Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовая коммуникация как социальный феномен




Массовые информационные процессы

ЧАСТЬ VII. МАССОВИДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

 

Социальная жизнь людей, их совместная деятельность, как мы видели из предыдущего изложения, невозможны без общения, в ходе которого происходит обмен информацией, содержащей знания, нормы и ценности. Осуществляют этот процесс люди, передавая и принимая сообщения, облеченные в материальную форму знаков. Совокупность значений в конкретных сообщениях, которые передаются людьми для того, чтобы каким-либо образом оказать влияние на мышление, поведение и деятельность других людей, составляет социальную информацию.

Социальная информация выступает в качестве важнейшего связующего звена между социальной средой и личностью. Информационные процессы, происходящие в обществе, оказываются необходимой составной частью всей социальной жизни людей. С помощью информационных процессов люди присваивают общественно-исторический опыт предыдущих поколений, на практике осуществляя то, что А. Н. Леонтьев очень точно назвал «механизмом социальной «наследственности», и удовлетворяют свои текущие психические потребности в знании, в подтверждении правильности ранее усвоенной «картины мира», в поддержке во мнениях по спорным вопросам.


 

Способы общения, передачи социальной информации различны. Содружество науки и техники привело к появлению принципиально нового способа общения, представляющего собой односторонний поток сообщений, адресованный относительно анонимной, достаточно большой численно и весьма разнородной аудитории. Этот вид общения принято называть массовой коммуникацией. Суть этого процесса заключается в целесообразно организуемом систематическом распространении особым образом подготовленных сообщений среди рассредоточенных аудиторий с применением технических средств тиражирования информации (печати, радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи). В ходе массовых информационных процессов распространяются сообщения, содержащие информацию, которая четко ориентирована на утверждение духовных ценностей, моральных и правовых норм данного общества или какой-либо его части с целью оказания идеологического влияния на настроения, мнения, оценки, решения и поведение значительных масс людей. С появлением массовой коммуникации значительно расширился круг интересов людей. Их все больше волнуют проблемы социального характера, даже если эти проблемы не затрагивают их лично, а относятся к жизни людей других континентов и стран.

В числе социальных целей, преследуемых массовым информационным воздействием, – распространение систематизированного классового мировоззрения и постоянное подтверждение его правильности фактами. Преследуя свои классово-эгоистические интересы, буржуазия и оплачиваемая ею наука тщательно маскируют это обстоятельство разговорами о якобы «объективном» подходе к «общественной информации». На самом деле массовая коммуникация, осуществляемая средствами, которые находятся под контролем буржуазии, непрерывно продуцирует громадное количество знаков – миллионы слов и тысячи зрительных образов, несущих большую идеологическую нагрузку, ориентирующих громадные аудитории людей на вполне определенное миросозерцание и поведение в интересах господствующего класса.

В первую очередь массовые информационные процессы используются для пропагандистского воздействия. Близка по целям к нему и другая область их применения – просветительное воздействие, хотя общий объем передаваемых сообщений здесь несколько меньше, чем в пропаганде. Черты пропаганды и просвещения несет на себе коммерческая реклама, хотя она и предназначена совсем для иных целей. Наконец, массовая коммуникация служит государственному управлению благодаря возможности доводить официальные распоряжения до больших аудиторий в очень сжатые сроки. Несмотря на различия, и пропагандистское, и просветительное, и рекламное воздействие в массовых информационных процессах всегда осуществляется в определенном идеологическом контексте. Анализ функциональных целей массовых информационных процессов, осуществляемый с позиций марксистской социальной психологии, показывает, что в конечном счете воздействие сводится к тому, чтобы побудить реципиентов к определенной деятельности, ориентированной относительно разделяемых данным обществом ценностей, к определенному поведению, осуществляемому в пределах выработанных обществом норм и во имя достижения классовых интересов.

Использование массовой коммуникации для решения в первую очередь идеологических задач накладывают свой отпечаток на содержание и форму, на функциональные цели этого вида человеческой деятельности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.