Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие теоретических подходов к изучению самости




 

Категория самости является предметом рассмотрения во многих парадигмальных системах координат, традиций и школ. Во многом это обусловлено тем. что в каждой из них человеческая самость выступает в качестве ядерной, системообразующей категории, на которой строится вся концептуальная схема теоретических представлений. Без наличия же такой системообразующей категории, имеющей непосредственное отношение к человеку со всей совокупностью его жизненных проблем, теоретическая конструкция становится либо искусственной, фрагментарной, либо универсально-академической. Основные теоретические подходы к рассмотрению самости личности представлены на приводимом ниже рисунке Х.Х.


Биологический подход делает акцент на то, что социальное поведение поддерживается физиологическими и генетическими процессами, и доказывает, что в основе социального поведения лежат генетические склонности, которые отбираются в течении всей эволюции. Поведение определяется структурой нервной системы, состоящей из миллионов клеток. Нервная система получает информацию из внешней среды и внутренней среды тела с учетом секреции гормонов в крови. Т. е. Существует динамическое взаимодействие между: а) Ц НС, б) телом без нервной системы, в) внешним миром. Наша способность продуцировать мысли и чувства зависят от целостности нашей нервной системы. Я ощущаю себя как движущую силу, придаю ей такое направление, чтобы другие считали меня рациональным и целеустремленным человеком, что опять-таки зависит от целостности нервной системы. При патологии физиологии мозга будет создаваться патологическое объяснение поведения.

Гены, которые кодируют нервную систему, называются «эгогенами». Гены - структура, которая кодируются протеинами. Нервная система будет определяться комплексом взаимодействий генов и внешнего мира. Гены передаются от родителей. Хотя иногда происходит путаница, и человек получает совсем иные гены, чем у его родителей. Небольшие мутации в генетическом материале могут быть благоприятными, неблагоприятными, нейтральными. Природа любит исправлять свои ошибки-мутанты, как правило, бесплодны. Благоприятные же закрепляются и начинают встречаться все чаще.

В этом подходе рассматривается также влияние физической внешности на нас и на нашу самооценку (дети в школе);подверженность людей стрессам (тип А и тип В); феномен боли как парадоксальный (с одной стороны это чувство универсально (ее испытывают все), а с другой – субъективно.

Изучается и влияние наркотиков и алкоголя на организм и, следовательно, на личность человека. Люди, которые их употребляют, чувствуют самоотвращение от осознания того, что они деградируют, теряют свою уникальность и постепенно разрушают свое тело. Потеря уважения семьи и друзей, растущая изоляции. Но подобные чувства испытывают те, кто находится на ранних стадиях. У тех же, кто на последней – разрушение личности ужасно. При применении алкоголя или наркотиков животное или человек ощущают позитивный аффект наркотизации и в последующем могут быть мотивированы на его восстановление. Мотивированность на восстановление уже испытанного положительного эмоционального состояния направляет поисковую и поведенческую активность человека. При этом сформировавшийся доминантный очаг возбуждения по существу блокирует любые проявления самокритики. Алкоголь и наркотики изменяют уровень нервной деятельности в некоторых областях мозга, несут аффективные изменения.

В основе подобных склонностей может лежать внутренний дисбаланс. Который при употреблении наркотических веществ и алкоголя может временно устраняться. Зингер (Singer) рассматривал употребление наркотиков как попытку достигнуть чего-то не только в социальном контексте, но и в своем внутреннем мире. Мы все имеем «Реальное Я». «Идеальное Я», «Долженствующие Я» (ожидания семьи или соратников о том, каким должен быть индивид). И большие различия между Идеальным и Реальным Я ведут к печали и депрессии. Между Реальным и Долженствующим Я – к страху и напряжению. А употребление кокаина есть форма самолечения депрессии. Было так же установлено, что алкоголики имеют в основном надутые и нереалистические ожидания и неослабевающее чувство вины за невозможность достижения этих стандартов. Александер (Alexander) отмечал, что употребление наркотиков – это форма адаптивного поведения.

В тоже время сторонники этого подхода понимали, что биологическая природа человека не исчерпывает понимания исследуемых явлений (например, альтруизм в ингруппе, превращаются в эгоизм в аутгруппе). Поэтому дальнейшие объяснения опираются как на биологические процессы, так и на социальные факторы (например, на социальную матрицу).

Психодинамический подход к рассмотрению самости основан на классических идеях З. Фрейда о структуре Эго и работах постфрейдистов, пытающихся в той или иной мере пересмотреть излишнюю, на их взгляд, сексуализированность самости. Особое внимание уделяется изучению бессознательных мыслей, чувств, защитных стратегий. Защита, чтобы избежать тревоги, боли (и не только физической), несущей угрозу чувству Я как полноценной личности. Появляется концепция защитного Я, хотя употребления термина «Я» в этой традиции избегают. Основная теоретическая линия данного подхода заключается в утверждении того, что структура и содержание Я формируются в течение раннего детства через посредство микросреды первичных воспитателей. Внутренние представления о внешнем мире представляют собой своеобразные эмоциональные конструкты. Эти внутренние миры и были названы «психической реальностью». Достаточно быстро они начинают управлять побуждениями и поведением ребенка по отношению к внешнему миру, а также пониманием и интерпретацией обретенного опыта. Наше представление мира преувеличено, идеализировано, искажено. Психическая реальность, созданная нашими сознательными и бессознательными фантазиями и памятью, переплетается с опытом реальности и таким образом взаимодействует с миром. Искажение происходит для того, чтобы избежать тревоги, т.к. мы не можем терпеть психическую боль реальности. Мы создаем свой вариант мира, который уменьшает эту боль до терпимого уровня и чаще всего такая защита вредна для Я и для решения проблемы. Защитные процессы в основном бессознательны. Чувство же тревоги является предупреждающим механизмом и основано или на базе прошлых травм или на прогнозе будущих или возможных фрустраций. Оно может стимулироваться внешними событиями или быть отражением внутреннего конфликта.

Развитие классического психоанализа по проблеме самости происходит по двум линиям: эго-психологии и теории объектных отношений. Первая линия в большей степени инициирована дочерью З. Фрейда – Анной Фрейд и концентрируется на изучении механики психологической защиты. Большой вклад в развитии представлений о самости внес Гарри Салливен, для которого самость или Я является центральным понятием. Являясь по происхождению социальным, Я развивается из чувств, пережитых во взаимодействии с другими, и из отраженных оценок, т.е. из восприятия ребенком того, какую ценность он или она представляют для других и как этими другими оцениваются. Важными сторонами Я, особенно в связи с переживанием чувства тревоги или, наоборот, безопасности, являются Я-хорошее, связанное с приятными воспоминаниями. Я-плохое, связанное с болью и угрозами потери безопасности, и не-Я, т.е. та часть Я, которая отрицается из-за связи с непереносимой тревогой. В последующие годы в рамках эго-психологии предпринимаются попытки когнитивизации психоанализа за счет включения в плоскость рассмотрения когнитивных процессов, реализующихся во внутреннем мире человека.

Более оригинальной линией является ориентация на теорию объектных отношений, получившая свое развитие и в работах ряда теоретиков (Кернберг, Клейн, Кохут, Фейрбейрн и др.), приобретших особую популярность в последние годы. Мелани Клейн зафиксировала присущую детям тенденцию дифференциации мира на плохой и хороший, рассматривая жизнь как борьбу между позитивными чувствами любви и негативными чувствами ненависти. Этот конфликт приводит к расщеплению мира на благожелательный и неблагожелательный компоненты. Индивидуальное своеобразие такого рода расщепления определяется спецификой обращения с ребенком со стороны первичных воспитателей. Доминирование негативной компоненты приводит к отношению к окружающему миру как к враждебному. А все то, что транслируется им, воспринимается как таящее потенциальную опасность и, наоборот.

Продолжая эту логику рассуждений, Отто Кернберг характеризует отношения ребенок – первичные воспитатели, как биполярные репрезентации, каждая из которых создается образом ребенка самим по себе и образом значимых других (матери), а также чувствами, формируемыми между ними в процессе выстраивания взаимоотношений. Если ребенок испытывает состояние депривации, это способствует негативной окраске биполярных репрезентаций, в противном случае – позитивной. Биполярные репрезентации интернализуются или метаболируются как результат переживаемых взаимодействий. Данные интернализации обусловливают различные типы последствий для разных возрастных периодов развития ребенка. В последующем аккумулированные репрезентации становятся интернализованными единицами структур мышления, выступая в качестве своеобразных линз или фильтров рассмотрения собственной самости во взаимоотношениях с окружающими другими людьми. Последующие взаимоотношения, в свою очередь, рассматриваются как обусловленные этими, ранее интернализованными шаблонами репрезентаций.

Придавая особую роль развитию самости Отто Кернберг включает в ее контекст процесс переживания мира в положительно и отрицательно окрашенных чувствах. На этом этапе мир еще не дифференцирован на объекты (других людей, включая мать). Эмоциональное расщепление переживаний и объектов на хорошие и плохие, позитивные и негативные продолжается и в последующие периоды.

Наиболее значимый объект – первичный воспитатель (как правило, мать) первоначально представлен только как образ. По мере когнитивного развития, а также развития речи, ребенок начинает интернализовывать не только образ матери, но и материнские рассказы в форме внутреннего диалога. Некоторые из этих диалогов озвучиваются.

С течением времени на этой основе и начинает оформляться самость. Впоследствии ребенок начинает рассматривать себя как хорошего или плохого в зависимости от дифференциации эмоциональных переживаний. Самоощущение проявляется в особенностях самооценки или ее отсутствию. По мере продолжения дифференциации образуется многообразие самостей, представленных в таких категориях как половая идентичность, родительская идентичность и т.п. каждая идентичность также окрашивается в позитивно-негативных тонах.

Особое место в развитии идеи объектных отношений принадлежит Хейнцу Кохуту, который пытался разработать теоретическое объяснение феноменологии и симптомологии нарциссизма. В центре этого анализа также находится категория самости. Первоначально рассматривая ее как некоторую коллекцию саморепрезентаций (иногда как структуру эго, а когниции как функции эго), позднее Кохут начал рассматривать его как дополнение к классической теории драйвов и защиты. В конце же жизни он приходит к выводу, что критической областью для психологии являются именно дефекты самости, а не конфликты и что классический психоанализ должен быть заменен психологией самости. В последних работах Кохут соотносит самость по значимости с такими категориями как Id, Ego, Super-Ego. Эта структура описывается им как биполярная, включающая полюса честолюбия и идеалов, а также способности и умения, как опосредующие их. Данные структурные элементы составляют ядро, которое наряду с позитивным ощущением собственной самости пытается актуализировать человек. Если ему это удается, присутствует психологическое здоровье, в противном случае – болезненное нарушение. Состояние развития данных элементов обусловлено своеобразием их развития у первичных воспитателей, их защищенностью и самооценкой. По Кохуту честолюбие, идеалы и потребность в самоуважении являются тремя базовыми мотивационными системами.

Теория развития Кохута, как и большинство других психодинамических теорий, постулирует факт слабой дифференцированности у новорожденных собственной самости от самости других. Для новорожденных характерна слабая дифференцированность репрезентаций. Эта стадия развития обозначается как стадия фрагментаризованной самости. На втором году жизни начинает развиваться «ядерная самость» или ядро чувства самости, обладающее биполярной структурой. Это означает, что ребенок побуждается, с одной стороны, фантастическими образами самости как всемогущей и всезнающей, называемой Х. Кохутом «грандиозной самостью», а с другой стороны, создаваемым родителями и сходным по грандиозности идеализированным образом родителей. Если воспитатели не эмпатичны, ориентированы на актуализацию собственных потребностей, а не потребностей ребенка он формируется с дефектной самостью. Это может привести к неадекватности, заниженной самооценке ребенка, стимулированию его отчаянного стремления быть принятым и обожаемым, а также стремлению к установлению связанного чувства собственной идентичности.

