КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рационалистическая линия в европейской философии Нового времени
(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). XVII век – это век научного естествознания и научных открытий. Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница и других философов XVII в. способствовало развитию естествознания. И естествоиспытатели, и философы работали рука об руку над построением фундамента новой науки и нового мировоззрения. Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Философия Нового времени: рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) Декарт (1596-1650) - Основное произведение "Рассуждения о методе". Задача философии - помощь в практических делах людей. Пути человеческого познания: 1.человек познает себя и свой разум, значит, познает природу. 2.человек познавая природу, познает в ней себя. Новый научный метод дедукция - способ рассуждения от общего к частному. Правило методов: 1.принимать за истинное то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде, все сомнительное отсекается. 2.каждую сложную проблему нужно разложить на анализ и дойти до самых простых и очевидных истин. 3.идти от простых и доступных вещей к вещам более трудным для понимания. 4.необходимо составить полный перечень фактов и открытий, систематизировать все познанное и определить границу неизвестного. Рассуждая о способности человека к познанию, Декарт выделяет 2 вида идей присущих человеку: врожденные и идеи чувственного опыта. В сознании человека изначально закладываются некоторые истины, самые простые: идеи бытия, Бога, числа. Спиноза (1632-1677) - родоначальник исторической науки. Основное произведение "Этика". Особое свойство человека - разумность. Разум делает человек свободным. Свобода – познанная необходимость. 3 степени познания: 1.истины (постигается разумом, интуитивно, не зависимо от опыта). 2.рассуждения разума (человек получает, истинны знания, нуждающиеся в доказательствах). 3.чувственные познания (знания, основанные на беспорядочном опыте и далеки от истины). Особая часть рассуждений - место человека в обществе. Общество и государство создаются ради взаимопомощи и безопасности людей. Государство - договор между людьми. 3 формы правления: 1.монархия. 2.аристократия. 3.демократия – идеал. Лейбниц (1646-1716). Отказывается от врожденности идей, говорит о врожденности познаний. Высшая форма познания - рациональное (с помощью разума человек раскрывает действительное и необходимое). Чувственное познание (предпосылки познания, дают случайные знания). Проблема субстанций: Декарт, Спиноза, Лейбниц. В эпоху нового времени проблема первоначала звучит как проблема субстанций. Субстанции, по Декарту, сущие не нуждающиеся для своего существования не в чем другом. Субстанции 1 порядка: Бог. 2 порядка: мыслящая духовная субстанция и материальная. Таким образом, по Декарту, в основе мира 2 первоначальные субстанции: материя и Бог. Спиноза: Один из главных вопросов - вопрос субстанции. Создает учение о единой субстанции (Бог первопричина всех вещей). Характеристики субстанций: 1.абсолютная самостоятельность (ни в чем, кроме себя не нуждается). 2.бесконечность в пространстве и времени. 3.субстанция причина самой себя и познается через саму себя 4.субстанция исходный полюс бытия. Способы проявления субстанций: протяженность, мышление. Субстанция порождает материальные и духовные вещи. Модусы - единичное проявление субстанции. Детерминизм - в поступках человека, нет ничего случайного, поведение и чувства человека объясняется 3 основными причинами: 1.желание. 2.удовольствие. 3.неудовольствие. Лейбниц - создатель плюралистической картины бытия. Субстанция множественна. Субстанция по Лейбницу - "монада". Свойства субстанции: 1.простая неделимая, внутренне неизменна 2.каждая "монада" - микромир 3."монада" - духовны, не материальны и живут по законам гармонии 4."монады" составляют сущность каждой вещи 5.в мире нет 2 одинаковых "монад" 3 степени развития "монад": 1.монады низшего порядка (пассивное восприятие, неясные смутные представления о мире) 2.монады-души (наличие ощущений, более ясное представление о мире) 3.монады-духи (обладание сознанием) Таким образом, степень развития монады, по Лейбницу, равно степени приближения к сознательной жизни. Высшая монада - Бог. Познание только разумом.
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |