КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретическое введение. Ознакомиться с принципом действия и характеристиками короткозамкнутого асинхронного двигателя
ТРЕХФАЗНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУГЫМ РОТОРОМ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 13 Цель работы Ознакомиться с принципом действия и характеристиками короткозамкнутого асинхронного двигателя. Статор асинхронного двигателя АД предназначен для создания вращающегося магнитного поля. На статоре симметрично по окружности расположены три обмотки WA, WB, WC, соединенные в звезду или треугольник (рис. 13.1.а). При подключении трехфазного напряжения каждая из обмоток создает синусоидальный поток ФА, ФВ, ФC (рис. 13.1.б); эти потоки смещены один относительно другого по фазе на 120º.
Рис. 13.1
Результирующий поток Ф равен сумме мгновенных значений этих потоков. В каждый момент времени суммарный поток имеет одну и ту же величину, но непрерывно меняет направление, вращается с постоянной скоростью (рис. 13.1, в). При любом изменении порядка чередования напряжений UA, U B, UC, подводимых к обмоткам статора, направление вращения магнитного поля изменяется на противоположное. Частота вращения потока называется синхронной частотой. Она зависит от частоты сетевого напряжения f и способа намотки обмоток статора (числа пар полюсов р) и определяется по формуле: Выпускаются двигатели с частотами nC, равными синхронными 3000 об/мин, 1500, 1000, 750... об/мин. Ротор асинхронного двигателя для уменьшения вихревых токов выполняется наборным из пластин и имеет обмотку в виде беличьей клетки из алюминиевых стержней, пронизывающих ротор (рис. 13.2). При пуске двигателя вращающийся с частотой nC поток Ф пересекает стержни неподвижного ротора и наводит в них ЭДС. В роторе появляется ток Ip, создающий поток ротора Фp, перпендикулярный потоку Ф и вращающийся тоже с частотой n C. В результате взаимодействия потоков Фр и Ф создается вращающий момент М, стремящийся повернуть ротор в сторону совмещения Фр и Ф. Ротор Рис. 13.2 начинает вращаться и на холостом ходу разгоняется до частоты вращения n. При n→nС момент, развиваемый двигателем, стремится к нулю, так как при этом уменьшается до нуля скорость, с которой поток Ф пересекает обмотку движущегося ротора,и, следовательно, стремятся к нулю ЭДС, ток ротора Iр и поток ротора Фр. В этом основная особенность асинхронного двигателя: АД развивает момент М только при n<nС, и на рабочем участке характеристики момент тем больше, чем больше разность (nС-n). Отношение характеризует степень отставания ротора от поля статора и называется скольжением. При S=0 (идеальный холостой ход) момент двигателя М=0; при S=1 (n=0) двигатель развивает момент МП, называемый пусковым. Зависимость момента М, развиваемого двигателем, от частоты вращения я называется механической характеристикой (рис. 13.3). Эту характеристику получают в виде n (М) и поэтому частоту вращения откладывают по оси ординат. Однако при анализе работы двигателя эту характеристику лучше представлять как зависимость M(n), т.е. в качестве аргумента рассматривать n. Так, если по каким-то причинам двигатель вращается с n=nс, ЭДС в роторе не наводится IP=0, ФP=0 и поэтому момент, развиваемый двигателем, равен нулю (рабочая точка 1-идеальный холостой ход). При реальном холостом ходе (рабочая точка 2) n2<nс, поэтому момент М не равен нулю: двигатель снизил скорость вращения n до такого значения, при котором его момент стал равным моменту нагрузки холостого хода Мсх. Рис. 13.3
При нагружении двигателя, например, номинальным моментом нагрузки Мн скорость начинает снижаться, в результате чего увеличиваются ЭДС, наводимая в роторе, ток ротора IP и поток ФP и, следовательно, растет момент двигателя М. Скорость снижается до тех пор, пока момент М не станет равным моменту нагрузки (рабочая точка из точки 2 переходит в точку 3) При снижении n момент М увеличивается до критического значения МK - максимального момента (рабочая точка 4), после чего уменьшается и при n=0 становится равным пусковому моменту МП (точка 5). Это снижение момента при частотах вращения, меньших критического значения n4, объясняется увеличением частоты тока в роторе и связанным с этим увеличением индуктивного сопротивления обмотки ротора (в номинальной рабочей точке 3 частота тока в роторе составляет 1-3 Гц, в точке 4 - около 5 Гц, а в точке 5-50 Гц). Устойчивая работа АД возможна только на участке характеристики 1-4; участок 4-5 является неустойчивым и работает только в процессе пуска двигателя Например, в точке 6 АД устойчиво работать не может. При случайном уменьшении момента нагрузки скорость начнет увеличиваться, но при большей n на этом участке характеристики АД развивает больший момент, что приводит к еще большему увеличению n.В результате рабочая точка переходит на устойчивый участок (в точку 6'). При увеличении Мнагр двигатель останавливается, рабочая точка из точки 6 переходит в точку 5. Длительная работа асинхронного двигателя без перегрева возможна при моментах нагрузки Мнагр ≤ МН (т. е. в точке 3 или левее нее). При больших моментах нагрузки АД может работать лишь кратковременно с последующим охлаждением при нагрузках, меньших МН. Если нагрузка превысит критическое значение МK, АД останавливается или (в зависимости от характера нагрузки) начнет вращаться в обратном направлении (переходит в режим противовключения). При пуске и в режиме противовключения двигатель потребляет пусковой ток, в 4 - 7 раз превышающий номинальное значение IН. Броски пусковых токов мощных АД могут привести к перегрузке силовых трансформаторов. Если с помощью внешнего момента АД заставить вращаться с n>nC, он переходит в режим асинхронного генератора и отдает энергию в трехфазную сеть. При этом момент двигателя направлен против скорости вращения и является тормозным. Для двигателя нормального исполнения пусковой момент Млуc к=1,3 МН, критический момент МК=1, 7…2,1 МН. Номинальное скольжение SH=0,02…0,06. Недопустимым режимом работы АД является работа на двух фазах, так как при обрыве одной из фаз в оставшихся фазах ток увеличивается примерно до Iпуск, при этом момент двигателя уменьшается, но при небольших нагрузках АД продолжает вращаться, быстро перегревается и выходит из строя. Важной особенностью АД является сильная зависимость момента от напряжения питания: МК=К•U2. Если, например, вместо напряжения 380 В на двигатель подать 220 В, не произведя при этом никаких переключений обмоток статора, механическая характеристика сожмется вдоль оси абсцисс втрое, т е. при тех же n моменты М станут в три раза меньше. Нагруженный моментом МН двигатель при пониженном напряжении остановится, ток в обмотках увеличится (пусковой ток) и двигатель выйдет из строя. Обмотки статора включаются в трехфазную сеть по схеме звезды или треугольника. Поэтому на двигателе указывается два напряжения, например, 380/220 В. Это означает, что данный АД может быть включен в сеть 380 В при соединении его обмоток в звезду или в сеть 220 В при соединении обмоток в схему треугольника. В обоих случаях каждая обмотка двигателя получает напряжение 220 В и поэтому иногда напряжение указывают в виде 3x220 В. В обоих случаях АД вращается с той же частотой n H, развивает тот же МH, потребляет из сети ту же номинальную мощность Р1H и т. д. Отличие лишь в том, что при соединении треугольником линейный ток в раз больше (поскольку в раз меньше линейное напряжение). Асинхронный двигатель прост по конструкции, надежен в работе, не требует квалифицированного обслуживания, значительно дешевле двигателя постоянного тока и поэтому очень распространен. Основной недостаток АД - в трудности регулирования его скорости вращения. До недавнего времени скорость вращения регулировали только ступенчато изменением числа пар полюсов Р (в специальных двух-, трех- и четырехскоростных АД с секционными обмотками). В последние 10-15 лет в промышленности начали применяться электроприводы с частотным регулированием АД, в которых трехфазное сетевое напряжение 50 Гц с помощью тиристорного преобразователя частоты (ТПЧ) преобразуется в трехфазное напряжение с плавно регулируемой частотой f Современные ТПЧ позволяют плавно изменять скорость вращения АД в несколько раз. С одним из таких преобразователей можно ознакомиться в лаборатории электропривода (ауд. 309) кафедры электротехники. В паспортных данных асинхронного короткозамкнутого двигателя всегда указываются: • P2H - номинальная мощность (механическая мощность, снимаемая с вала двигателя при номинальном моменте нагрузки МН), • UH - номинальное напряжение, • IH - номинальный ток; • f - частота напряжения; • nH - номинальная частота вращения: • ηH - номинальный КПД, • cosφH - номинальный коэффициент мощности. По паспортным данным можно определить: л л • М Н(Нм) из условия, что где Р2н в кВт; • - активную мощность, потребляемую из сети при номинальной нагрузке; • - полную мощность, потребляемую из сети при номинальной нагрузке (кВ -А)
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |