Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальный кризис техногенной цивилизации и гуманистический путь выхода из него 1 страница




Место и роль научно-технических специалистов в современном обществе

Технические науки, их своеобразие и значение для развития техники и инженерии

 

 

Философское исследование технических наук, их специфики, места и роли в развитии техники и инженерии имеет важное теоретико-методологическое и практическое значение. Однакосразуследует подчеркнуть, что философские проблемы технических наук слабо изучены и представлены в литературе.

В анализе технических наук могут быть выделены следующие позиции:

1)технические науки отождествляются с прикладным естествознанием;

2)естественные и технические науки рассматриваются как равноправные научные дисциплины;

3)в технических науках выделяются как фундаментальные, так и прикладные исследования [98,с.313].

Сегодня большинство философов техники всё же придерживаются, на взгляд автора, верной позиции, согласно которой технические науки рассматриваются в качестве относительно самостоятельной отрасли научного производства, равноправной области науки.

Технические науки существенно отличаются от естественных. Если естествознание исследует объективную реальность, то, что существует на самом деле, изучает природу, её явления, процессы и закономерности, то технические науки нацелены на то, чего нет в природе, на создание «второй природы», мира артефактов, технико-технологические основания цивилизации. Если для естественных наук идеалом являются научная истина и открытия, то для технических наук – не просто истинное знание, но эффективное техническое знание в контексте инженерной практики и инженерных разработок, а также конструирование и изобретение

В самостоятельную область технические науки начали выделяться в XVIII и XIX веках. Именно в этот период возникают сложные технические проблемы, которые сыграли большую роль в становлении экспериментального естествознания и технических наук, создаются системы научных инструментов и измерительных приборов, возникает технология, как дисциплина, систематизирующая знания о производственных процессах, происходит становление аналитических основ технических наук механического цикла, закладываются теоретические основы гидравлики, гидродинамики и теплотехники, развивается теория механизмов и машин, сопротивления материалов, университеты и академии превращаются в сообщества ученых-экспериментаторов, в центры развития технического знания, получает дальнейшее развитие техническое и инженерное образование и др.

В ХХ в. бурно развиваются электротехника, радиотехника, теплотехника, электроника, космонавтика, информационная технология, эргономика, техническая эстетика, инженерная психология, дизайн, инженерная экология, создаются научно-технические организации и общества, часто проводятся съезды, конференции, выставки, растет научно-техническая периодика и пр.

В настоящее время технические науки занимают заметное место в научном производстве, имеют исключительно важное значение для функционирования и развития технической и инженерной деятельности, хотя они и тесно связаны с естественными науками, как в генетическом аспекте, так и в процессах своего функционирования. Именно из естественных наук в технические были распространены первые исходные теоретические положения, способы, методы исследования и проектирования, принципы, ценности и идеалы научности, установка на теоретическую организацию знания, построение идеальных моделей, использование формализации и математики. Но всё это, конечно, в технических науках существенным образом трансформировано. И всё же заметим, что не совсем корректно распространенное утверждение, что основой технических наук является лишь точное естествознание. Это утверждение может быть признано справедливым лишь по отношению к исторически первым техническим наукам. В настоящее время научно-технические дисциплины представляют собой широкий спектр различных дисциплин - от самых абстрактных до весьма специализированных, которые ориентируются на использование знаний не только естественных наук (физики, химии, биологи и т.д.), но и социально-гуманитарных (например, экономики, социологии, психологии и т.п.). Относительно некоторых научно-технических дисциплин вообще трудно сказать, принадлежат ли они к чисто техническим наукам или представляют какое-то новое, более сложное единство науки и техники.

Существуют такие, к примеру, дисциплины, как инженерная психология, техническая эстетика, в которых имеет место синтез технического, естественно-научного и социально-гуманитарного знания.

Анализ литературы показывает, что пока отсутствуют общепринятые концепция и трактовка специфики технических наук, их объекта, структуры, методов и места в научном производстве.

Не вдаваясь в подробности, в изложение различных точек зрения относительно названных вопросов, всё же хотя бы вкратце коснемся их.

По-видимому, объект технических наук - это техника, технология, техническая, инженерная деятельность и практика, определённые закономерности функционирования и развития техники в целом, а также отдельных её элементов, принципы, способы и методы проектно-технической деятельности, разработки идеальных моделей технических устройств, материализации и «овеществления» технического знания прежде всего в материальном производстве, а затем и в других сферах общества.

