Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Квалификационные требования для бакалавров




Организация учебно-исследовательской деятельности бакалавров в процессе обучения на факультете педагогики и психологии МПГУ

Научные темы на факультете педагогики и психологии МПГУ

Тематика исследований студентов, бакалавров, магистрантов выстраивается в согласовании с научными темами кафедр и научных групп, также в соответствии со специализациями, в рамках которых проводится подготовка специалистов, бакалавров и магистрантов.

Научная тема кафедры педагогики и психологии профессионального образования: «Научно-методическое, информационное и технологическое обеспечение развития профессионального педагогического образования» (руководитель д.п.н., профессор Л.С. Подымова), раскрывается по следующим направлениям:

• личностно-деятельностный и компетентностный подход в педагогике и образовании;

• основные тенденции развития современной образовательной политики в РФ;

• стратегия модернизации высшего педагогического образования;

• становление и совершенствование методологической культуры учителя, его профессионализма и профессиональной компетентности;

• образовательное пространство как педагогическая категория;

• аксиологический потенциал образования и воспитания личности;

• концептуальные основы проектирования гуманитарно ориентированного содержания подготовки учителя физической культуры;

• педагогические условия развития духовной культуры учителя;

• технологии обучения учителя в педагогическом вузе;

• педагогическая поддержка развития личности на различных возрастных этапах развития;

• профессиональное развитие и саморазвитие педагога;

• аксиологические основания общей теории воспитания и другие.

2. Научная тема кафедры социальной педагогики и психологии: «Психолого-педагогические проблемы социума» (руководитель д.философ.н., профессор В.И. Жог).

В исследовании данной проблемы разрабатываются следующие направления:

• социальная психология: теоретические и прикладные аспекты;

• социально-психологические проблемы образования;

• социальное воспитание в контексте социализации;

• проблема компетентности в современном обществе;

• научно-методическое обеспечение компетентностного подхода в образовании;

• возрастные проблемы социализации;

• психопластика личности;

• воспитание в контексте киберсоциализации человека;

• интериоризация в контексте социализации;

• проблемы теории и истории социальной педагогики;

• теория, история и практика социальной работы;

• психология менеджмента и маркетинга в образовании;

• социально-психологическое сопровождение личности в экстремальных ситуациях.

3. Научная тема кафедры психологии развития: «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты» (руководитель академик РАО, д.пс.н. профессор В.С. Мухина). В рамках данной темы разрабатываются следующие фундаментальные и поисковые научные исследования:

• феноменология развития и бытия личности;

• методология психологических исследований;

• моральное сознание и ценностно-смысловые ориентации личности;

• развитие личности на всех этапах жизненного пути;

• личность в экстремальных условиях;

• личность и этносы в условиях интернационализации и глобальной аккультурации;

• создание условий воспитания и развития личности;

• психологическое сопровождение и консультирование личности.

4. Научна тема кафедры психологии образования: «Психологическое сопровождение образования: личностный и институциональный аспекты» (руководитель к.психол.н., профессор А.С. Обухов).

В качестве основных направлений исследований кафедры психологии образования можно выделить:

• антропологические проблемы образования;

• психология управления образованием;

• развитие субъектности на основе деятельностного подхода в образовании;

• научно-методическое обеспечение психологической службы в образовании;

• развитие психологической культуры участников образовательного процесса;

• развитие одаренности и творчества в образовании;

• психолого-педагогические основы поликультурного образования;

• психология исследовательской деятельности и психологические основы исследовательского обучения;

• психологические сопровождение системы образования и семьи в контексте этнокультурного проблем современности;

• психологическое сопровождение патронатной семьи в условиях современных задач социализации личности и модернизации общества;

• психологические сопровождение развития жизнестойкости личности в условиях социальной стратификации общества;

• психология здоровьесбережения участников образовательного процесса.

В рамках каждой научной темы осуществляется детализация проблематики исследования, корректируемая ежегодно. Списки научных групп с перечнем основной проблематики представляются студентам ежегодно в начале учебного года.

 

 

На первом курсе в рамках учебных дисциплин «Введение в профессию», «Психолого-педагогический практикум», «Введение в психологическое исследование» и др. студенты начинают осваивать систему представлений о науке и исследовательской деятельности.

На факультете педагогики и психологии МПГУ студенты включаются в самостоятельную исследовательскую работу на втором курсе и продолжают ее в рамках обучения под руководством преподавателей факультета до защиты выпускной квалификационной работы. Для сотрудничества студента с научным руководителем в учебном расписании выделены отдельные часы – УИРС (два академических часа каждую неделю). Выполнение исследовательской работы студентом проводится самостоятельно вне аудиторных занятий.

Закрепление в научные группы, руководимые преподавателями кафедр, для написания курсовых работ проводится в сентябре на открытой конференции – представлении проблематики исследований. Курсовые работы и ВКР бакалавры психологии выполняют преимущественно на кафедре психологии развития. Закрепление на курсовые и ВКР вне этой схемы возможно по отдельному согласованию с заведующими кафедр и зам. декана по научной работе.

 

Курсовая работа студента второго курса – первая самостоятельная попытка студента овладеть научным знанием. Одна из ключевых задач выполнения курсовой на втором курсе – основание студентом языка науки, логики и основных принципов построения исследования. В связи с этим, студентам второго курса рекомендуется (по согласованию с научным руководителем) один из двух вариантов написания работы:

1 – теоретическая работа на основе анализа научной психолого-педагогической литературы по избранной проблеме и самостоятельно выстроенной логике рассуждения;

2 – эмпирическая работа, включающая планирование, организацию, проведение и описание самостоятельного исследования с целью освоения алгоритма исследовательской деятельности.

В первом случае студент должен научиться самостоятельно анализировать тексты разных авторов, освоить правила цитирования, ссылок на источники.

Во втором случае студент должен научиться правилам и нормам построения эмпирического исследования, подбора и применения исследовательских методов, адекватных сформулированным автором работы цели, задачам и гипотезе, корректности обработки и интерпретации полученных материалов.

Это справедливо и для третьего курса.

В исследовательской работе плагиат категорически не допускается! Все работы перед защитой обязательно должны проходить проверку в программе «Антиплагиат» на кафедрах.

На третьем курсе тематику работ рекомендуется сохранять в области, близкой к теме второго курса, но с анализом более широкого круга литературы и построением собственного исследования. В качестве пространства для проведения эмпирических исследований целесообразно использовать учреждения, в которых в течение учебного года студенты проходят педагогическую практику. Курсовая может строиться как чисто теоретическая, так и чисто эмпирическая работа.

В процессе выполнения курсовой работы на третьем году обучения студент должен овладеть методами анализа литературных источников, построения программы исследования и его проведения.

На четвертом курсе бакалавры должны продемонстрировать свои навыки по организации, написанию и оформлению выпускной квалификационной работы в процессе защиты перед Государственной аттестационной комиссией. В соответствии со стандартом, бакалаврская работа должна сочетать в себе как теоретическое осмысление проблемы, так и практические результаты. Студенту необходимо владеть навыками анализа литературных источников, различными исследовательскими методами и четко предъявлять результаты своей работы, при необходимости корректно используя методы математической статистики. Иными словами, бакалаврская работа представляет собой законченное исследование частной научной проблемы, а студент аттестуется как специалист, умеющий проводить исследовательскую работу по всем правилам в избранном направлении.

Ежегодно на факультете проходит конкурс научных работ студентов, бакалавров и магистрантов, по результатам которого работы направляются на конкурс научных работ МПГУ. Требования к содержанию конкурсных работ аналогичны требованиям к курсовым работам и ВКР. Однако оформляются они несколько иначе.На титульном листе указывается «Научная работа», а не «Курсовая…» или «Выпускная квалификационная…», название, автор(-ы) и научный руководитель(-ли). Объем – не более 50 страниц печатного текста, не считая приложений.

 

Общеуниверситетские требования к содержанию и оформлению научных работ

(в рамках конкурса НИРС)

Научная работа студента предоставляется эксперту для оценки ее с точки зрения научной новизны, обоснованности полученных результатов, перспективности использования и т.п.

I. Общие требования по написанию научных работ:

· требования новизны,

· обоснованности выводов,

· научной этики,

· методической адекватности результатов.

· правильность постановки вопроса (проблемы исследования),

· верность выбранного подхода к решению проблемы (по сравнению с другими попытками ее решения),

· адекватность применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез,

· достоверность и «чистота» полученных первичных данных,

· логичность и корректность интерпретации полученных результатов,

· закономерность выводов.

II. Общие требования к оформлению научных работ студентов:

· владение хорошим литературным языком (исключить грамматические, орфографические, стилистические и др. ошибки);

· текст должен быть легко читаемым, напечатан через 1,5 интервала 14 шрифтом. Общий объем работы не превышает 50 стр., без учета приложений;

· формулировки должны отличаться точностью и корректностью употребляемых терминов и понятий (при необходимости давать определения используемых понятий);

· работа должна быть четко структурирована и результаты должны подаваться в удобной форме;

· единообразный способ ссылок на цитированные литературные источники (рекомендуется использовать один из двух основных способов ссылок).

