Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание как фил проблема. Современная наука о структуре и динамике чел психики




Движение, пространство и время как формы бытия материи. Классическая и современная научная картина мира.

Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. Материалистический подход к познанию мира позволяет вскрыть универсальные, т.е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, формы и способы бытии. Ими являются движение, время и пространство.

Основание для выделения типов движения - соотношение в нем устойчивости и изменчивости, непрерывности и прерывности, сохранения или смены качественного состояния объектов.

Формы движения материи многообразны и обеспечиваются уровнем структурной организации материи. На этом определяется критерий их классификации, т.е. более сложной структурной организации тел, предметов присуща более высокая, более сложная форма движения, например, биологическая форма - более высокая форма по отношению к механическому перемещению.

Следует понять определенную субординацию между формами движения материи. Во-первых, они генетически взаимосвязаны /высшие включают в себя все ниже стоящие формы движения/, во-вторых, формы движения материи качественно отличны и несводимы друг к другу, т.е.. нельзя на основе законов ниже стоящих форм объяснять вышестоящие..Например, нельзя полностью объяснить биологические явления с помощью физических и химических законов, социальные - с помощью биологических. Методологический принцип, согласно которому высшие формы движения могут быть объяснены на основе закономерностей низших форм, получило название редукционизма.

Мысли, эмоции, ощущения существуют лишь в сознании людей: все это - явления нематериальные. Не будет ли тогда смена ощущений, настроений, мыслей движением без материи? В действительности, смена мыслей, настроений, ощущений отнюдь не есть движение без материи, ибо эта смена явлений сознания происходит только в материальном объекте - в человеке. И движение вне сознания, и движение в сознании не бывает без материального носителя. Мы приходим, следовательно, к двум выводам: нет материи без движения, нет движения без материи. Таким образом, нет материи, лишенной временных и пространственных характеристик, нет материи вне пространства и времени, и нет пространства и времени вне материи.

Любой материальный объект занимает какое-то место, наводится на каком-то расстоянии от других объектов, обладает какой-то конфигурацией и размерами в трех измерениях, эти формы сосуществования материальных объектов называют пространственными формами и отношениями, или пространством.

Длительность явлений, следование сменяющих друг друга явлений, имеющие лишь одно измерение, - эти формы существования явлений называют временными формами и отношениями, или временем.

Категории пространства и времени прошли длительный путь формирования и развития в естественной науке и философии. Долгое время они понимались как самостоятельные сущности или внешние формы,условия бытия в целом и существования отдельных тел, вещей, процессов. Такое понимание пространства и времени было характерно для классической физики и натурфилософии.

Вместе с тем признавалось и наличие высших уровней бытия, к которым пространственные и временные характеристики неприменимы. Например, бытие абсолюта,Бога, абсолютного духа.

Пространство и время - формы существования материи, которые, если их рассматривать вне материи, без материи, представляют собой лишь пустые понятия, существующие только в нашей голове / И.Кант/. Конечно, можно мысленно отделить пространственные и временные формы и отношения от материальных объектов и процессов, но вне сознания людей, объективно эти нормы и отношения неотделимы от материальных объектов и процессов, ибо никакие формы и отношения не могут существовать вне тех явлений, чьими формами и отношениями они являются.

Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может существовать вне движения. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь. характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.

Движение - важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В общем виде Движение - изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без движения так же как не может быть движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Тело, покоящееся по отношению к Земле движется вместе с ней вокруг Солнца. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микроорганизмов. Таким образом, движение определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Движение материи многообразно и существует в различных фазах:

1) в неорганической природе (пространственное перемещение, движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул);

2) в живой природе (совокупность жизненных процессов в органических и в неорганических системах: обмен веществ, процессы саморегуляции, управления и воспроизводства, взаимодействие всей биосферы с природными системами З. и с обществом.

3) в обществе (многообразные проявления сознательной деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности). В процессе развития материи появляются качественно новые и более сложные формы движения. Движение неисчерпаемо (как материя). Движение материи выступает как процесс взаимодействия различных противоположностей, составляющих внутренне содержание различных изменений, причину смены конкретных качественных состояний.

Основные типы движения:Правомерно говорить о двух основных типах движения: первый тип движения - это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие.

Процесс развития - это всегда переход из одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Выделим две разновидности процессов развития. Первая разновидность - это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая - процессы перехода от одного уровня к другому.

Формы движения материи. Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:

1)формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;

2) между формами движения существует генетическая связь, то есть высшая форма движения возникает на базе низших форм;

3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию: механическое, физическое(атом), химическое(молекула), биологическое(белок) и социальное(общество) движения материи.

Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения. Следовательно, энгельсовскую классификацию необходимо развить и дополнить, но положенные в ее основу принципы сохранить свою ценность, т.к. схватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития. Формы движения, перечисленные в указанной классификации, можно разбить на 3 блока соответственно 3 важнейшим этапам развития материи и 3 возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природы, живой природы, обществу. Неживая природа характеризует взаимосвязь физических и химических форм движения, живую - биологическая, а общество - социальная форма движения.

Прослеживание связей между различными формами движения материи позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных этапах возникают все новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения, причем появление каждой новой формы связано с состоянием Вселенной как целого. Сразу после Большого Взрыва не было ни атомов, ни соответствующих им форм движения. Химические и физические формы движения возникли на определенном уровне развития Вселенной. Также на определенном этапе космической эволюции сформировались планетные системы, возникли условия для возникновения жизни, т.е биологические формы движения. В свою очередь, только пройдя длительный этап эволюции, живая природа смогла породить социально организованную материю, и тогда возникла социальная форма движения.

Понятие пространства и времени. 3ададимся вопросом, каков смысл категорий “пространство“ и “время“. Предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира, - свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами - выступают как первые, наиболее общие характеристики пространства. Если их абстрагировать из действительности и отделить от самих материальных объектов, то мы получим представление о пространстве как таковом. Именно так и складываются представления о пространстве и понятие пространства. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Попытаемся выявить таким же образом содержание понятия времени. Материальный мир состоит не только из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении и развитии, они представляют собой процессы, которые развертываются по определенным этапам. В них можно выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна другую. Смена этих стадий может характеризоваться определенной повторяемостью. Одна стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее или позже. Такие особенности процессов характеризуются понятием длительности. Сравнение различных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти характеристики абстрагировать от самих процессов и рассмотреть отношения длительностей как некоторые самостоятельные признаки процессов, то мы получаем представление о времени как таковом. Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.

Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время - это формы бытия материи. Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время будут формами, которые его организуют. Вне этих форм материя не существует. Но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Только в абстракции мы можем отделить их от материального мира.

В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса концепции субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и в которой развертываются процессы. Подобно тому, как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов.

В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют. Реляционная концепция тоже может быть как материалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концепцию развивал с позиции идеализма. С позиций материалистической реляционной концепции подходит к рассмотрению пространства и времени диалектический материализм. Он считает их объективными, независящими от человека и человечества формами бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой материей и ее движением.

Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного материалистического подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики ХХ века. Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.

Физики, космологи, астрономы обнаружили целый ряд явлений, которые они пытаются объяснить на основе единой модели. Известно напр, что Вселенная в каждой точке находится в состоянии расширения. Но она расширяется не куда-то, а просто увеличивается в размерах. У Вселенной нет центра, от которого могли бы отдаляться галактики. Почему «все разбегаются», ведь между галактиками существуют не силы отталкивания, а силы притяжения (силы гравитации). Ответ ученых гласит, что 18 миллиардов лет назад произошел Большой взрыв, в рез-те кот. в процессе охлаждения Вселенной возникли элем-ые частицы, тела, звезды, планеты, человек. Взрыв произошел в силу особых св-в вакуума. Не теперешнего вакуума, кот тоже обл-ет причудливыми св-вами, а вакуума сущ-шего до Б. В. По мере остывания космический материал испытывал последовательные фазы перехода. Жизнь возникала в холодной Вселенной. Хлодная Вселенная привела к формированию уровней организации природы (материи), которые образуют некоторую иерархию: элем-ые частицы, атомы, молекулы, макротела. Уровни организации неживой природы след.: вакуум, элем-ые частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика. Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы

Вплоть до 20-х гг. ученые считали, что Вселенная в целом статична и никуда не движется. Но в 1929 г. астроном Э. Хаббл заметил, что свет далеких галактик несколько краснее ожидаемого. Это привело его к выводу, что звездный свет потому смещается в красную сторону спек­тра, что они удаляются от нас, т.е. Вселенная расши­ряется, причем одинаково во все стороны. Т.о. взаимное положение объектов не меня­ются, а меняются только расстояния. Значение этого состояния состоит в том, что в прошлом был момент, когда вся Вселенная была сосре­дото­чена в одной точке. Чем дальше идти в прошлое, тем плотнее становится Вселенная. И в конце концов достигается точка бесконечной плот­ности, откуда Вселенная начала разбегаться. Это событие получило название “Большого взрыва” (15 млрд. лет назад). Согласно первой модели, Вселенная никогда не имела начала и всегда пребывала в одном и том же состоянии. Эта модель (1948 г.) никогда не отличалась убедительностью. Серьезный удар этой гипотезе был нанесен подсчетом галактик, излучающих радиоволны: раньше было больше источников радиоволн, чем сейчас. Так что Вселенная оказывается не статичной. Последний удар этой теории был нанесен тогда, когда было обнаружено (1965 г. А. Пензиас, Р. Уилсон), Что Вселенная омывается фоновым, микроволно­вым излучением. Эта фоновая радиация указы­вает на то, что Вселенная никогда не пребывала в сверхгорячем и сверхплотном состоянии. По второй модели Вселенная напоминает пружину, которая вечно растягивается и сжимается. За последние несколько лет эта модель была опровергнута. Весь вопрос здесь в том, “открыта” Вселенная или “закрыта”.

Особенности классической научной картины мира:

-абсолютный характер и независимость(друг от друга) пространства и времени

-жесткая взаимно-однозначная связь причины и следствия(лапласовский детерминизм)

-механицизм (ведущий к деизму)

-объективность наблюдения

Особенности современноы научной картины мира:

-релятивистский характер картины мира

-теоретико-вероятностная трактовка причинности(релятивизация причинности)

-системное видение мира

-отказ от идеала объективности наблюдения

 

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда оно выражалось понятиями душа и ум. Были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения, сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

В истории философии Существовало 2 основных понимания сознания:

Философский идеализм: сознание абсолютизировалось в виде некоего абсолютного духа, мирового разума, творящего мир; сознание первично;

Философский материализм: сознание объявлялось функцией мозга отражать мир, создавать идеальные модели мира, с помощью которых человек может приспосабливаться к окружающей действительности; материя первична и исторически и гносеологически; она носитель и причина его возникновения; сознание - производное от материи.

Человек сознает при помощи мозга, но сознание не есть функция самого мозга, а функция определенного типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Сознание – не только отражение окружающего мира. Сознание – проявление бытия в нас. Все, что мы знаем о мире, дано нам через сознание. Сознание достраивает мир, завершает его. Сознание – источник всех знаний и всех осмыслений мира. Для человека мир есть не что иное, как осознанное его мыслями, его переживаниями сущее.

Сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи.

Сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи

Между сознанием и материей сущ-т и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - возникающие в сознании психические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

Сущностью сознания является его идеальность, кот выражается в том, что составленные сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями -, прежде всего, способностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и сознания, отношения сознания к материальному миру. Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг. Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных матер систем. Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все мат образования. Оно является моментом любого взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки, следы... Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму психики. Психика - это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Центральным философским вопросом всегда был вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляют человеку сознание. Поэтому сознание выступает как ключевое исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Под сознанием по Спиркину имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.

Можно выделить 3 стороны сознания:

· предметное (направлено на окружающие вещи, предметы, события)

· самосознание (на себя)

· сознание как поток непосредственных переживаний

первые две стороны сознания относятся к духу (имеем дело с идеями, понятиями, с представлениями о себе), третье – к душе (нечто более значительное, чем дух, в ней укоренены предметное и самосознание). Познавать мир может и искусственный интеллект. Если бы человек не имел души, он стал бы такой мыслящей машиной.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание – способность человека сосредоточиваться на состоянии внутреннего духовного опыта, когда ему доступен и мир, и он сам. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом.

Стpykтypa cознaния. Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются:

· осознание вещей и переживание, т. е. отношение к содержанию того, что отражается.

· ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания.

· акт внимания как свой необходимый компонент.

· чувства, эмоции также явл-ся компонентом сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоционально самочувствие и аффекты (ярость, ужас и. т. д.).