У. Фейрбейрн, еще один представитель британской школы объектных отношений, исходил из постулата первичной мотивированности ребенка на эмоциональный контакт с окружающими людьми. Он основывал свою теорию на двух посылках: первая, ребенок нуждается в чувстве быть любимым первичным воспитателем (обычно матерью) и затем другими членами семьи; вторая, ощущении того, что их собственная любовь принимается и ценится. Если эти два условия не соблюдаются, нарушается развитие психики. В своих теоретических рассуждениях Фейрбейрн отталкивался от наблюдений за шизоидными личностями, характеризующимися фрагментированность. Представлений о себе. Он отмечал. Что рудиментарная расчлененность наблюдается у всех новорожденных, но ее укоренение может приводить к тому, что различные части будут оперировать в собственных реалиях.

Фейрбейрн предложил сосбственную модель организации внутреннего мира. По его мнению, первичная мотивация связана с реальными внешними объектами, но то что интернализуется связано, прежде всего, с разочаровывающими, фрустрирующими аспектами этих реальных отношений.

Ребенок формирует две пугающие его версии первичного воспитателя – отвергающую (антилибидозный объект) и потенциально любящий (либидозный объект). Эти две пугающие пары (эго – плюс – объект) изолируются от центрального ядра эго (самости) и прикрепляются к идеализированной и обезопашенно десексуализированной версии оригинального объекта (матери).

В рассуждениях Фейрбейрн имплицитно присутствует идея о том, что такого рода защитные структуры детей формируются в целях предохранения их от возможных неудачных взаимоотношений с воспитателями.

Экзистенциально-феноменологический подход анализирует еще один, крайне существенный аспект самости – ее вплетенность в ткань жизненных переживаний. С точки зрения экзистенциальных феноменологов человек не просто «отражает» мир. А переживает его, осознавая свою взаимосвязь и взаимозависимость с другими людьми. Центральная категория экзистенциальной феноменологии «бытие-в-мире» определяет неразрывность человеческого существования с жизненными переживаниями. Без знания субъективных переживаний невозможно понимание того, что испытывает человек в тот или иной момент времени и как он интерпретирует и относится к происходящему. В то же время «схватывание» этих жизненных переживаний практически невозможно при посредстве позитивистски ориентированных, «препарирующих», т.е. «омертвляющих» человека методов исследования. Феноменологический подход пытается изучать человеческое сознание с позиции природы субъективных переживаний, их концептуализации. И главный метод исследования – интроспекция, автобиография, клинический отчет. Т.к. субъективные переживания являются сугубо личными, феноменологические самоописания включают в себя перспективу человека, ознакамливающегося с ними. Понимание того, что опыты жизненных переживаний отличны с необходимостью предполагает наличие процедуры прояснения и уточнения адекватности взаимопонимания. Такого рода методология исследования получила название диалогической или методологии второго лица. Экзистенциалисты же изучают субъективные переживания, фокусируясь при этом на динамике качеств человеческого существования. Они рассматривают людей как всегда существующих в процессе становления.

Три основные черты этого подхода:

1. Быть личностью значит ощущать себя как существо в мире своих субъективных переживаний.

2. Быть личностью – значит быть активной действующей силой: тем, кто влияет на мир. Наша жизнь целенаправленна, и цели могут быть как отражением результатов, полученных в прошлом, так и «предвосхищающей рефлексией».

3. Быть личностью – значит владеть рефлексивным сознанием.

