Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность бакалавров




Учебно-исследовательская работа бакалавров как часть учебного процесса в вузе

Введение

Цель данных рекомендаций – помощь в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы бакалавров и освоение ими требований, предъявляемых к квалификационным работам по психологии, выполняемых на кафедрах факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» в рамках ГОС ВПО по направлению подготовки 521000 «Психология».

Данные рекомендации представляют согласованные между кафедрами факультета педагогики и психологии МПГУ детализованные требования к бакалаврам, осваивающим основы самостоятельной исследовательской работы под руководством преподавателей.

Требования к выпускным квалификационным работам соответствуют требованиями ГОС ВПО 521000 «Психология».

Работа над курсовыми работами и ВКР позволяет сформировать в первую очередь следующие профессиональные компетенции:

Согласно ГОС ВПО, в соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками бакалавр должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять научно-исследовательскую профессиональную деятельность.

Тематика исследований бакалавров выстраивается в согласовании с научными темами кафедр, научных групп и соответствующей программой подготовки.

Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь к бакалаврам. Они помогут спланировать и организовать исследовательскую деятельность как в процессе написания курсовых работ, так и при выполнении выпускной квалификационной работы.

Методические рекомендации также полезны для руководителей исследовательских работ бакалавров с целью соблюдения единства требований по оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ, принятых на факультете педагогики и психологии МПГУ и отвечающие требования ГОС ВПО.


Раздел 1. Учебно-исследовательская работа бакалавров

на факультете педагогики и психологии МПГУ

 

 

Учебно-исследовательская работа – неотъемлемая часть учебного процесса в высшем учебном заведении. В ходе этой работы бакалавр, начиная с первого курса, осваивает научные знания и способы их добывания; развивает профессиональные навыки по организации, планированию, проведению и оформлению исследований; выстраивает самостоятельный путь по проектированию и написанию учебно-исследовательской работы. В процессе учебно-исследовательской деятельности происходит приобщение бакалавров к научным исследованиям, ведущимся на кафедрах, формируется научно-исследовательская квалификация.

Договоримся об основных понятиях, используемых в данной методической разработке по отношению к учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности бакалавров:

Учебно-исследовательская деятельность – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение бакалаврами учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – преподавателя профилирующей кафедры. При реализации учебно-исследовательской деятельности происходит выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; развитие навыка формирования гипотез, их адекватное формулирование; развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); работа с первоисточниками; развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.

Наука – общекультурная ценность и является элементом мировой культуры. Ценности науки, являясь независимыми от возрастных, личностных, национальных или конфессиональных особенностей, основываются на единых принципах и алгоритмах научной традиции, ориентирующейся на максимально объективные представления человека о мире, себе и себе в мире, подтверждаемые на опыте. Научное мышление отличается от обыденного сознания методом организации своей работы, ее упорядоченностью и целенаправленностью.

Главная цель учебного исследования с функциональной точки зрения отличается от научно-исследовательской. Если в сфере науки главной целью является получение новых знаний в общекультурном значении, то в образовании цель исследовательской деятельности полагается в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к самостоятельной учебной деятельности и активизации личностной позиции студента в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

В профессиональном образовании значимо, чтобы на основе реализации учебно-исследовательской деятельности бакалавр стремился перейти на уровень научно-исследовательской деятельности, где ценность деятельность смещается с субъективно значимого процесса на объективно значимый результат.

В системе высшего профессиональном образовании можно выделить следующие основные функции учебно-исследовательской деятельности – повышение культуры профессиональной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; развитие интеллектуального и креативного потенциала бакалавров, развитие их профессионального мастерства. На основе реализации учебно-исследовательской деятельности бакалавра под руководством ученого происходит формирование научно-исследовательской компетентности для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности и возможности профессионального развития.

Развитие исследовательской деятельности бакалавров осуществления в ходе реализации основных этапов исследовательской деятельности, сложившихся и нормированных в традициях науки:

· ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);

· проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования);

· оспособление (присвоение способом реализации исследования – подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования);

· планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);

· эмпирия (сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных);

· анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных, формулировака выводов);

· рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.