Основными подходами к происхождению сознания были следующие:

Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной.

Христианство: разум человека, его мышление-искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании

Декарт: сознание – внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания.

Гегель: Сознание - одно из воплощений всемирного разума.

В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание – это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Уже в Античности выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит к Сократу, другая - к Платону. Античность поставила вопрос о том, откуда взялось сознание, - принадлежит ли оно конкретному человеку (Сократ), являясь именно его достоянием, или же сознание человека есть часть мирового разума (Платон). На протяжении всего средневековья в Европе была распространена вторая точка зрения, поскольку она совпадала с основными догматами христианства. Эпоха Возрождения возобновила интерес к человеку и его сознанию, а философия Нового Времени в лице Декарта, Бекона, Локка поставила ряд фундаментальных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и познания. Декарт - яркий представитель рационализма. Он подчеркивает, что главным в сознании является внутренний анализ собственного “Я”. По мнению Декарта душа человека только мыслит, и это составляет основу всей жизни (“Мыслю - значит существую”). Локк - представитель сенсуализма. Подчеркивает первостепенное значение чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей (“В интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах”). Мистическая концепция сознания связана с верой в сверхъестественные силы и имеет множество различий в восточной и западной философских традициях. Иррационалистическая концепция (оформилась к концу XIX века) предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его интуиция, инстинкт и другие, логически неопределенные стороны сознания помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе. Философия Канта дает целостное представление агностицизма - философского учения, согласно которому невозможно решить вопрос об истинности познания мира человеком, равно как и вопрос о тождестве мышления и бытия. В развитие идей Канта Гегель обосновал историзм сознания, его зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, а также всесторонне рассмотрел диалектику индивидуального и общественного сознания.

Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в результате совместных действий множества клеток головного мозга, который является органом сознания. Мозг человека имеет три функциональных блока. Первый поддерживает тонус коры, второй является главным аппаратом познавательных процессов, третий осуществляет программирование поведения человека, регуляцию и контроль над всеми действиями. Сознание предполагает научение и память, которые связаны с реакцией запечатления (импритинга) и одновременно формируют как внимание, так и волю человека, оказывают воздействие на его интересы и потребности. Все психические процессы есть продукт того, что делает мозг - это процессы ощущения, движения, адаптации, научения, эмоций, мышления образами. Это внимание, память и активное сознание, т.е. осознание нашей собственной умственной или физической деятельности.

С точки зрения современной науки мыслят не только люди, но и животные, однако сознательная мыслительная деятельность (абстрактное мышление) возможна лишь на основе языка. Именно язык является основным орудием, с помощью которого человеческие существа структурируют свою умственную деятельность, свой опыт. Поэтому сознание (в другой терминологии абстрактное мышление) непосредственно зависит от языка.

Долгое время господствовал принцип антропологического рационализма – поведение человека объяснялось только как проявление сознательной жизни. С Нового времени начинают анализировать психические процессы неосознаваемые человеком. Особая роль принадлежит З. Фрейду. Он представлял бессознательное могучей силой противостоящей сознанию. Психика состоит из трех пластов: Самый нижний и мощный слой «Оно» - по объему сравнимо с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены биологические влечения страсти. Второй небольшой слой – сознательное «Я» человека. Верхний класс – «супер Я». Это идеалы и нормы общества, моральная цензура и сфера долженствования. По Фрейду, оно имеет решающее влияние на мысли, чувства и поступки.

Психика человека состоит из:

Сознания – высшей формы психологического отражения, свойственная общественно развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

Самосознание – осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа.

Подсознательное -совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредственного субъективного опыта. Сфера подсознательного охватывает ощущения, восприятия, представления, мышление, когда они протекают вне фокуса сознания, а также навыки, интуицию, автоматизированные действия.

Бессознательное:

1.особая сфера психической деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и контроля, непроизвольностью возникновения и течения психических процессов, безотчетностью и полным исчезновением из памяти (Лейбниц, Фехнер)

2.первичный регулятор поступков человека. Некая сущность, первопричина всего, что совершается не только в природе, но и в социальной жизни (Шеллинг, Фихте, Шопенгауэр, Юнг, Фрейд)

3.основано на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей и обеспечивает разгрузку человека от излишнего напряжения сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.