями располагается почти безграничное разнообразие рыночных структур

План лекции

1. Рыночная структура. Совершенная и несовершенная конкуренция.

2. Монополия. Монополистическая конкуренция. Равновесие для монополистического конкурента.

3. Олигополия. Олигополистическая конкуренция. Теория олигополистического ценообразования.

Рекомендованная литература

1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. М.: Республика, 1992. С.65-111.

2. Экономическая теория: Для студ. вузов / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В. Д. Камаев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.180-209.

1. Рыночная структура. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Функционирование рыночной экономики характеризуется рыночной структурой, то есть соотношением количества продавцов и покупателей на рынке, а также видом конкуренции между ними. Продавцами и покупателями на рынке могут выступать как предприятия, так и частные лица.

Приняв за основу классификации природу продукта и количество его продавцов, возможно выделить следующую классификацию рыночных структур и соответствующие им виды рыночной конкуренции.

Таблица №1. Классификация рыночных структур

 

Природа продукта Количество продавцов
Много Несколько Один
Однородные продукты Чистая конкуренция Однородная олигополия Чистая монополия
Дифференцированные продукты Монополис-тическая конкуренция Дифференци-рованная олигаполия  

 

Таблица №2. Характерные черты основных моделей рынка.

 

Модели рынка
Характерные черты Чистая конкуренция Моно. конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Большое количество Много Несколько Одна
Тип продукта Стандарти-зированный Дифферен-цированный Или то или другое Уникальный, нет заменителей
Контроль над ценами Отсутствует В довольно узких рамках Ограничен взаимной зависимостью Значи-тельный
Условия вступления в отрасль Препятствия отсутствуют Легко Существуют препятствия Вступление блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Упор на рекламу, товарный знак, товарную марку Типична, особенно при дифференц. продукта Связь с обществ. организа-циями
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, произв. одежды Произв. стали, автомобилей, приборов Предприятия обще. пользования

 

Таблица №3. Классификация видов конкуренции.

 

 

 


В процессе функционирования рыночная экономика развивалась в направлении перехода от множества продавцов, работающих в условиях чистой конкуренции, через выделение нескольких крупных продавцов, конкурирующих между собой (олигополия), к выделению одного продавца (чистой монополии).

В настоящее время в рыночной экономике встречаются все виды рыночных структур, однако приоритет отдается одной из них.

Начало развития рыночной экономики характеризовалось существованием множества продавцов, продающих однородную продукцию.

В этих условиях существовал свободный доступ на рынок, поэтому число продавцов на рынке было не ограничено, а доля каждого на рынке столь ничтожна, что ни один из них не мог влиять на цены путем изменения объема производства. Цена устанавливалась продавцу рынком.

В ситуации, когда продавцов много, а объемы их продаж незначительны, они не могут иметь полной информации о состоянии рынка и работают на неизвестный рынок.

Конкуренция между множеством продавцов на рынке получила название совершенной конкуренции.

Процесс концентрации и централизации капитала привел в условиях рыночной экономике к становлению крупных и крупнейших предприятий.

Эти предприятия начинают устанавливать непреодолимые барьеры (сырье, транспорт, распределение продукции, кредиты, патенты и т. д.) для проникновения на рынок других продавцов.

Ограничение количества продавцов позволяет прогнозировать развитие рынка и соответственно влиять на цены, посредством изменения объемов производства.

Конкуренция между ограниченным количеством продавцов на рынке получила название несовершенной конкуренции.

Приняв за основу классификации количество продавцов, в несовершенной конкуренции можно выделить монополистическую конкуренцию (один) или олигополистическую конкуренцию (несколько).

В современной рыночной экономике эти виды конкуренции переплетаются между собой и взаимодействуют друг на друга. Причем совершенная конкуренция сводит механизм регулирования экономики к рынку, а несовершенная конкуренция – к административно-командным методам.

Изменение этого положения возможно при вмешательстве государства в функционирование рынка с помощью антимонопольного законодательства.

 

2. Монополия. Монополистическая конкуренция. Равновесие для монополистического конкурента.

Монополия – это предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет контролировать и определять цены.

Монополистическая конкуренция – это модель рынка, при которой большое количество предприятий производят близкую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию.

Монополистическая конкуренция имеет общие черты с совершенной конкуренцией: обе рыночные структуры характеризуются большим количеством фирм, свободным входом и выходом из отрасли.

Главным отличием монопольной конкуренции от совершенной конкуренции является производство дифференцированного продукта, а, соответственно, возможность влиять на цену. В то же время присутствие на рынке близких по характеру заменителей ограничивает способность фирмы повышать неограниченно цены, так как наличие сходных продуктов делает потребителей весьма чувствительными к цене.

Это обусловлено тем, что ни одно предприятие не продает точно такой же продукт.

Равновесие для монопольного конкурента

Монополистически конкурентное предприятие представляет собой одно из многих производителей дифференцированного продукта, неспособное оказывать какое-либо воздействие на другие предприятия и предотвращать появление новых конкурентов на данном рынке.

Равновесное состояние на рынке достигается в краткосрочном периоде монополистически конкурентным предприятием при соблюдении равенства: МС = МR, где МС – предельные издержки; МR – предельный доход.

На графике также отражаются DD - кривая спроса, АТС – средние издержки, Р – цена, Q – количество продукта.

 

В этом случае предприятие продает товары по самой высокой цене, возможной при данной кривой спроса. Если цена превышает средние издержки (АТС), предприятие присваивает экономическую прибыль. При равенстве цены средним издержкам, предприятие получает нормальную прибыль. При падении цены ниже средних издержек фирма несет потери.

В первом варианте достигается максимизация прибыли при производстве q1 и цене р1. Объем прибыли представлен заштрихованным прямоугольником. Размер прибыли зависит от соотношения между ценой и средними издержками производства.

Во втором варианте требуется минимизация убытков. Убытки возникают из-за превышения средними издержками цены. Величина убытков соответствует площади заштрихованного прямоугольника.

В третьем варианте предприятие получает нулевую прибыль, так как цена равна средним издержкам.

Предприятие использует критерии МС = МR для максимизации прибыли, минимизации убытков и присвоении нулевой прибыли. Соблюдая эти критерии, предприятие достигает равновесия в монополистически конкурентной рыночной среде.

Достижение долгосрочного равновесия монополистически конкурентного предприятия предполагает равенство цены и долгосрочных средних издержек.

Схема №1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.