КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема познаваемости мира. Основные концепции истины
Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу. Главным в совокупности вопросов, возникающих в этом свете, является вопрос: можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности? Объективная истина - содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества. Исторические подходы отделения в наших знаниях того, что не зависит от человека и человечества, от того, что зависит: 1. логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях (Платон). При таком подходе мы отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах, знаниям о природе и обществе, так как эти знания не могут быть получены или проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений. 2. чувственное созерцание и наблюдение. Однако чувственное восприятие не может дать нам абстрактных знаний, и тем более не может служить средством их проверки, критерием их соответствия действительности. Объективная истина не есть нечто застывшее, омертвевшее, закостенелое; она выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. Фундаментальные положения теории истины: 1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и изменяется; 2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются; 3. знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими, более точно и полно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но этот процесс может длиться бесконечно, так как на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более точные и полные знания. Этот постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим - важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных. Абсолютная истина, как исчерпывающее знание о вещах может существовать только в определенной области знаний о природе ограниченной от остальной природы четко сформулированными границами, допускающими внутри себя существование этой абсолютной истины. Пример: Механика Ньютона дает исчерпывающее знание о вещах материального мира, только если мы принимаем постулат о существовании абсолютного пространства-времени и получает свое эмпирическое подтверждение на практике только в области определенной более общей теорией относительности Эйнштейна. Основные концепции истины: 1)классическая концепция(теория корреспонденции) -аспект соответствия -аспект критерия -исторический аспект 2)априорская концепция 3)когерентная теория 4)прагматическая концепция 5)конвенционалистская концепция 6)экзистенционалистская концепция В античности центральной была проблема отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знания понимались в единстве с его предметом. Античная философия преимущественно изучала процесс, посредством которого предмет переводится в состояние знания. Истинным объект может быть лишь «дан» познающему; все продукты его субъективно познавательной деятельности - неистинное мнение. Для европейской философии 17-18вв. гл. стала проблема связи «Я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания. Это привело к появлению рационализма и эмпиризма. Р. применял методы науки, проводил аналогию с геометрическими аксиомами. Э. признавал чувственный опыт единственным источником знаний, утверждал, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. В немецкой классической философии проблемы теории познания связывались с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности. Кант строит такую теорию, которая была бы независимой от всяких допущений о реальности. Он определял зависимость реальности от самого познания: О. существует как таковой лишь в формах и деятельности S. В западной философии 20в. существовало две особенности: 1) идеалистический эмпиризм сочетается с онтологизмом (с опр. допущением о реальности и ее свойствах) понятие элементарных данных, чувственности истолковывается как относящееся к некоторым объективно существующим чувственным сущностям. Теория познания сочетает в себе черты субъективного и объективного идеализма. 2) появление направлений (логический позитивизм, неопозитивизм) которые отрицают осмысленность теории познания. Для логического позитивизма идеал осмысленности это знание, а проблема теории познания несет характер псевдопроблемы. Теория познания марксистско-ленинской философии рассматривала познаваемый материальный мир, объективную реальность, как существующий вне и независимо от сознания. Диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем и отвергает утверждение о его непознаваемости. т. е. агностицизм. Особенность диалектико-материальной теории познания: ее развитие осуществлялось на основе материалистически истолкованного тезиса о единстве диалектики, логики и теории познан. Кладется конец отрыва теории познания от проблем социального бытия. Поэтому субъект познания произведен от субъекта практики: познающий субъект - это человек, включенный в социальную жизнь, использует общественно выработанные формы познавательной деятельности как материальные, так и идеальные. Исходные знания о мире даны человеку в ощущениях, восприятии и представлениях. Агностицизм - философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Человеческие чувства ограничены по своим возможностям, поэтому нельзя «полностью» познать постоянно изменяю Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей постижения истины, либо форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. п. От того как трактуется истина, как решается вопрос достижима ли она - зависит жизненная позиция человека. Разные определения: истина - соответствие знаний действительности; истина - опытная подтверждаемость; истина - свойство самосогласованности знаний. Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т. п. Абсолютная истина - такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Когда констатируется что-либо, существующее или существовавшее в действ (в 1688 открыты красные кровяные тельца) «абсолютны» не только год открытия этого явления, но и утверждение о том, что это явление имеет место в действ. В применение к достаточно развитому научно теоретическому познанию абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о предмете; относительная истина - неполное знание о том же самом предмете. Концептуальная истина - соответствие убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных или естественнонаучных догматов. Научная истина - адекватность представления о положениях, как следствиях научных теорий. Объективная истина - такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желания субъекта. Она определяется содержанием отражаемого объекта. Относительная истина - не содержит полного представления об изучаемом предмете и содержат такие элементы, которые могут быть изменены в процессе познания (в будущем) Операционная истина - правильность представления субъекта о методах и средствах познания. Предметная истина - поток информации, идущей от материальных систем микро-, макро- и мегамиров. Экзистенциальная истина -соответствующие действительности знания духовно-жизненных ценностей людей, таких идеалов как идеалы добра, красоты, справедливости и т. п.
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |