Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодинамический подход




Теоретические подходы к проблематике личности

 

Личность является одной из наиболее популярных категорий психологии. представляя широкие возможности для рассмотрения с позиции различных теоретических подходов. Спектр этих подходов чрезвычайно широк и многопланов. Наиболее полное представление о них у отечественного читателя может быть сформировано на основе опубликованных в последние годы работ ряда известных зарубежных исследователей по психологии личности (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997; Л. Первин, О. Джон, 2000 и др.).

Традиционно проблематика личности связывается с изучением ее структуры, процессов и развития. Что представляет собой личность (структура), как личность влияет на поведение (процесс), почему индивид обладает такими личностными особенностями (развитие). Эти вопросы по разному решаются в разных теоретических традициях, наиболее известными из которых являются: психодинамическая, когнитивная, интеракционистская и конструктивистская, на общей характеристике которых мы и остановимся.


 

Психодинамический подход в большей степени приобрел свою популярность благодаря разработкам Зигмунда Фрейда и его учеников. Введя в широкий психологический обиход понятие бессознательной психической активности, Фрейд обратил внимание на тот факт, что отнюдь не все в поведении человека осознается и подлежит рациональному объяснению. Факт наличия бессознательного, во многих случаях оказывающего существенное влияние на самоощущение и самореализацию человека поставил вопрос о необходимости разработки качественно отличающихся от традиционных методов изучения личности, предполагающих включение в плоскость рассмотрения косвенных проявлений психической активности, подвергаемой цензурированию. Отсюда обращение внимания на свободные ассоциации, проекции, сновидения и т.п. Самое же главное заключается в изменении исследовательской методологии на углубление в мир переживаний человека с последующей реконструкцией их подоплеки.

Обладая существенной свободой от сковывающих рамок обеспечения «объективности» изучаемой феноменологии, психодинамический подход привнес множество оригинальных идей в рассмотрения проблемного поля личности. Не смотря на жесткую критику классического психоанализа за его субъективность, «ненаучность», «нефальсифицируемость» и т.п., он продолжает оставаться популярным и сегодня, обогащая психологическое познание личности новыми идеями и исследовательскими метафорами.

Применительно к социально-психологическому аспекту изучения личности продуктивными оказались идеи зависимости проблемного поля личности от влияния непосредственного социального окружения или первичных воспитателей, определяющих как самоотношение, так и мироотношение формируемого субъекта. В рамках теории объектных отношений (M. Klein, O. Kernberg, H. Kohut, D. Winnicott и др.) получила развитие идея эмоциональной валентности миро и самоотношения определяемой характером взаимоотношений со значимыми другими.

Столь же большим потенциалом продуктивности обладает и категория «Эго», в современных версиях отождествляемая с широкораспространенной в других традициях категорией самости. Самость рассматривается как конструкт, используемый для описания и организации мыслительной активности. Являясь и обобщенным объяснением происходящего, самость является и переживанием его. Мы не только воспринимаем себя как некоторую конструкцию, но и переживаем себя как центр бытия и активности [K. Thomas, 1996]. В соответствии с представлениями представителей психодинамического подхода наши переживания самих себя могут быть только частичными, т.к. большинство из них гораздо богаче, но скрыто от осознания в силу вытесненности в подсознание и искаженности психологической защитой. Самость выступает в качестве центра активности, хотя и сама может быть защитной иллюзией. Формы и патологии самости варьируются на протяжении истории и в различных культурах. Именно культурная обусловленность человеческой самости и становится объектом анализа современного психодинамического подхода.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.