 

III. Рекомендуется следующая типовая структура научной студенческой работы:

1. Титульный лист. На титульном листе сверху указывается организация, где выполнена работа, в середине листа фамилия, имя и отчество автора, далее название работы с указанием, что это научная работа такого-то курса, затем указывается научный руководитель (должность, звание, Ф.И.О.), внизу страницы - место и год проведения работы.

2. Оглавление.

3. Введение (1-4 стр.), где должно быть кратко сформулированы:

  • актуальность,
  • предмет,
  • объект,
  • цель,
  • задачи исследования,
  • фундаментальная проблема, которой посвящена работа,
  • частные проблемы,
  • основные подходы и идеи, предлагаемые автором для решения поставленной задачи, методика исследования
  • обзор литературы.

4. Основная часть заключается в анализе проблемы исследования, при этом желательно, чтобы освещались:

  • исторический аспект исследования вопроса,
  • выяснение теоретических проблем исследования,
  • практические проблемы вопроса исследования.
  • самостоятельные разделы работы должны заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительно изложенного материала.

5. Заключение:

  • описываются и анализируются все полученные данные и выявленные закономерности,
  • материал структурируется исходя из логики решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом,
  • должно содержать исчерпывающую информацию обо всех выявленных фактах и закономерностях,

6. Приложение: В данном разделе выносятся все возможные схемы, таблицы, графики демонстрирующие текст работы.

7. Список литературы (объем зависит от количества цитированных источников). Литературные источники должны быть представлены таким образом, чтобы можно было найти сам источник и в нем нужную информацию. С этой целью для каждого источника необходимо указать:

· фамилии и инициалы всех авторов,

· название монографии (автор или коллектив авторов, место и год издания),

· название сборника документов или статей, фамилии его редакторов или составителей и его дополнительные выходные данные (год и место издания),

· название журнала, его выходные данные (номер, год и др.),

Источники должны быть упорядочены и пронумерованы (источники на русском языке вначале, а затем все источники на иностранных языках); порядок следования работ в списке литературы – по алфавиту на основании фамилии первого (или единственного) автора, если несколько источников одного автора, - то по фамилии следующего соавтора (если есть) или по дате издания.

 

Сопровождающие конкурсную работу документы: выписка из протокола Ученого совета факультета о выдвижении работы на конкурс, заключение научного руководителя, аннотация научной работы; сведения об авторе (авторах) и научном руководителе; сведения о научной работе (см. Приложение 5) оформляются отдельно (образцы бланков у зам. декана по научной работе). Работы со всеми сопроводительными документами представляются зам. декана по научной работе до 31 марта текущего года. По результатам факультетского конкурса Ученый совет факультета в апреле рекомендует работы на конкурс студенческих работ МПГУ.

В апреле на факультете проходит ежегодная межвузовская конференция молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии. Организация данной конференции проводится при участии зам. декана по научной работе, зам. зав. кафедрами по научной работе, руководителями научных групп, студенческим научным обществом ФПП. Все бакалавры 2-4 курсов должны стремиться принять участие в названной конференции в качестве слушателей, дискутантов или докладчиков.Конференция проводится по проблемным секциям. Количество и проблематика секций определяется ежегодно по согласованию с заведующими кафедрами и зам. декана по научной работе. На конференции студенты, бакалавры и магистры, прежде всего – авторы работ, выдвинутых на конкурс студенческих научных работ МПГУ,представляют результаты собственных исследований в форме докладов. Выступление студента с докладом на конференции согласуется заранее с научным руководителем и руководителем соответствующей секции. Доклады рекомендуется сопровождать наглядными презентациями. По итогам конференции издается сборник лучших докладов, рекомендованных к публикации экспертными комиссиями по секциям.

 

В квалификационные требования ГОС ВПО по направлению подготовки «Психология» (бакалавриат) входит научно-исследовательская деятельность.

ГОС ВПО предъявляет следующие требования к выпускной квалификационной работе бакалавра: «Выпускная квалификационная работа по направлению 521000 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты экспериментального исследования, обследования или апробированный проект (предложение) коррекционного, тренингового или методического характера. В исследовании должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная прикладная работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее, как правило, должен быть в пределах 35-50 страниц стандартного печатного текста (без приложений)».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.