Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социометрия. Специфическим для социальной психологии является метод социометрии, который предназначен для изучения взаимосвязей между членами малых групп




 

Специфическим для социальной психологии является метод социометрии, который предназначен для изучения взаимосвязей между членами малых групп. С его помощью можно описать структуру группы на основе различия в статусе, выделить отдельные группировки, а также измерить степень сплоченности. Применяется также в тех случаях, когда необходимо исследовать социально-психологическую совместимость, сформировать благоприятный климат. Обычно испытуемому задают вопросы типа: «Кто является его близким другом?» или «С кем он предпочитает выполнять работу?» и т.д.

Для изучения ожидаемых выборов, формулируют такие вопросы: «Кто, как вы думаете, взял бы вас с собой в поход?» или «Как вы думаете, кто выбрал бы вас в свою команду на Олимпиаду?»

В зависимости от того, какой аспект отношений интересует исследователя, берется либо формальный критерий социометрического выбора, либо неформальный. В приведенных выше примерах первый вопрос касается неформальных отношений, второй – формальных.

Кроме того, сама процедура может быть, проведена в двух формах. Первый вариант – непараметрическая процедура. Испытуемому предлагают ответить на вопросы без ограничения числа выборов. Достоинством данного варианта процедуры является о, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, т.е. его потребность в общении. Но при увеличении числа испытуемых выборов становится так много, что их трудно представить графически и проанализировать. Другим недостатком является вероятность получения случайного выбора. При такой инструкции испытуемый может выбрать всех, что связано либо с нежеланием показать реальные отношения или с неспособностью дифференцировано воспринимать свои отношения с другими.

Второй вариант не имеет указанных выше недостатков. Параметрическая процедура предусматривает ограничение числа выборов, Для группы 22-25 человек испытуемого просят при ответе на вопрос выбрать четыре или пять кандидатур.

В очень редких случаях используют процедуру, при которой испытуемый ранжирует всех испытуемых, начиная от самой подходящей кандидатуры для ответа на поставленный вопрос до самой неподходящей.

После проведения процедуры данные заносятся в таблицу, которую называют социоматрицей. Если при проведении социометрии используется несколько критериев, то социоматрица может быть построена как для отдельных, так и для всех критериев. Кроме того, возможен вариант социометрии, когда изучаются несколько групп одновременно, тогда строится социоматрица межгрупповых выборов. Дальше на основе социоматрицы строится социограмма – схематическое представление выборов испытуемых.

Социограмма может быть произвольного вида, как удобно для графического изображения, локограммного вида, в которой члены группы расположены так, как они действительно расположены во время работы или проведения социометрии. Второй тип социограмм позволяет учесть пространственный принцип организации общения. В круговых социограммах все члены группы располагаются на окружностях. Указанные выше примеры являются коллективными социограммами. Но иногда строят индивидуальные социограммы, когда в центре расположен субъект, чьи связи исследуются. Можно, например, построить социограмму лидера, т.е. члена группы, получившего максимальное количество выборов по различным критериям.

Дальше можно подсчитать групповые и индивидуальные индексы, характеризующие специфику членов данной группы или группы в целом.

Социометрический статус: С = сумма полученных положительных выборов (n-1), где n – количество членов группы; для параметрической процедуры вместо n берется заданное число, ограничивающее выборы.

Эмоциональная экспансивность:

E = сумма положительных и отрицательных сделанных выборов/(n-1).

Для группы можно также рассчитать групповую эмоциональную экспансивность.

EG = сумма положительных и отрицательных выборов, сделанных всеми членами группы/n.

Индекс сплоченности группы:

GG = сумма взаимных положительных выборов/(1/2*n*(n-1)).

Индекс конфликтности группы:

УG = сумма взаимных отрицательных выборов/(1/2*n*(n-1)).

Разновидность социометрического метода является аутосоциометрический метод. При этом испытуемые не просто высказывают отношения к отдельным членам своей группы, но сами представляют всю структуры группы в целом и свое место в ней. При проведении этой процедуры испытуемым предлагается построить социограмму, где будут расположены все участники группы с учетом взаимоотношений и выборов. На социограмме испытуемый располагает и себя самого. Для школьников и младших школьников можно используется упрощенные варианты. Во-первых, они заполняют круговую диаграмму, во-вторых, можно провести в виде игры – задания на социальное наблюдение. Дается инструкция типа: «Если бы вы стали учителем, то должны были бы представлять, как члены вашего класса относятся друг к другу. Давайте посмотрим, как то у вас получится». Метод аутосоциометрии позволяет решать следующие задачи. Например, можно путем сравнения реальных и ожидаемых выборов оценить наблюдательность, способность осознавать отношения. Можно описать социальные установки, т.е. стремления приписывать высокие либо низкие социальные статусы членам группы.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.