Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика и основные направления зарубежной философии XX века




Особенности западной философии 20в:

Развитие науки начала 20в показало, что материалистические и идеалистические системы обнаружили не способность объяснить изменения в науке и обществе. В 20в противостояние материализма и идеализма утратило своё влияние. Усилилась тенденция к диалогу разных направлений. Во всём разнообразии школ и направлений выделяются 3 основные:

1. Аналитически – позитивистская.

2. Экзистенциально – феноменологические.

3. Религиозно – философское направление.

Современный позитивизм: Возник в 1922г с появлением «Венского кружка». В 1930 – 39 выпускал журнал познание. В нач. 2-ой Мировой войны кружок распался и возник целый ряд направлений в Англии и США.

Неопозитивисты считают, что есть только 2 вида научного знания:

а) Знание частных дисциплин, т.е все эмпирические науки;

б) Логика и математика – инструмент для построения системы научных экспериментальных знаний.

Современный позитивизм заявлял, что философия не наука, а просто деятельность по анализу языка науки. То, что философия относит к теории познания, СП считал психологией. Для выяснения значений научных предположений выдвинут принцип верификации, т.е подтверждение. Применяется к высказываниям, проверяемым наблюдением. Другая концепция связана с проблемой дификации знаний – это повторение философов 17-18в, объяснявших все явления мира классической механикой.

Пост позитивизм: В 60 – х гг 20в. Разрабатывал следующие вопросы: как возникает новая теория?; как она утверждается в новом обществе?; каковы критерии выбора соперничающих теорий.

Критический рационализм: Стремится разграничить сферы науки от метафизики и идеологии. Основателем стал К. Попер. Он считал рост знания не движением от одних истин к другим, а простым переходом к другим проблемам. Он утв: «..мы не знаем – мы можем только предполагать.». Он утверждал невозможность социального прогнозирования. Говорил о наличии 2 – х типов общества: Открытых – демократических и закрытых – докапиталистических. В 1992г он признал, что запад имеет много недостатков.

Экзистенциализм: Отчуждение человека от общества – главная проблема этого направления. Представит этого направления указывают, что отчуждение является общей характеристикой человека в обществе. Философия обязана помочь человеку предотвратить трагическое умонастроение, а если это не возможно, а если это невозможно, то искать и находить своё «Я». Религиозные экзистенциалисты считали, что можно преодолеть плохое настроение, потому как вера в бога даёт надежду. Основными категориями человеческого бытия для них были понятия: забота, покинутость, отчуждённость, страх, смерть… Сущность человека раскрывал ЖП Сартр: при изготовлении вещи, человек формирует идею, при его рождении наоборот. После рождения только предстоит стать человеком. Для вещи сущность предшествует существованию. Человек – своего рода «проект», который реализуется всю жизнь. Трагедия человека в том, что он свободен и может выбирать.

Пограничная ситуация: Находится на грани жизни и смерти. Альберт Коню считал центрально проблему самоубийства. Необходимо оказать помощь отчаявшемуся человеку. Мир бессмыслен, но сама жизнь – ценность, ради которой стоит жить. Угроза смерти заставляет задуматься о смысле и содержании прожитой жизни.

 

36. Фил. позитивизма основные этапы формирования и развития.

Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлин­ное,”положительное”(позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что филосо­фия как особая наука, претендующая на само­стоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. Позитивизм сформировался в особое течение в 30-ых гг. 19в. Развитие науки в Новое время поставило перед Зап. философией ряд таких проблем, на которые традиционная для Европы философия не в состоянии была ответить. Специфичная особенность философии Нового времени состояла в принятии науки и научного способа исследования в качестве идеального ориентира вся­кой познавательной деятельности. Позитивистская философия находится в связи с философией французского Просвещения 18в. Вместе с просветителями Конт высказы­вает убеждение в способности науки к бесконечному развитию и неограничен­ности научного способа мышления, выступает против религии и метафизики. Конт провозгласил разрыв с философской традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это не исключает существование синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название “философии”, последняя таким образом сводится к общим вы­водам из естественных и общественных наук. Позитивизм отвергает и идеализм и мате­риализм. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос “почему”, а на вопрос “как”. В конце 19 в. позитивизм в соей первой “классической”форме (Конт, Вырубов, Литтре, Миль, Спенсер) переживает кризис, вызванный прогрессом естественно-научного знания, обесценившим многое из тех обощений, которые позитивизм рассматривал как вечное и неоспоримое приобретение науки, а также коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19-20 в.в.