Вильяма Джемса интересовали универсальные черты сознания – те, которыми владеет каждый из нас. Он говорил, что сознание имеет рекоподобное течение и непрерывно. Он также утверждал, что разум является сиеной театра одновременных возможностей, и сознание состоит из сравнения одной возможности с каждой другой, отбирая при этом некоторые из них и подавляя остальные (например, силой внимания). Разум, в частности, работает с полученными данными так же как скульптор работает над статуей. Отбор и внимание играют центральную роль в процессе сознания. Джемс выделял такие виды внимания как активное или произвольное и вегетативное или пассивное. Чикченмихай (Csikzemihalayi) изучал такое явление как поток переживаний – ряд ситуаций, которые люди находят или приносящими удовольствие или скучным. Он определял сознание как умышленно заказываемую информацию т.е. мысли, восприятие, побуждения, которыми мы можем управлять. Причем фокусировку внимания он приравнивает к «психической энергии» и противопоставляет потоку сознания то. что он называет энтропией, где существуют навязчивые события или мысли, разрушающие намеренность. При потоке информация должна быть постоянной, конгруэнтной целям и способствовать естественному потоку психической энергии. Чикченмихай обозначил это явление как «оптимальный опыт» и подчеркивал, что такой поток переживаний в основном удовольствия, которые мы можем иметь и которые нам необходимы для нашего комфортного существования. И его регулярность является необходимым условием этого. Он также докалывает, что люди испытывают неудовлетворение от современных развлечений (например, телевизора), т.к. они являются больше зрелищами, и индивид остается: пассивным, не делая большого вклада в поток опыта: «В обществе мы растрачиваем каждый год, равный миллионам дет человеческого дознания. Эта энергия могла быть использована на фокусировку на комплекс целей, обеспечивающих количество полученных удовольствий, но растрачивается на модели стимуляции, которые только имитируют реальность».

Маргарет Дональдсон (Donaldson) выделяла различные модели разума, которые создаются в течение всего развития индивида, хотя их правомернее называть моделями сознания. Всего их 4:

1. Здесь и теперь (младенец) – «моментальная модель».

2. Линейная модель – когда вспоминается прошлое и прогнозируется будущее (8 – 10 мес.).

3. Конструктивная модель (3 – 4 года) – способность конструировать понятия независимо от отдельных событий. Развиваются мнения о себе, о социальных группах. Тут же находится первый источник отражения нашего Я.

4. Трансцендентная модель (около 9 лет) – развитие уровня абстрагирования. Эмоциональный аспект этой модели включает в себя религиозный и духовный опыт, а также некоторые реакции на поэзию и музыку.

Еще одной теорией, часто соотносимой с феноменологическим подходом, является теория личностных конструктов Джорджа Келли. Эта теория является достаточно спорной. Дж. Брунер относил ее к данному подходу, хотя она скорее относится к когнитивно-экспериментальному. Келли создает новый метод исследования личности – метод репертуарных решеток, что дает возможность наметить для любого человека его переживания мира. но это возможно лишь при индивидуальной работе. Этот метод есть нечто большее, чем наложение предметного каталога на соответствующие переживания. Глазное понятие теории Келли – личностный конструкт. Это биполярное измерение, которое представляет различные отношения, с помощью которых мы создаем различный опыт переживания о мире (благоприятный – неблагоприятный и т.д.). Большинство людей не осознает, что конструкты, которые они использовали, основываются на их опыте. Здесь также учитываются соотношения конструктов (например, к физически привлекательный – физически непривлекательный добавляется конструкт высокомерный – внимательный. Так человек проявляет тенденцию считать красивых людей высокомерными. Часто подобные ассоциации даже не осознаются. Обобщение и анализ конструктов может привести к пониманию своего или чужого поведения и узнать причины, из-за которых демонстрируется именно эта линия поведения. Нам нравятся люди, чьи конструкты будут походить на наши.

Карл Роджерс считал; что Я-концепция индивида должна быть приближена к Я - идеальному. Тогда поведение человека становится более социализированным и зрелым. Это состояние принятия себя и других. Было также выявлено, что представления Идеального Я гораздо более стабильны, чем у Реального Я, и в процессе терапии изменяется именно Реальное Я.

В данном подходе немалое внимание уделено также воображению и фантазиям. Воображаемые сценарии делают наш осознаваемый опыт разнообразным (анекдот с утюгом), а рефлексия помогает представить себе какое впечатление произведет эта модель поведения на других. Дети используют воображение и фантазии в своих играх, пытаясь перенять поведение взрослых. С началом юности они больше проявляются во внутреннем плане человека и необходимы для формирования различных идентичностей. Да и взрослые любят мечтать – мы повторяем в нашем разуме воспоминания приятных или значимых событий, направляем фантазии на недоступного или отсутствующего человека и т.п. Они становятся постоянной частью субъективного опыта, помогая уточнить наши планы и то, что мы уже сделали, пробуждая надежды и ожидания, становясь, порой, сутью нашей жизни.

