Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Индексы




Задание 3

Таблица 5. Исходные данные для расчета индексов

 

Вид продукции Объем реализации, шт. Цена единицы, руб.
В базисном периоде В отчетном периоде В базисном периоде В отчетном периоде
А        
Б        
В        
Г        
Д        
Е        
Ж        
З        
И        
К        
Л        

 

Таблица 7. Распределение данных по вариантам для задания 3

Номер варианта Вид продукции
  АБВ
  БВГ
  ВГД
  ДЕЖ
  ЖЗИ
  ИКЛ
  АДИ
  ДЖИ
  ВЗК
  ГЕЗ
  ЕЖЗ
  ЖКЛ

 

Определить индивидуальные и сводные индексы товарооборота, физического объема реализации и цены. Рассчитать абсолютное отклонение объема реализации в целом, в том числе за счет изменения физического объема реализации и цены. Показать индексную и абсолютную взаимосвязь между рассчитанными значениями. По результатам проведенных расчетов сделать выводы.

 

Методические указания к выполнению задания 3

Индекс — это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях. Различие условий может проявляться во времени (тогда говорят об индексах динамики),в пространстве (территориальные индексы),в выборе в качестве базы сравнения какого-либо условного уровня, например планового показателя, уровня договорных обязательств и т. п.

В экономическом анализе индексы используются не только для сопоставления уровней изучаемого явления, но главным образом для определения экономической значимости причин, объясняющих абсолютное различие сравниваемых уровней.

Относительная величина, получаемая при сравнении уровней, называется индивидуальным индексом. Эти индексы получают в результате сравнения однотоварных явлений. Например, индекс цен на растительное масло определяется как отношение цены на этот товар в текущем периоде к цене базисного периода.

Индивидуальные индексы представляют собой относительные величины динамики, выполнения плана, сравнения.

В зависимости от экономического назначения индивидуальные индексы бывают физического объема продукции, цены, товарооборота и т.д.

Индекс физического объема продукции iq рассчитывается по формуле:

.

Этот индекс показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) выпуск какого-либо одного товара в отчетном периоде по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) выпуска товара. Если из значения индекса, выраженного в процентах, вычесть 100%, то полученная величина покажет, на сколько процентов возрос (уменьшился) выпуск продукции.

Индивидуальный индекс цены характеризует изменение цены одного определенного товара в текущем периоде по сравнению с базисным и рассчитывается по следующей формуле:

.

Индивидуальный индекс товарооборота продукции, отражает, во сколько раз изменился товарооборот какого-либо товара в текущем периоде по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) товарооборота, и определяется по формуле:

.

Агрегатный индекс- сложный относительный показатель, который характеризует среднее изменение социально-экономического явления, состоящего из несоизмеримых элементов.

Агрегат (лат. aggregatus) означает складываемый, суммируемый, особенность этой формы индекса состоит в том, что в агрегатной форме непосредственно сравниваются две суммы одноименных показателей. В настоящее время это наиболее распространенная форма индексов, используемая в практической статистике многих стран мира. Числитель и знаменатель агрегатного индекса представляют собой сумму произведений двух величин, одна из которых меняется (индексируемая величина), а другая остается неизменной в числителе и знаменателе (вес индекса).

Индексируемой величинойназывается признак, изменение которого изучается (цена товаров, курс акций, затраты рабочего времени производство продукции, количество проданных товаров и т.д.). Вес индекса- это величина, служащая для целей соизмерения индексируемых величин.

За каждым экономическим индексом стоят определенные экономические категории. Экономическое содержание индекса предопределяет методику его расчета.

При выборе веса индекса принято руководствоваться следующим правилом: если строится индекс количественного показателя, то веса берутся за базисный период; при построении индекса качественного показателя используются веса отчетного периода. Построим три индекса - товарооборота продукции, физического объема продукции и цен.

Товарооборот продукции - это произведение количества продукции в натуральном выражении (q)на ее цену (р).

Индекс товарооборота (),представляет собой отношение стоимости продукции текущего периода () к стоимости продукции в базисном периоде ()и определяется по формуле:

.

Такой индекс показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) товарооборот отчетного периода по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение товарооборота). Если из значения индекса товарооборота вычесть 100 % ( - 100), то разность покажет, на сколько процентов возрос (уменьшился) товарооборот продукции в текущем периоде по сравнению с базисным. Разность числителя и знаменателя показывает, на сколько рублей увеличился (уменьшился) товарооборот продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.

Индекс физического объема продукции- это индекс количествен­ного показателя. В этом индексе индексируемой величиной будет ко­личество продукции в натуральном выражении, а весом - цена. Только умножив несоизмеримые между собой количества разнородной про­дукции на их цены, можно перейти к стоимостям продукции, которые будут уже величинами соизмеримыми. Так как индекс физического объема - индекс количественного показателя, то весами будут цены базисного периода. Тогда формула индекса примет следующий вид:

где в числителе дроби - условная стоимость произведенных в текущем периоде товаров в ценах базисного периода, а в знаменателе - факти­ческая стоимость товаров, произведенных в базисном периоде. Если объектом исследования является отдельное предприятие, то индекс определяется по совокупности произведенных товаров; когда объект исследования - отрасль промышленности, индекс рассчитывается по совокупности всех товаров, произведенных в отрасли, или отдельным их группам в зависимости от цели анализа. Если же объектом исследо­вания является какой-либо регион, то индекс рассчитывается по това­рам, произведенным предприятиями региона.

