Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские аспекты социально-психологической теории




Метатеория представляет собой область размышлений о природе вопроса, выходящая за рамки конкретного содержания данной теории. Она рассматривает такие фундаментальные вопросы, как что должно наблюдаться, какое наблюдение должно иметь место и какую форму должна принимать теория. Метатеоретические дискуссии, как правило, имеют место в областях знания имеющих неопределенный статус.

Глобальное рассмотрение фундаментальных вопросов познания и реальности обсуждается в рамках философии. Философы исследуют основоположения и методы доказательства, используемые в генерации знаний о всех аспектах жизни. Не смотря на всю сложность и многоаспектность философского анализа применительно к нашему контексту его можно свести к трем основным аспектам: эпистемологии (рассматривающей познание), онтологии (рассматривающей существование) и аксиологии (рассматривающей ценности).

На рисунке Х.Х. представлены основные области философского анализа теории. Они подразделяются на три общих уровня – метатеоретический, гипотетический и описательный. Метатеоретический уровень является наиболее общим и представляет основополагающие выводы исследователя. Гипотетический уровень теории представляет картину представлений исследователя о реальности и установленные рамки знания. Описательный уровень включает утверждения и операции, непосредственно совершаемые исследователем о наблюдаемых вещах. Эти уровни не могут быть представлены как обособленные друг от друга. Оперируя одним уровнем, исследователь все время соотносит его с двумя другими. Они усиливают друг друга по отношению к любому типу знания.

 

  Эпистемологический Онтологический Перспективный Аксиологический
Метатеоретический Методологические вопросы Метафизические вопросы Вопросы дефиниций Вопросы этики и ценностей
Гипотетический Методы и процедуры Теории, понятия, гипотезы, законы и схемы интерпретации Определения и метафоры Этические и моральные посылки и ценности
Описательный Инструменты и техники Утверждения о наблюдаемом Фокусы внимания Решения
Вещей-самих-по-себе Поток событий

Рисунок Х.Х. Области философского анализа

Приводится по: Littlejohn, S.W. Theories of Human Communication. Belmont, Calif.: Wudsworth Publishing Company, 1994, стр. 31.

 

Так как социально-психологическая теория связана с феноменами социальной жизни, то одним из центральных вопросов по отношению к ней, в частности, и к социальным наукам, в целом, является вопрос – могут ли феномены социальной жизни быть объяснены таким же образом как явления неживой природы? Ответ на этот вопрос включает три аспекта. Первым является аспект методологический. Приглашающий к дискуссии о научном методе и его универсальности по отношению к естественным и социальным наукам. Вторым аспектом является эпистемологический, представляющий проблему знания вообще и проблему мышления других в частности. Третьим аспектом является онтологический, предполагающий выяснение того, с чем мы имеем дело или что есть бытие? Не менее значимыми являются и ответы на вопросы о типах феноменов, проявляющихся в социальном мире, какие методы исследований адекватны, наконец, что является гарантом истинности знаний, полученных о них.

Поставленные вопросы предполагают выяснение того, как продуктивнее исследовать социальный мир – посредством изучения активности людей (индивидуализм) или структур (холизм) или в их единстве? Как лучше проводить анализ – сверху вниз или снизу вверх? Анализ сверху вниз приводит к объяснению, а анализ снизу вверх – к пониманию. Мы будем исходить из посылки о необходимости использования обоих типов анализа. В этом смысле полезно воспользоваться общей матрицей, предложенной Hollis представленной на рисунке Х.Х.

 

  Объяснение Понимание
Холизм Системы Культуры
Индивидуализм Рациональный выбор Субъективные значения

Рисунок Х.Х. Четыре ключа к анализу социальных действий.

Приводится по: Hollis, M. Philosophy of Social Science. In N. Bunnin and E.P. Tsui-James. The Blackwell Companion to Philosophy. Oxford: Blackwell Publishers, 1996, p. 359.

Выделение индивидуалистического и холистического аспектов связано, прежде всего, с тем, что они определяют собой своеобразный водораздел к пониманию социальной феноменологии. В традиционной индивидуалистической линии, ассоциируемой в истории философии с Юмом, Гоббсом и Миллем, осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения являются внутренне присущими человеческой природе. В холистической версии, часто ассоциируемой с Дюркгеймом, приват отдается функциональному объяснению. Социальное поведение, являясь элементом целостной социальной системы, подчиняется принципу равновесия, любое нарушение которого приводит к формированию устойчивых сил, направленных на его восстановление. Как индивидуалистическая, так и холистская модели имеют своих сторонников и противников, понимание и оценка оснований аргументации которых, связаны с выяснением, прежде всего, эпистемологических, онтологических и аксиологических аспектов. Теперь остановимся на более подробном анализе каждого из них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.