Рефлексивное Я является одним из главных аспектов личности. Оно дает способность осознавать себя как переживающую существующую личность, оно дает нам самооценку и ищет новые, более удовлетворяющие нас формы поведения. Здесь же мы сталкиваемся и с вопросом выбора. В тоже время у людей могут появиться тревога, страх, чувство «потери почвы под ногами», т.к. Рефлексивное Я предполагает автономность, и, следовательно, отсутствие определенной поддержки. Некоторые считают, что этот страх сильнее даже страха смерти. Процесс выбора означает, что альтернатива будет исключена, и мы никогда не узнаем, какими будут переживания. В этом подходе рассматривается также проблематика жизненного смысла. Выделяют следующие источники жизненного смысла:

1. Телесные нужды – их надо удовлетворять или человек погибнет.

2. Бессознательные переживания.

3. Культурные ценности.

Ялом выделил следующие возможные варианты жизненного смысла:

1. Гедонизм удовольствия и наслаждения.

2. Самоактуализация – саморазвитие индивида.

3. Творчество.

4. Альтруизм и самопожертвование – обслуживание других.

Виктор Франкл выделял смысл жизни как творчество и чувство красоты.

Социально-конструктивистский подход исходит из посылки о том, что социальная сущность людей конструируется (т.е. наполняется содержанием, значениями) социумом и культурой. Исходная идея заключается в том, что, т.к. человек представляет и, главное, описывает себя, посредством понятий, обладающих определенными значениями, меняющимися по мере развития культуры, то и понимание человека должно осуществляться через выяснение особенностей такого рода конструирования. Как уже отмечалось выше при характеристике особенностей социально-конструктивистской методологии, в сознании представлено не отражение свойств объективной реальности, а их субъективный образ, который и конструируется культурой. Применительно к самости это утверждение конкретизируется в предположении, что она представляет собой социальный конструкт или конструкты. В соответствии с подходом Джорджа Келли, личность создает конструкты, в том числе, и о самой себе, определяющие ее самоотношение. В целом основные положения этого подхода могут быть сведены к следующим основным моментам:

1. Личность – индивид с разумом и сознанием, с уникальной индивидуальностью.

2. Каждый индивид имеет свой личный согласующийся набор характеристик, предпочтений, которые суммируются в личности и могут быть измерены.

3. Мысли и чувства людей могут быть выражены публично посредством языка, поступков и других символических действий.

4. Индивид продуцирует действия, в которых пытается реализовать себя (свои планы, мнения, желания) в мире.

Для социальных конструктивистов социальный мир – это социальная история, социальная практика, социальная структура и т.д. Я здесь рассматривается как дистрибутивное, размытое, непрерывно изменяющееся, а не локализованное и статичное. И при различных социальных взаимодействиях существует целый ряд контекстуальных Я. Переплетение Я и социального контекста наиболее очевидно при проведении антропологических исследований других культур, где учитывается и жизненный быт данной страны. Маусс (Mauss) выделяет два понятия Я: «moi» – чувство своего тела в пространстве. Это мировое чувство Я и может быть у каждого человека. И «personer» – культурно специфичный вид Я. Именно оно и отличается в различных культурах (пример с Японией и островами Тихого океана). Особенно ярко эти различия проявляются в языке.

Не остается без внимания и эмоциональный аспект человека, которые объясняются психологами через текущую практику индивида и связываются с мифами, историей и обычаями культуры. В результате некоторые варианты выражения эмоций и способы их понимания становятся привычными и характерными для данной культурной группы. Эмоции, различаемые в нашей культуре – стыд, любовь, ярость, вина, зависть и т.д. – непосредственно связаны с нашим восприятием Я и текущей практикой. Некоторые исследователи утверждают, что существует несколько базисных эмоций, только в различных группах их описание тоже различно.

В этом же подходе изучается развитие человека как социального существа, изменение чувства Я в процессе социализации, развитие самосознания и влияние других языковых практик на все эти процессы. Например, Макдональд (McDonald) показывал процесс развития представлений Идеального Я следующим образом:

1. В раннем детстве происходит идентификация с одним из родителей.

2. В юности нашим идеалом может стать живой человек. Но чаще всего это или культурный стереотип (Ален Делон) или данные собственного эмпирического опыта.

В этих исследованиях представлены скорее результаты экспериментального изучения различных аспектов самости. Тем не менее, в последние годы все больший интерес приобретают попытки построения более целостных концепций самости, обращенных к миру интерпретаций человека, отражающих своеобразие его само и мировосприятия. При этом изучение самости осуществляется на:

1. Внутриличностном уровне – когнитивные процессы, мотивация, эмоции и т.д. (самоуважение, самоконтроль и т.д.).

2. Межличностном уровне – фокусируется на отношениях между людьми (самопрезентация).

3. Общественном уровне – влияние культуры на процесс интерпретации.

Однако большинство исследований сфокусировано на когнитивных факторах, представляющих скорее рациональное, информационно-процессуальное описание самости, лишено контекста жизненных переживаний и чувств.

В этом подходе рассматривается такой феномен как категоризация, центральной чертой которой являются различия в классификации событий – находятся особые признаки, набор которых и определяет соответствующее членство. Все члены категории одинаково определены. Витгенштейн предположил, что категоризация основана на идее семейного сходства и зависит от сравнения данной инстанции с прототипом данной категории. Источник нашего прототипа" все что окружает нас. В большинстве случаев мы формируем прототип событии. о которых мы не имеем прямого знания. Источниками прототипов могут быть прочитанные книги, телевидение, газеты (война, семья); в других случаях это может быть семья, друзья или свой личный опыт.

Интерпретация нашего внутреннего состояния может влиять на наше восприятие других людей и на наше поведение по отношению к ним. Люди осознают себя и других в основном как движущую силу, поэтому наблюдатели в основном объясняют поведение актера в личностных понятиях, из-за чего могут возникать атрибутивные ошибки, которые можно объяснить следующими факторами:

4. Фокус восприятия – наблюдатели уделяют больше внимания актеру чем ситуации. При наблюдении за действующим ситуация становится фоном. С другой стороны действующий наблюдает за своим поведением в каком-то контексте, вследствие чего иногда появляются трудности в коммуникации.

5. Информационный фактор – наблюдатель и актер получают разную информацию о происходящим – наблюдатель информирован лишь об одном событии и имеет тенденцию генерализовывать ее; действующий имеет информацию о своем поведении та долгий период времени.

6. Мотивационный фактор – объяснение поведения в личностных понятиях помогает конструировать будущие действия исполнителя и соответственно организовывать свои действия.

С другой стороны актер хочет повысить свою свободу действий – предпочитая видеть свое поведение более ситуативным, чем как некий устойчивый паттерн.

Представители данного подхода выделяют такой стиль поведения как атрибутивный – тенденция личности объяснять свое поведение определенными понятиями, упуская из виду другие. Эти понятия могут быть личностными и ситуативными. Так успех, как правило, объясняется в личностных понятиях, но если в них нет личностных черт (я – дурак), то это, по мнению Зелигман, приведет к возникновению депрессии, т.к. подобные объяснения разрушают уверенность в себе (глобальные черты почти неизменяемы). Различия в описаниях отличаются в культурах Запада и Востока – в самоописаниях людей Запада преобладают личностные черты, в то время как в восточной культуре – описания себя с помощью социальных ролей или ситуативных понятий, причем понятия здесь конкретны, а в западной культуре более абстрактны. Возможно, такие различия в культурах возникли из-за влияний различных религий.

Контроль – еще одно из главных понятий этого подхода. Личность будет предпочитать те объяснения, которые будут предполагать контроль за результатами поведения. Такие феномены как счастливый случай, удача никогда не интерпретируются, т.к. мы не имеем контроля над ними. Чувство противоположное контролю – беспомощность, которая лежит в основе депрессии. В депрессии люди испытывают чувство самообесценивания – они не могут ничего делать и ни к чему не испытывают интереса.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.