Все это снова заставляет поставить вопрос о месте философии в системе наук. Позитивизм вступает в новый этап-махизм (эм­пириокритизм), который формирует задачу философии не как построение “синтетической”системы, систематизирующей общие выводы всех наук, а как созидание теории научного познания. В дальнейшем эти тенденции получают свое развитие в неопозити­визме (20-е гг.) - 3-ий этап эволюции позити­визма.

Неопозитивизм считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только лишь как деятельность по анализу языка, в котором выражаются резуль­таты этих видов

 

Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением западной философии. Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как метафизики, но за философию как особую науку. Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Таким образом если философия научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Это реакция на неспособность старой философии решить проблемы, связанные с развитием науки. Понятия прежней философии(о бытие, сущности, причинах), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм объявил ложными и лишенными смысла. Позитивизм предпринял попытку осмысления истины на основе точного экспериментального знания. Идея знать – чтобы предвидеть, предвидеть чтобы обладать силой. Фактически оказалось, что позитивисты отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались только на чувственное познание. Причем сами категории позитивизма - отрицание умозрения, феноменализм оказались слишком уморительными, метафизическими.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн,Б.Рассел.

Основатель позитивизма О.Конт (1798-1857). его работа: "Курс позитивной филос" Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое человечество результат, но не предпосылка исторического процесса. Развитие науки представлял как накопление полученных знаний и законов, знания описательные. Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: "Система логики силлогистической и индуктивной". Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теорию знания, чтобы знания были бы научными (как в естественных науках), поскольку утверждал, что в сфере обществознания нет конкретных результатов (топтание на месте). Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стороны естествознания. Надо методы естествознания применить в социологии (например, активно применять в сфере общественных наук синтез опыта и теории, индукции и дедукции).

Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил задачу создать синтетическую философию без самой философии. По Спенсеру это вся философия, но без метафизики. (т.к. метафизика - это попытка судить о мире вещей, кот непознаваемы). Философия есть научное знание и методология, но не сумма наук. Философское знание вполне объединенное, а другие науки - отчасти объединенное. Ввел принцип эволюции как стержневой при рассмотрении людей и явлений. Перенес эволюцию со всех живых существ на все предметы и явления, понимал ее чисто механистически как перераспределение веществ и движения, При этом стирая грани между разными областями материального мира. Общие плюсы позитивизма: философия не имеет исключительные права на истину, логико-математические исследования имеют большое значение. При исследовании необходимо удерживаться от оценочной стороны вопроса, быть беспристрастным.

Неопозитивизм или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Неопозитивисты выдвинули новое понимание научного познания, как логической конструкции на основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из физики метафизику. Философия имеет право на существование не как мышление о мире, а как "логический анализ языка." Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Философия не может высказать о мире ни одного нового положения, не может создать никакой картины мира. Ее задача - логический анализ и прояснение положения науки, в которой выражаются знания о мире. Неопозитивизм как логический позитивизм говорит о том, что философия обязана исследовать язык науки для пояснения проблем и задач науки. Это направление распадается на два: логический анализ философии (использование математических методов и формальной логики, создание единого научного метаязыка для единой формализации науки) и лингвистическая философия (исследование обыденного языка, оттенков значений и устранение двусмысленности при использовании в науке против вольного обращения с языком).

Логический анализ философии: Рассел использовал категории математической логики, пришел к выводу. Что математика может быть сведена к логике, а логика, в свою очередь, есть сущность философии.

Лингвистическая философия Витгенштейн: философия состоит в логическом анализе языка. Одной из важных задач является отделение предложений, которые имеют смысл, от тех которые лишены его с научной точки зрения, и таким образом очистить науку от бессмысленных предложений.

Неопозитивисты различают 3 типа осмысленных предложений

1.высказывания об эмпирических фактах (если говорят о фактах и ни о чем более)

2. предложения, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соответствии с логическими правилами (могут быть сведены к высказыванию о эмпирических фактах)

3. предложения логики и математики (не содержат высказываний о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобразования уже имеющегося знания) Чтобы выяснить имеет ли предложение смысл необходим специальный метод – верификация: суть в сравнении предложения с действительностью, указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно. Фактическая истина состоит в соответствии высказывания факту. Предложения же типа "душа чел бессмертна" бессмысленны так как не могут быть проверены. Под фактами неопозитивисты понимают ощущения, переживания, словом состояния сознания. Значит в процессе верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или переживаний. Оказалось,что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа "все люди смертны" не могут быть верифицированы, так как верификация всегда относится к конкретному эмпирическому факту. В силу субъективизма верификация истины положение науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производящего верификацию. Поэтому было предложено считать предложение верифицированным, если несколько авторитетных исследователей согласны считать его таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей. Неопозитивизм имел большое влияние30-50 гг. Исследования по формальной логике и вопросам методологии науки.

Постпозитивизмом называется множество концепций, которые пришли на смену позитивизму. Особое внимание уделяется рациональным методам познания. КАРЛ ПОППЕР. Методология верификации в науке построена на убеждении абсолютности истины, а это иллюзорное представление. Рано или поздно на место старой теории приходит новая, и старое знание признается заблуждением. Поэтому задача теории и философии научного познания, заключается не в поиске истины, а в проблеме роста знаний. Рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она по определению имеет гипотетический характер, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. всякая теория ненадежна и подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь одному опытному факту. Фальсифицированная теория заменяется новой, на которую обрушивается град рациональной критики. Рост научного знания можно выразить схемой: исходная проблема- множество временных решений основной проблемы -элиминация, исправление обнаруженных ошибок - новая проблема. Научной признается концепция, которая поддается сопоставлению с опытными данными, следовательно, она в любой момент может быть сфальсифицирована. В отличие от науки, фил не поддается фальсификации, то есть не имеет научного характера. Но, не обладая научным статусом, она обладает смыслом, без нее не обойтись. Фил есть осмысление роста научногознания, включает в себя принципы рационально-критическлй дискуссии, фаллибализма и фальсификации.

Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником этого течения является О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теолог-ой стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную

Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений, к которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “метафизическую” ф-ю, Конт не отказывается от ф-ии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания дейст-ти отдельных частных наук недостаточно.

Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. (Э. Мах, Р. Авенариус) Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.

Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом ф-ии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, ф-я вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Следует согласиться с неопозитивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Т.о., неопозитивисты сделали новые легко формирующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания.

Одной из важнейшей задачей явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к высказываниям о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем (не содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобраз уже имеющегося знания)

Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод - верификация Суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн условий, при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения закл в методе его проверки” Фактическая истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа “душа чел бессмертна” бессмысленны т.к. не могут быть проверены.

Постпозитивизмом называют множество концепций, которые пришли на смену неопозитивизму. Сторонники различных постпозитивистских концепций во многом не согласны друг с дру­гом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, но сохраняют по отношению к нему преемственность. Как и неопо­зитивисты, постпозитивисты уделяют основное внимание рациональным методам познания. Одним из самых видных пост­позитивистов считается современный английский философ Карл Поппер. Для Поппера неудачи концепции верификации (проверяемо­сти) научных предложений отнюдь не случайны. Методология ве­рификации строится на убеждении, что знание может быть аб­солютно истинным. Это иллюзорное представление. Рано или поздно на смену старой теории приходит новая, то, что казалось истинным, признается заблуждением. Поэтому ф-ия научного познания, состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста знания. Рост знания дос­тигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизмен­но выступает критикой существующего знания. Поэтому свою ф-ю Поппер называет критическим рационализмом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 1455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.