КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемное поле изучения личности в современной социальной психологии
Проблемное поле изучения личности в современной социальной психологии представляет собой своеобразный интеграл областей исследования, накопленных в различных традициях и направлениях психологической науки и практики. Не смотря на то, что многие перспективы, представленные в них не пересекаются друг с другом с полным основанием можно утверждать, что они продуктивно дополняют друг друга, внося новое видение и предоставляя возможность взаимообогащения и инсайтирования. Со всей определенностью можно говорить о том, что центральной категорией, своеобразным ядром социально-психологической проблематики личности, выступает категория самости, опять-таки, рассматриваемая с различных позиций и в различных контекстах в интеракционистской, когнитивистской, психодинамической и экзистенциально-феноменологической и др. традициях. Не смотря на определенное разнотолкование сути и содержания понятия самость (Эго, Я-концепция и т.п.) присутствует определенное согласие в том, что это стержневое образование, определяющее как само-, так и миропонимание субъекта. Это достаточно наглядно продемонстрировано в исследованиях социального познания или социальной перцепции, в рамках которых показана зависимость само- и мировосприятия от особенностей личности воспринимающего, задающей как приоритеты, так и формирующей отношение к определенным аспектам воспринимаемого. В области социального объяснения или атрибутирования, хотя и исследуемой чаще всего с позиции наблюдателя, так же показана зависимость приписывания тех или иных причинных оснований от индивидуальных особенностей атрибутирующего. В области межличностного взаимодействия или общения, опять-таки, накоплен огромный эмпирический материал, показывающий детерминированность процесса личностными особенностями взаимодействующих, характером взаимодействия и ситуативным контекстом. Причем, как характер взаимодействия, так и ситуативный контекст определяются все той же личностью и, в свою очередь, как показано тем же Бандурой, определяют и самоотношение личности. В области изучения групповых процессов не менее очевидным является активное участие личности в них. Личность не просто подчиняется сложившимся в группе нормативным регуляторам, «плывет по воле волн», но и принимает активное участие в их формировании. Свидетельством этой активности являются и различные типологии подчинения групповому воздействию. Перечень аргументов в пользу признания активного участия личности в социально-психологической феноменологии не исчерпывается приведенными фактами, он может быть существенно дополнен. Суть же заключается в том, что игнорирование личности в социальной психологии приводит к формированию впечатления о предмете ее исследования как своеобразном надличностном «эфире», существование которого недоказуемо без обращения к той же личности как субъекту и объекту межличностных отношений. Определяя рамки изучения проблематики личности в социальной психологии, в силу дискуссионности этой проблемы в отечественной традиции наиболее продуктивно обращение к зарубежным исследованиям. Наиболее авторитетным из них является недавно переведенная на русский язык работа ведущих зарубежных социальных психологов европейской ориентации «Перспективы социальной психологии» (2001). В числе основных разделов этой книги, непосредственно связанных с личностью являются: социальное познание; теории атрибуции; социальные установки; эмоции, коммуникация и отношения; просоциальное поведение; агрессивное поведение; социальные предубеждения. Безусловно, данный перечень весьма эклектичен и не включает базовой системообразующей категории, в качестве которой многими авторами предлагается категория самости (см., например, Kenrick D.T., Neuberg S.L., Cialdini R.B., 1999). В одном из самых интересных, по нашему мнению, учебников по социальной психологии, написанном авторским коллективом в составе крупнейших социальных психологов Дугласа Кенрика, Стивена Ньюберга и Роберта Кьялдини «Социальная психология: Разгадка мистерии» стержневая глава посвящена анализу проблемы личности в ситуации. Причем данная глава включает такие подразделы как «Загадка обычного и необычного человека»; «Мотивационная система»; «Репрезентативная система»; «Аффективная система»; «От личности к поведению». В последующих главах рассматриваются такие проблемные области как: понимание себя и других; презентация самости; убеждающее воздействие, социальное влияние; аффилиация и дружба; любовь и романтические отношения; просоциальное поведение; агрессия; предубеждения, стереотипизация и дискриминация; группы; глобальные и социальные дилеммы. Представленный перечень глав создает представление о социальной психологии как о, во-первых, «живой» области знания, с которой человек непосредственно сталкивается в своей повседневной жизни; во-вторых, как об области знания, в которой есть место этому человеку, наконец; в-третьих, как об области знания, стремящейся объяснить, что происходит с человеком в мире окружающих его людей. На наш взгляд, особенно показательным является то, что данный ученик написан американскими авторами и издан в Соединенных Штатах одним из крупнейших и авторитетнейших издательств «Ейллин и Бекон» – цитадели классической эксперименталистской социальной психологии, что является ярким подтверждением тех изменений, которые происходят в современном социально-психологическом знании. Представленные тенденции в развитии социальной психологии побудили автора избрать следующую логику рассмотрения личностной проблематики: самость; социализация; социальное познание; социальное объяснение. Данные разделы будут раскрываться как с интраличностной, так и с интерличностной перспективы, как с позиции самонаблюдения, так и с позиции внешнего наблюдения в их непосредственной привязке к социальному поведению. Еще одна особенность рассмотрения личностной проблематики связана с разделением автором принципа взаимного детерминизма Бандуры, предполагающего взаимообусловленность личностного, ситуативного и активностного компонентов социального поведения. На этом основании рассмотрение проблематики личности будет связано с описанием и объяснением особенностей, природы и механизмов внутренней активности личности, влияния на нее ситуативного контекста, а также характера самой активности. Именно такое построение, на наш взгляд, позволит представить социальное поведение как целостное, системное и привлечь максимально возможное число детерминирующих факторов. еще одной особенность рассмотрения проблематики личности в ее социально-психологическом аспекте является использование идей, развиваемого автором интегративно-эклектического подхода, обосновывающего продуктивность рассмотрения анализируемой феноменологии с позиций различных парадигмальных и теоретических перспектив. Там где это возможно, будут представлены результаты исследований представителей различных подходов, позволяющих посмотреть на явление с разных сторон и прийти к соответствующим выводам на основании учета существующих альтернативных решений.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |