Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения




Еще задолго до возникновения философии люди задавали важнейшие вопросы (Как устроен мир? Какое место в мире занимает человек? и т. д.). И находили ответы в мифологии и религии. Так, что правильно назвать эти вопросы не чисто философскими, а мировоззренческими. Мировоззрение это совокупность взглядов человека на мир и место человека в этом мире. Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной соц. группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, соц. полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект Мировоззрения - личность, соц. группа и общество в целом.

Понятие Мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Сама философия есть Мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с Философией находятся другие формы Мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, а внутри нее, в отличие от натура­листской формы, имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну категорию или научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт разви­тия человечества. Мировоззренческие функции философии: гумани­стическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, отражательно-информационная. Мировоззренческие идеи “заключают в себе все, что мы можем думать и предполагать о смысле жизни и назна­чении человечества; они дают нашему бытию на­правление и сообщают ему ценность”.

Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, норм, идеалов и т.д.

Основа Мировоззрения - знания. Они составляют информационную сторону мировоззрения. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит Философии, так как Философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.

В структуру Мировоззрения входят не только знания но и их оценка. Т. е. Мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в Мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которую видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят и идеалы. Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

 

В структуре мировоззрений можно выделить 4 основных компонента: 1 – познавательный (базируется на обобщенных знаниях повседневных, профессиональных и научных). 2 – ценностно-нормативный (включает в себя ценности, идеалы, убеждения и т.д. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления, удовлетворять потребности, желания людей.) 3 – эмоционально-волевой. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды убеждения и верования. 4 – практический. (Мировоззрение – это не просто обобщение знаний, ценностей, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.) Следовательно, мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. По характеру формирования и способам функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познавательный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки. Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, которое носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззрения наряду с наукой принадлежит философия.

Любая философия выполняет Мировоззренческую функцию, но не всякое Мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро Мировоззрения. Философия принадлежит к теоретическому уровню миропонимания, которое составляет познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения.

Философия – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия – это теоретический уровень мировоззрения, следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает Философию и науку.

Философ не только сам является носителем определенного мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать миро­воззрение вообще предметом своего теоре­тического анализа, специального изучения, обязательно под­вергнуть его критическому суду разума, воссоздать сис­тему миропонимания в наиболее зрелой интеллектуальной форме. Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взгля­дов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

 

 

Две стороны мировоззрения:

Объективная – позиция в мире, которую он занимает объективно

На мировоззрение влият социальная среда, привычки, угол зрения на мир

Субъективная – человек относится к своему позиции в мире

Эти две стороны находятся во взаимодействии

Мировоззрение – феномен развивающийся и проходит стадии развития:
1. нулевая стадия – человек не разделяет себя и внешний мир, окружающее не воспринимается чем-то внешним, не воспринимает себя как что-то отдельное. Движение - обнаружение мира.

2. мироощущзение. оказывается, человек может не всегда реализовать свои потребности. Человек фокусирует свои ощущения от внешних предметов и окрашивает его. Ситуативно. Реактивн – рекция позитивная или негативная. Самостоятельность низка. Мировоззренческие комплексы неустойчивы.

3. мировосприятие. складывается, когда комплексы мировоззрения становятся устойчивыми. руководствуется представлениями. образ – объект, с которым нет в данный момент взаимодействия.комплекс ощущений вместе с окраской(+,-). Его нельзя отвлеч изменением ситуации, человек стремится к реализации представления, высшая степень самостоятельности и активности формирует собственную линию поведения. Может избирательно реагировать на внешнюю среду(стремиться, избегать). Представления более систематизированы.

4. миропонимание. Ориентирован понятиями,понятия формируются на основе представлений,понятия – тоже обобщения, но носят формальный характер. Проникновение в сущность предмета с помощью разума. Активность резко возрастает. Он начинает воздействовать на внешний мир, изменяет. Наивысшая степень активности.

Каждая последующая стадия надстраивается над предыдущей.работают одновременно все уровни. Мироощущение дает информацию, а миропонимание напрвляет.

Мировоззрение имеет определенную структуру:

¨ Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)

¨ Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)

¨ Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

Роль философии в системе научного знания

Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Функция ”интеллектуальной разведки” служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием ”белых пятен” в познавательной картине мира. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.

Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, не разорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своeй областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.

Интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены также с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их ”стыковке”, согласовании.

Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, ль ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его ”устройства”, общих закономерностях и т.д. однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер.

 

2.Соотношение Философии и науки, искусства, религии. Философия и социокультурный контекст.

На стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе.

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных отношений между субъектом и объектом, а рост естественно-научной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения (о мире в целом и об отношении человека к этому миру) и ответ на него обрел научную форму. История развития философии в плане отношения всеобщего и частно-научного знания о природе тоже свидетельствует о неразрывной связи Философии и науки. Таким образом на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития Философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественно-научным. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания. Присутствие в составе Философии и функционирование в ней естественно-научных данных есть один из признаков ее научности. Система знания считается научной, если она отвечает специальным критериям: 1) объективность - природа, предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх-природного. 2) рациональность, доказательность - в научном знании приводится необходимые и достаточные основания истинности содержания 3)эссенциалистская направленность - нацеленность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта. 4)особая систематичность знания - упорядоченность в форме теории. 5)проверяемость – научная истина характеризует знания, кототрые в принципе проверяемы и оказываются подтвержденными. Все отмеченные критерии применяемы к части содержания Философского знания. Таким образом Философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и потому она есть наука. Ее предмет - вопросы мировоззрения. Философия есть и естественная наука и обществоведческая дисциплина, т.к. изучает и общество, но при этом она не сводима ни к той, ни к другой.

Искусство и философия. Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи пронизывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией. Для 19 в на первый план выдвинулось проблема иерархического строения здания гуманист наук. Так Романтизм, ставя искусство выше науки, провозглашали его главенство над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией. Вопрос о соотношении искусства и философии действительно очень сложен, Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостоящая на всем этапе развития культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта познания, эти формы духовной деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и языка. Философия в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости. Искусство и философия - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.

Взаимоотношения между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны. Если материальная линия философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистичной философии неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в которых не всегда даже признается различие между философией и религией, как отдельными формами общественного сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия. Однако и в Европейской культуре взаимоотношения между религией и философией неоднозначны. В античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее необходимого компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя фил.

Действительное расчленение философии и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Философия, как и зародившаяся в то же время новоевропейская наука, сразу вступила в идеологическую конкуренцию с религией, между ними как бы были разделены сферы влияния, при сохранении, однако, верховного авторитета религии. Была официально принята концепция двух истин. Одна от бога, а другая от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и поэтому чел может и должен познавать природу и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в историческую реальность вне зависимости от бога. Впоследствии философия постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религии. Согласно марксизму, религия есть остаточная форма общественного сознания, которая будет сохраняться до тех пор, пока вследствие развития социально-экономических структур общества со стороны других форм общественного сознания и прежде всего со стороны самой философии не будет предложена система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религиозных представлений. Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу религии и философии. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеологические причины вязаны с трудностями истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедовал, что достижения современной физики прямо показывают существование бога. Современные теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении.

Идеалист философия 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы философия жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М. Хайдегер, К.Ясперс...), учение П. Тейара де Шардена – фр. ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел как цель эволюция развития природы. Показателен тот факт, что именно в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. философское направление, специально посвященное обоснованию в составе философского знания духовных абсолютов и норм.

Ее предмет- вопросы мировоз-я. Фил-я есть и ест.наука и общество ведческая дисциплина,т.к. изучает и общ-во, но при этом она не сво-дима ни к той, ни к другой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.