Индекс физического объема продукции показывает, во сколь­ко раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за роста (сни­жения) объема ее производства или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в результате изменения физического объема ее производства. Если из значения индекса физического объе­ма продукции вычесть 100% ( - 100), то разность покажет, на сколько процентов возрос (уменьшился) товарооборот продукции в текущем периоде по сравнению с базисным из-за роста (снижения) объема ее производства. Разность числителя и знаменателя () показывает, на сколько рублей изменилась стоимость продук­ции в результате роста (уменьшения) ее объема. Изменение цен на про­дукцию в текущем периоде по сравнению с базисным не влияет на ве­личину индекса.

При построении агрегатного индекса цен, который в условиях рыночной экономики является наиболее широко распространенным показателем инфляции, исходят из тех же предпосылок, что и построении индекса физического объема продукции.

Индекс цен- это индекс качественного показателя. Индексируемой величиной будет цена товара, так как этот индекс характеризует изменение цен. Весом будет выступать количество произведенных товаров. Умножив цену товара на его количество, получаем величину, которую можно суммировать и которая представляет собой показатель, соизмеримый с другими подобными ему величинами.

Индекс цен определяется по следующей формуле:

 

где в числителе дроби - фактическая стоимость продукции текущего периода, а в знаменателе - условная стоимость тех же товаров в це­нах базисного периода.

Индекс показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) сто­имость продукции из-за изменения цен, или сколько процентов со­ставляет рост (снижение) стоимости продукции в результате измене­ния цен. Если из значения индекса вычесть 100% ( - 100%), то разность покажет, на сколько процентов возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за изменения цен, а разность числителя и знаменателя () - на сколько рублей изменилась стоимость продукции в результате роста (снижения) цен. Изменение количества произведенной продукции в текущем периоде по сравнению с базис­ным не влияет на величину индекса.

Разность числителя и знаменателя каждого индекса-сомножите­ля выражает размер изменения общей абсолютной величины под вли­янием изменения одного фактора. Алгебраическая сумма этих разно­стей равна разности числителя и знаменателя индекса товарооборота продукции:

() + () = .

Равенства выполняются в том случае, если при ис­числении индекса объемного показателя веса были зафиксированы на уровне базисного периода, а при расчете индекса качественного показателя - на уровне отчетного периода.

 

 

Задание 4.

Таблица 8. Изменение объема производства продукции и ее себестоимости

№ предприятия Базисный период Отчетный период
Произведено продукции, тыс.шт. Себестоимость 1000 шт., руб. Произведено продукции, тыс.шт. Себестоимость 1000 шт., руб.
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

 

Таблица 9. Распределение данных по вариантам для задания 4

Номер варианта № предприятия
  1,2
  2,3
  3,4
  4,5
  5,6
  6,7
  8,9
  9,10
  11,12
  1,3
  1,5
  2,8

 

Определить по данным своего варианта:

1) сводные индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов;

2) изменение себестоимости продукции в абсолютном и относительном измерении за счет изменения производства продукции в натуральном количестве и себестоимости 1000 шт;

3) сделать выводы.

 

 

Приложение 1

Тематика курсовых работ по Статистике

 

1. История и этапы развития экономической статистики как науки
2. Система показателей экономической статистики
3. Классификация, группировки и номенклатура объектов в статистическом исследовании.
4. Система показателей статистики населения
5. Статистическая система показателей естественного движения населения
6. Статистические показатели социальной статистики населения.
7. Методы расчета перспективной численности населения.
8. Статистика занятости и безработицы.
9. Статистические показатели рабочего времени и его использования
10. Статистика трудовых конфликтов.
11. Статистика рынка труда.
12. Баланс трудовых ресурсов.
13. Статистика оплаты труда.
14. Показатели уровня и динамики заработной платы.
15. Статистика расходов на рабочую силу.
16. Система национальных счетов в макроэкономическом анализе и прогнозировании
17. Статистические методы расчета макроэкономических показателей экономики
18. Межотраслевой баланс - инструмент изучения межотраслевых связей.
19. ВВП и паритеты покупательной способности валют.
20. Индексы международных сопоставлений и их применение в анализе.
21. Статистика основных фондов.
22. Национальное богатство и его классификация
23. Статистические показатели характеристики состояния, воспроизводства и использования основных фондов.
24. Статистика окружающей среды и природных ресурсов
25. Система экологического и экономического учета в рамках СНГ.
26. Показатели статистики атмосферного воздуха, водных, земельных, лесных ресурсов и недр.
27. Классификация показателей продукции промышленности, сельского хозяйства и строительства.
28. Классификация показателей сферы услуг.
29. Задачи и система показателей статистики цен.
30. Статистика цен производителей.
31. Статистика цен внешней торговли.
32. Статистические показатели госбюджета.
33. Категории и классификация статистики денежного обращения.
34. Статистика финансов.
35. Статистические показатели финансов и деловой активности.
36. Статистика фондового рынка.
37. Статистика платежного баланса.
38. Классификация платежного баланса в международной инвестиционной политике.
39. Методы изучения дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности.
40. Агрегатированные индексы - важнейшие показатели оценки экономики государства.
41. Методы оценки социально- экономического положения регионов РФ.
42. Методы оценки уровней экономического развития стран.
43. Показатели статистики производства материальных благ и услуг.
44. Основные показатели и методы расчета производительности труда.
45. Статистический анализ миграционных процессов между Россией и зарубежными странами.

 

Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. А. БУНИНА

 

 

КАФЕДРА бухгалтерского учета и аудита

 

ФАКУЛЬТЕТ экономический

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Статистика»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.