Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманизация науки, техники, технологии и инженерии. Этика ученого и этика инженера




В свете всего сказанного становится очевидным, что придача научно-техническому прогрессу гуманистического смысла, гуманизация науки, техники, технологии и инженерии в настоящее время - настоятельная жизненная потребность и культурный императив, адекватный ответ на «вызов» человеческой истории.

Наука и техника ценны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они способствуют улучшению образа жизни людей, духовно-нравственному их развитию, гуманизации социальных связей и отношений.

Проблема «наука и ценности» является сегодня крайне актуальной, недостаточно разработанной и весьма дискуссионной. Однако становится всё очевиднее, что «нейтральной», свободной от ценностей, в том числе и гуманистических, наука быть не может. Это в полной мере относится не только к естественным и социально-гуманитарным наукам, но и техническим наукам.

Наука, являясь определенным социальным институтом, включена в конкретный социокультурный контекст и имеет свою нормативно-ценностную систему. В этой связи можно говорить о внутринаучных ценностях, внешних по отношению к ней ценностях, наконец, ценностях самой науки.

Несомненно, ученые вообще, в том числе и технического профиля, как члены общества, к тому же наиболее осведомлённые о возможностях науки, техники и технологии, должны обеспечить использование их достижений в гуманных целях, на благо общества и человека.

Современная наука высокогражданственна. Если ученый перестает быть гражданином, он становится всего лишь «роботом», которого можно использовать для достижения любых целей, включая и антигуманные.

В настоящее время значительно возрастает роль социально-этических и гуманистических аспектов развития и функционирования науки, техники и технологии. Они не являются чисто внешним моментом, а входят в само «тело» науки как необходимая часть, как «условие мыслимости» и эффективной реализации истины.

Ценностная ориентация ученого сопровождает его творчество, в значительной мере определяет стратегию, ход и результат научного исследования.

Чисто прагматические, коньюнктурные, сциентистские ориентации учёных ныне дискредитировали себя, показали свою полную несостоятельность, даже стали просто социально опасными. Учёные несут ответственность за возникновение многих глобальных проблем, за ряд негативных последствий научно-технического прогресса.

Сейчас гуманизация науки приобретает императивный характер. Науке просто необходима гуманистическая парадигма. Она должна полностью обратиться к человеку, его существованию, выживанию и перспективам дальнейшего развития.

Современная наука создает новую исследовательскую ситуацию, при которой человек рассматривается в мире, сфере материального производства и научно-технического прогресса не просто, как «фактор», а высшая ценность. В научных исследованиях всё сильнее утверждается аксиологический компонент, а также антроптный принцип, который требует рассматривать человека в качестве важного элемента Вселенной, включать в научное познание (в том числе и в естественные и технические науки) человеческую деятельность, преодолевать разрыв между субъектом и объектом, сближать мир природы и мир человека.

Наука сейчас призвана реализовать весь свой гуманистический смысл, максимально служить человеку, его свободному и всестороннему развитию, его духовно-нравственному совершенствованию.

Заметим, что сегодня всё чаще говорится о необходимости осуществления в области науки антропологической, гуманистической диагностики и экспертизы.

Научно-техническая революция, многочисленные научные открытия и технические достижения, которые могут быть использованы во вред человеку и угрожать самой его жизни, ставят массу нравственно-этических проблем перед учёными, актуализируют значимость этики науки. В связи с этим международные организации учёных (Всемирная федерация научных работников, Пагоушское движение и др.) пытаются привлечь внимание мировой общественности к проблеме ответственности при решении научных и технических задач, чтобы не допустить гибели цивилизации. Возрастание социальной и нравственной ответственности учёных - одна из существенных особенностей нашей эпохи.

Современный инженер практически имеет дело с системой «человек - техника – среда», с социально-техническими объектами, решает задачи типа «цель – средство», а потому в своей деятельности, в разработке, проектировании, создании новой техники и технологии, в предложениях и рекомендациях относительно новых форм организации производства, в формировании техносферы и производственной сферы просто обязан иметь в виду личность работника, «человеческое измерение», учитывать социально-гуманитарные, гуманистические, эргономические, психологические, этические, эстетические и экологические аспекты функционирования современной техники и технологии.

Как уже отмечалось ранее, на смену классической и системотехнической инженерной деятельности приходит социотехническое проектирование, в котором сделан решительный поворот к человеку. А в силу этого современному инженеру гуманитарная культура, социально, гуманистически ориентированное мышление и социально-гуманитарное знание просто профессионально необходимы.

