Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции массовой коммуникации




 

Социальные функции массовой коммуникации можно сгруппировать следующим образом: во-первых, распространение знаний о действительности: во-вторых, социальное регулирование и управление; в-третьих, распространение культуры и, в-четвертых, развлечение. При этом надо постоянно иметь в виду факт включенности массовых информационных процессов в систему существующих общественных отношений, оказывающий определяющее и далеко идущее влияние па характер их функционирования. Включенность этих процессов в систему общественных отношений создает принципиальные качественные различия между деятельностью этого рода при капитализме и социализме. В условиях капитализма цели массовой коммуникации прежде всего характеризуются объективным противоречием коренным интересам народных масс. Маскируемое сентенциями «о свободе слова», «о праве индивида быть информированным», это противоречие реально приводит оплачиваемую правящим классом систему массовой коммуникации к безудержному восхвалению общественного строя социальной несправедливости, к извращению сознания личности через воспитание черт эгоизма, индивидуализма и агрессивности, к отравлению ее ядом буржуазной «массовой культуры», к разъединению и дальнейшей антагонизации классов и социальных групп.

Если человеческое общение во всех своих функциях – социальных и социально-психологических – заключается в том, чтобы обеспечить обмен информацией для удовлетворения определенных потребностей групп и личностей, то массовая коммуникация как преимущественно односторонний поток информации служит тем же целям, но иными способами и совершенно в других масштабах. Ее осуществление отличается значительно меньшей произвольностью, которая характерна для беседы давно не видевшихся друзей, значительно большей ориентацией относительно групповых и классовых интересов, а также более точным учетом социальных и психических потребностей аудиторий.

Важнейшим предварительным условием, делающим возможным возникновение массовых информационных процессов, является система, состоящая из источника и получателя, связанных каналом движения сообщений. При этом источник должен иметь непрерывно пополняемый запас сведений из своих собственных источников (в виде функционирующей корреспондентской сети, информационной продукции телеграфных агентств, возможностей обращения к архивам, справочным материалам и экспертам), а получатель – испытывать потребность в получении информации. В массовой коммуникации, в отличив от обычной – межличностной, прямой и двусторонней, источник сообщений (или коммуникатор) является некоторой организованной группой, действующей в рамках и в интересах другой системы более высокого уровня, какой может быть государство, класс, партия, социальное движение. В качестве получателя сообщений выступает разделенная пространством или временем (или же тем и другим) массовая аудитория. В ходе этого процесса сообщения адресуются не конкретным личностям, а аудитории, предпочтительно одинаково ориентированной в своих интересах и деятельности относительно определенных ценностей. Связь между коммуникатором и аудиторией в массовой коммуникации всегда опосредована, так как коммуникатор и аудитория не находятся в непосредственном физическом контакте.

Звеном, опосредующим связь коммуникатора и его аудитории, являются: печать – в виде газет, журналов, листовок, плакатов, брошюр и книг массовых изданий; радио и телевидение – в виде регулярно функционирующей системы широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио- и телеприемные устройства; кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью кинотеатров; звукозапись – в виде системы производства и распространения грампластинок и магнитофонных роликов (или кассет). Собирательно эти технические средства обозначаются терминами «средства массовой информации и пропаганды» или «средства массовой коммуникации».

От средств массовой коммуникации принято отличать ее каналы, под которыми понимается конкретная газета, рассчитанная на определенную читательскую аудиторию, излюбленная слушателями радиостанция или предпочитаемая телезрителями постоянная программа. С функционированием канала массовой коммуникации связаны понятия потенциальной и реальной аудитории. Потенциальную аудиторию определяет количество людей, интересы которых ориентированы относительно информационной продукции данного канала массовой коммуникации и кото­рые могут стать ее получателями. Реальная аудитория – это та часть потенциальной аудитории, которая фактически вступает в контакт с данным каналом массовой коммуникации и воспринимает его продукцию. Обычным стремлением коммуникаторов является максимально возможное увеличение реальной аудитории за счет той части потенциальной аудитории, которая в силу различных причин не вступает в контакт с данным каналом.

Функционирование конкретных каналов массовой коммуникации характеризуется определенной ценностной ориентацией деятельности коммуникаторов. Эта ориентация относительно классовых, политических, моральных, этических, эстетических и иных – в конечном счете идеологических – ценностей, хорошо понимаемая аудиторией, вызывает четкую группировку потенциальной аудитории и служит фактором увеличения или уменьшения численности реальной аудитории. Постоянство получения информации от определенного канала выступает в качестве самостоятельного фактора влияния массовых информационных процессов на личность, поскольку сообщение, получаемое от «своего», привычного канала, оказывается более значимым и важным, чем сообщение, воспринятое от канала, который не рассматривается «своим», привычным или заслуживающим доверия.

Эти моменты особенно четко проявляются в практике пропаганды, которая является важнейшей функциональной формой массовой коммуникации. В процессе пропагандистского воздействия происходят последовательные динамические изменения в сознании аудитории, которые, накапливаясь количественно, приводят к новому качеству – к иному по сравнению с прежним отношению к фактам действительности, к иному мнению по социально значимым вопросам, к иным действиям и даже поведению в целом.

Возможным такое воздействие становится при наличии в передаваемых сообщениях информации двух видов: основной информации, содержащей ценностные значения, в первую очередь и дополнительной информации, задача которой состоит в том, чтобы привести восприятие чело­века в состояние, благоприятное для принятия основной информации. Заключая в себе элементы новизны, ясности, контрастности, конкретности, занимательности, или, наоборот, однообразия, сухости, серости, невыразительности, фальши, дополнительная информация возбуждает в психике людей соответствующие – положительные или отрицательные – эмоции, что в значительной степени предопределяет ход и исход психической переработки основной информации.

Исследовать массовые информационные процессы социально-психологически – значит понять, какие именно образования в сознании людей подвергаются изменениям в результате восприятия и дальнейшей психической переработки информации, как эти изменения влияют на состояние сознания людей, на их поведение. Социально-психологическое исследование этого процесса в конечном итоге должно дать ответ на вопрос о том, как, каким образом, с помощью каких психических механизмов под влиянием внешних факторов вообще и коммуникационных факторов в частности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.