Нынешнее материальное производство и научно-технический прогресс требуют от инженера высокой гражданственности, социальной и нравственной ответственности. Ему следует в своей деятельности оценивать технику и технологию с гуманистической позиции, а не только с точки зрения их производительности и эффективности. Можно уже сказать, что современная инженерия нуждается в гуманистической диагностике и экспертизе.

Таким образом, существует такая важная проблема философии техники, как оценка техники и технологии и выработка в этой связи определённых норм. Оценка техники целенаправленно была введена в США в конце 60-х годов ХХ столетия и ныне широко используется в различных индустриально развитых странах. В технических и технологических решениях стали использоваться социальные, антропологические, этические, эстетические и экологические оценки, учитываться гуманитарные последствия развития новой техники и технологии.

Следовательно, оценка технико-технологического развития и инженерной деятельности должна носить системный, многосторонний характер, руководствоваться гуманистическим идеалом, то есть техника и технология должны быть не только экономичными, эффективными и полезными, но и «человечными», надежными, безопасными и безвредными для человека.

Многие исследователи (Г.П.Щедровицкий, В.М.Шепель, А.В.Юревич, Б.Г.Юдин и др.) справедливо говорят о всё возрастающей технологической роли науки. Словом, современная наука призвана генерировать не только новые знания, но и новые технологии. Данное положение относится не только к естественным и техническим, но и к социально-гуманитарным дисциплинам.

В настоящее время подлинное трансформирование российского общества, успешное реформирование различных его сфер (экономической, политико-правовой, социальной, духовной, бытовой и управленческой) просто невозможно без опоры на социально-гуманитарные знания, использования социальной и гуманитарной технологии, социогуманитарной диагностики и экспертизы. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что большое количество научно-технических специалистов занято в правительственных, административных структурах, а поэтому просто обязано овладевать социальной и гуманитарной технологией.

Можно сказать, что социальная технология это способы и методы преобразования социальной действительности, воздействия на социальные процессы, общности людей и институты, практическое использование социально – гуманитарного знания в социальной и организационно-управленческой деятельности с ориентацией на социальный эффект, основу определения процедуры, «как» и «каким образом» это сделать.

Следовательно, социальная технология носит преимущественно рациональный, утилитарно-прагматический и инструментальный характер, направленный на практическую реализацию социальных проектов, программ и решений в общественную жизнь, реальную жизнедеятельность людей.

Очевидно, что социальная технология основывается прежде всего на прикладных социальных науках. Её рациональный, инструментальный, в значительной мере, формальный, обезличенный характер позволяет использовать формализованные методы, определенные алгоритмы, схемы и модели, идеи, принципы и методы математики, кибернетики и синергетики, хотя и с большими ограничениями.

Если понимать социальную технологию в самом широком смысле слова, то можно выделить такие её основные виды, как политическая, правовая, экономическая, экологическая, организационно-управленческая, коммуникативная, педагогическая и др.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в ней понятие «гуманитарная технология» встречается крайне редко. В этой связи заслуживает самого пристального внимания следующее определение данного понятия, предлагаемое В.М.Шепелем. Он пишет: «Технология гуманитарная – практическое использование гуманитарного знания в целях обеспечения направленного воздействия на совершенствование личности, её предметно-вещественной, социальной и природной среды».[128,с.51].

Важно подчеркнуть, что в данном случае прилагательное «гуманитарная» объединяет два смысла: выражает, как отнесённость к гуманитарным наукам, к гуманитарному знанию, так и сфокусированность на человека.

Если говорить вкратце, то различие между гуманитарной и социальной технологиями довольно просто – там, где речь идет о технологических воздействиях на индивида (индивидов), следует говорить о гуманитарных технологиях; там же, где речь идет о воздействиях на социальную общность любого масштаба, имеет смысл говорить о социальных технологиях. Здесь надо ещё заметить, что если социальная технология в основном носит обезличенный характер, то в фокусе гуманитарной технологии находится человек, рассматриваемый как высшая ценность и цель общественного развития, во главу угла ставится живая, целостная личность со своим внутренним миром и телесно-физической организацией; данная технология основывается на идеях гуманизма, учитывает «человеческое измерение» во всех видах деятельности и во всех сферах общественной и личной жизни.

Правда, часто эти два вида технологий на практике тесно связаны между собой, дополняют друг друга, а поэтому порой правомерно говорить и об интегральной социально-гуманитарной технологии, что является, пожалуй, идеальной формой их единства.

Весьма положительно, что заметна востребованность социально-гуманитарного знания. В силу этого происходит рост количества социальных технологов, особенно политтехнологов, создаются научные центры и коллективы (академические, вузовские, отраслевые и независимые), занимающиеся проблемами социогуманитарной технологии, появляются клиенты-заказчики, происходит подготовка соответствующих кадров.

Ныне все важнейшие государственные документы, законотворческая деятельность, кардинальные реформы, судьбоносные организационно-управленческие, политические, правовые и экономические решения необходимо социально-технологически и гуманитарно-технологически обосновывать, осуществлять предварительную социогуманитарную диагностику и экспертизу, предвидеть социальные последствия решений, существенно гуманизировать государственную внутреннюю и внешнюю политику.

Теперь вкратце остановимся на вопросах об этике учёного и этике инженера.

Профессиональная этика учёного, в том числе технического профиля, представляет собой целостную систему определённых норм, принципов, предписаний, запретов и правил научной деятельности, общения и поведения научных работников. Её содержание определяется общественными требованиями, спецификой деятельности и труда учёного, профессиональным долгом, честью и престижем.

В этике учёного конкретизируются многие положения, нормы и принципы общегражданской морали, но имеются и своеобразные моменты.

Профессиональная этика науки главным образом регулирует три вида отношений:

1. Учёный - исследуемый объект и предмет, ключевая здесь проблема и норма - это отношение учёного к истине. Главное здесь – служение науке, производство истинного знания, сопряжённого с гуманистическими ценностями и идеалами.

2. Учёный – учёные (коллеги), этика взаимоотношений учёных в целом, в частности, в научном коллективе. Главная норма здесь – это культура научного общения, научного спора и научной дискуссии.

3. Учёные - общество, этика, регулирующая отношения между научными работниками и обществом. Главная ценность здесь – социальная и нравственная ответственность учёных за свои исследования, результаты и их социальные последствия.

В научно-исследовательской работе от учёного требуются преданность науке, служение истине, трудолюбие, новаторство, принципиальность, добросовестность, честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность, критическое отношение к догмам, ко всякого рода авторитетам, критически-рефлексивное мышление (преимущественно касается первого вида отношений), уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов, порядочность, человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму мнений и истин, критичность и самокритичность, культурность, корректность в научном споре, полемике и дискуссии, коммуникабельность, скромность, великодушие (в основном касается второго вида отношений), нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности и ответственности, профессиональная честь (прежде всего касается третьего вида отношений).

В науке должны осуждаться и считаться недопустимыми научная недобросовестность, нечестность, необъективность, субъективизм, беспринципность, догматизм, схоластика, плагиат, монополия на производство и распространение научного знания, конъюнктура, административно-командные формы и методы управления, зажим критики и борьбы мнений, «наклеивание» своим коллегам различных «ярлыков», преследование инакомыслящих ученых, отсутствие свободы в научном творчестве, карьеризм. К сожалению, многие из этих негативных явлений пока существуют в научной деятельности. Здесь хотелось бы специально подчеркнуть, что непременным условием и движущей силой развития науки являются свобода творчества, плюрализм, критика и борьба мнений, диалог и взаимопонимание между учёными. Они способствуют прогрессу в области научной деятельности и труда, обеспечивают существование в науке творческого, поискового и новаторского духа, производство нового научного знания, в значительной мере предохраняют науку от заблуждений и ошибок, субъективизма, догматизма, отживших стереотипов и норм, монополии «официозов» и пр.

Истина рождается не в декларациях и предписаниях, а в научных спорах и дискуссиях, проверяется в действии, практике и жизни. В этой связи всем учёным необходимо овладевать культурой спора и дискуссии. В творческом обсуждении сложных проблем они должны стремиться к диалогу, конструктивной критике, соблюдать определенные правила этики и этикета. Главные из них такие: доброжелательность, вежливость, искусство слушать, тактичность, скромность, честность, выдержка, красота манер и т.п. Понятно, что отношение между учёными в трудовых коллективах, кроме всего прочего, регулируются служебной этикой и этикетом.

Надо подчеркнуть, что высокие нравственные качества учёных, в том числе технического профиля, их нравственная культура - залог их авторитета и престижа в научной сфере.

Что же касается этики инженера, то сразу бросается в глаза, что моральные проблемы инженерной деятельности слабо изучены и мало освещены в литературе. Вот одно из редких определений: «Этика инженера - конкретизация общих норм и принципов морали применительно к условиям инженерной деятельности, призванная показать пути разрешения тех практических проблем и ситуаций, которые возникают из профессиональной деятельности инженера и требуют от него определённой нравственной позиции» [61,с.342].

Очевидно, что этика инженера детерминирована прежде всего спецификой его деятельности, особым местом в сфере материального производства, исключительно важной ролью в осуществлении научно-технического прогресса, «овеществлении» научного знания в общественной практике.

Некоторые исследователи считают, что инженерная этика, как совокупность (или система) норм, регулирующих поведение инженера, существовала всегда. К числу этих норм они относят такие, как необходимость добросовестно исполнять свою работу; создавать устройства, которые принесли бы людям пользу и не причиняли бы вреда (особый случай в этом отношении - военная техника); ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; определенные формы отношений (обычаи и правила, регулирующие отношения) инженера с другими участниками процесса создания и использования техники. Ряд таких норм фиксируется в юридических документах, например в законах, относящихся к вопросам безопасности, интеллектуальной собственности, авторского права). Некоторые нормы профессиональной деятельности инженеров закреплены в административных установлениях, регулирующих деятельность той или иной организации (предприятия, фирмы, института и т.д.).

Думается, что авторы весьма категорично и бездоказательно утверждают, что инженерная этика существовала всегда, тем более как система. Этого нет даже сегодня. К тому же, они почти не различают нравственные, юридические и административные нормы, регулирующие инженерную деятельность, что неправомерно.

В отдельных странах уже разработаны кодексы морали инженера – «Кредо инженера» (Германия), «Кодекс инженерной этики» (США) и др., детально определяющие нравственные обязанности инженера. Обычно при этом формулируются три наиболее общих канона:

1) инженер должен стараться увеличивать компетенцию и престиж технической профессии;

2) быть честным, справедливым и беспристрастным в вопросах технической политики, преданно служить своему работодателю;

3) использовать свои знания и мастерство для улучшения благосостояния общества [ 62,с.13].

Надо заметить, что Британское компьютерное общество записало нормы, регулирующие отношения «инженер-общество», «инженер-работодатель», «инженер-клиент», «инженер-другие инженеры». Сходная структура представлена в «Кодексе этики» Национального общества профессиональных инженеров США.

По-видимому, по аналогии с наукой можно выделить три основные группы нравственных норм, принципов и правил, регулирующих профессиональную деятельность инженера, три вида его отношений:

1. Инженер - предмет его труда и деятельности (техника, технология и организация производства). Главной ценностью здесь является гуманизм, который должен регулировать деятельность инженера в разработке, проектировании, конструировании и эксплуатации техники и технологии, а также организации производства с позиций личностной, технологической и экологической безопасности.

2. Инженер - другие инженеры (коллеги). Главной целью здесь является соблюдение норм, принципов и правил культуры инженерного общения.

 

3. Инженер - общество. Главное требование здесь – социальная и нравственная ответственность инженера за результаты его труда и их последствия.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что ключевым, основополагающим, системообразующим и «сквозным» принципом инженерной этики должен быть принцип гуманизма, который в его деятельности, конечно, носит специфический характер. Словом, инженер во всей своей деятельности обязан руководствоваться идеями гуманизма, рассматривать человека как высшую ценность и самоцель общественного развития, постоянно учитывать «человеческое измерение», осуществлять социотехническое проектирование, всячески способствовать гуманизации техники, технологии и производства.

В профессиональной деятельности от инженера требуются:гуманистическое служение научно-техническому прогрессу, преданность инженерному делу, высокий профессионализм, компетентность, новаторство, трудолюбие, добросовестность, принципиальность, честность, дисциплинированность, высокая требовательность к себе,
самокритичность (преимущественно касается первого вида отношений); уважение труда своих предшественников и коллег, объективная оценка результатов его деятельности, информирование своих коллег новым знанием, достижениями в области науки, техники, технологии, организации производства и передового опыта, критичность, коммуникабельность, вежливость, деликатность, тактичность, ориентация на плюрализм истин, на наличие ряда вариантов решения инженерных проблем и задач, соблюдение служебной этики и этикета, культура, корректность в споре (в основном касается второго вида отношений); профессионально-нравственный долг, честь, достоинство, забота о престиже инженерной профессии, высокая гражданственность и ответственность, уведомление общественности, соответствующих органов о любых антигуманных фактах использования техники, угрожающих человеку, усложняющих экологическую ситуацию и др. (прежде всего касается третьего вида отношений).

В силу того, что инженер много работает с людьми, является руководителем, организатором производства, он должен соблюдать нормы и правила служебной и управленческой этики. Хотя, строго говоря, менеджерская деятельность не входит в круг прямых обязанностей современного инженера.

Понятно, что проблемы инженерной этики нуждаются в своей дальнейшей разработке. Бесспорно, однако, что современный инженер в своей профессиональной деятельности просто обязан руководствоваться определенными нормами этики, идеями гуманизма.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.