Известно, что технические науки представлены целой системой специальных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет исследования, то есть конкретный аспект, отдельные стороны названного выше объекта познания, которые специально выделяются и конструируются исследователем исходя из своих целей и задач.

Различные технические науки исследуют процессы функционирования структурных элементов техники как общественной материальной системы, построения, производства и эксплуатации новых технических объектов внутриотраслевого, отраслевого и межотраслевого назначения. Отсюда вытекает разная степень их общности и фундаментальности. Технические науки раскрывают закономерности, принципы и методы реализации всех отмеченных процессов. Технические науки, так же, как и многие другие, имеют свои фундаментальные и прикладные области.

Фундаментальные технические исследования направлены на получение новых научных знаний и выяснение фундаментальных закономерностей развития и функционирования техники и технологии, на построение технической теории, их результаты адресованы главным образом другим членам научного сообщества.

Прикладные технические исследования непосредственно направлены на их использование для решения различных практических, технико-технологических, инженерных проблем и задач, их результаты адресованы производителям и заказчикам, клиентам. Словом, в этих исследованиях акцент сделан на «овеществление», «утилизацию» технического знания, на выборку проектно-методических рекомендаций по применению технического знания в технической и инженерной практике.

Методология технических наук до сих пор слабо разработана и освещена в литературе.

Понятно, что в технических науках используются все общенаучные методы. Принципиальное методологическое значение имеет проблема общего метода технических наук. В этой связи заслуживает особого внимания позиция В.И.Белозерцева и Я.В.Сазонова, согласно которой общим методом технических наук и технического творчества является комбинационно-синтезирующий метод. Он состоит в том, что в процессе создания новой техники, новых материалов, новых технологических процессов ученые, конструкторы, инженеры осуществляют многообразное комбинирование (частично на опытно-экспериментальном и, в основном, на теоретическом уровне) самых различных естественных законов, процессов, сил, конфигураций деталей, принципов работы различных подсистем, входящих в то или иное проектируемое техническое устройство до тех пор, пока не будет найдена такая оптимальная, строго определенная последовательность взаимовлияний в целостном единстве уже точно определенных сил, свойств, процессов, законов и подсистем, которая и приводит к появлению (производству) качественно новой техники.

Комбинационно-синтезирующий метод технических наук выражает творческую активность мышления инженера-учёного, создающего новые технические системы, новые материалы и технологические процессы на основе объединения, использования отдельных естественных, природных законов, сил, свойств, процессов и материалов [9,с.77].

Надо заметить, что комбинационно-синтезирующий метод тесно связан с системно- структурным.

Системно-структурный метод – способ исследования объекта, в качестве которого в данном случае выступают техника, технология и инженерная деятельность, рассматриваемые как системы, что достигается посредством использования общенаучных методологических принципов, специальных понятий. Он предполагает:

1)рассмотрение объекта как системы;

2)определение состава, структуры и организации элементов и частей системы;

3) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого не сводимы к сумме свойств его элементов;

4)анализ того, насколько поведение системы обусловлено, как особенностями её элементов, так и свойствами её структуры;

5)исследование механизма взаимозависимости системы и среды;

6)изучение характера иерархичности, присущего данной системе;

7)определение функций системы и её роли среди других систем;

8)обеспечение множественности описаний с целью множественного охвата системы;

9)рассмотрение динамики системы, представление её как развивающейся целостности, обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы [1,с.9; 92, с.70].

Порой в качестве важного средства технических наук выделяется проективно-прагматический метод, который дает исследователю общую схему действия.

В современных технических науках широко используются идеализация, формализация, моделирование, математические и информационно-компьютерные методы.

Для выяснения своеобразия технических наук очень важно раскрыть специфику технической теории.

Техническая теория является разновидностью научной теории, она включает в себя те же компоненты, что и естественно-научная теория. В технической теории также есть идеальные объекты, фундаментальные понятия, принципы, законы и пр. Допустим, в электротехнике в качестве идеальных объектов выступают такие логические конструкции, как «ёмкость», «индуктивность», «сопротивление», в теоретической радиотехнике – «генераторы», «фильтры», «усилители».

Важное место в технической теории принадлежит математическому аппарату и теоретическим схемам.

Математический аппарат в ней выполняет ряд функций, он предназначен, во-первых, для инженерных расчетов конструктивных и технологических параметров технических систем, во-вторых, для анализа и синтеза их теоретических схем (дедуктивных преобразований идеальных объектов технической теории) и, в-третьих, для исследования процессов, происходящих в технической системе.

Теоретические схемы - это особые, идеализированные представления (совокупность идеальных объектов теории), ориентированные на применение соответствующего математического аппарата и на мысленный эксперимент, то есть на проектирование возможных экспериментальных ситуаций. Они фактически играют в технических науках роль моделей, часто выражаются графически. В электродинамике, например, роль таких схем играют электрические и магнитные линии силы.

В технической теории используются три типа схем:

1)функциональные, ориентированные на математическое описание;

2)поточные, фиксирующие естественные процессы, которые протекают в технической системе, и их функционирование;

3)структурные, представляющие его конструктивные параметры и инженерные расчеты, а также структуру объекта.

Эмпирический уровень технических наук образуют конструктивно-технические и технологические знания. Первые - преимущественно ориентированы на описание строения (или конструкции) технических систем и параметров их функционирования, вторые - фиксируют методы создания технических систем и принципы их использования.

Сейчас порой говорят о формировании неклассических технических наук. Называют такие их общие черты: комплексность теоретических исследований, существенное изменение области применения их знаний и пр.

Комплексные технические исследования, помимо обычных технических устройств, изучают и описывают ещё, по меньшей мере, три типа объектов: системы - человек - машина (ЭВМ, пульт управления, полуавтоматы и т.п.) сложные техносистемы (инженерные сооружения в городе, самолеты и технические системы их обслуживания - аэропорты, дороги, обслуживающая техника и т.д.) и, наконец, такие объекты, как технология или техносфера.

Если знания технических наук классического типа используются в основном в таких видах инженерной деятельности, как изобретение и конструирование, а также в традиционном инженерном проектировании, то знания комплексных научно-технических дисциплин, как правило, необходимы в нетрадиционных видах инженерной деятельности (например, в системотехнике) и нетрадиционном проектировании.

Таким образом, технические науки имеют исключительно большое значение для научно-технического прогресса, обслуживают техническую и инженерную деятельность, формируют техносферу. В условиях кризиса современной техногенной цивилизации весьма актуальны проблемы их гуманизации и усиления связи с социально-гуманитарными науками.

 

 

 

 

В условиях происходящей научно-технической революции, современного информационно-технологического этапа цивилизационного развития самым существенным образом возрастает роль научно-технических специалистов, их социальная и моральная ответственность в обществе.

Сразу же следует оговориться, что в данном случае используется интернациональное понятие «научно-технические специалисты», хотя для России, учитывая ее культурно-исторические традиции, можно говорить о «научно-технической интеллигенции».

В настоящее время основную массу научно-технических специалистов по-прежнему составляют инженерные кадры, однако к ней необходимо отнести учёных в области технических наук, а также профессорско-преподавательский состав высшей технической школы, т.е. преподавателей технических дисциплин, которые одновременно ведут научные исследования и осуществляют подготовку новых научных специалистов, непосредственно участвуют в производстве и воспроизводстве научно-технических кадров.

Научно-технические специалисты, в идеале, – это особая социально-профессиональная и социокультурная группа, представляет собой определенную общность высокообразованных и культурных людей с необходимыми профессиональными, деловыми и духовно-нравственными качествами, занята в сфере материального и духовного производства научно-технической, инженерной, организационно-управленческой и педагогической деятельности.

Если говорить в целом, то научно-технические специалисты являются подлинными субъектами, творцами научно-технического прогресса, обеспечивают успешное развитие материального производства, научно-технического знания, новой техники и технологии, способствуют реализации, внедрению научно-технических, технологических, организационно-управленческих и технико-педагогических идей в общественную, производственную практику.

Место и роль научно-технических специалистов выражается и конкретизируется в определенных функциях.

Думается, что следует выделить и охарактеризовать главные функции этих специалистов: материально-производственную, технико-технологическую; научно-познавательную, креативную; организационно-производственную, социально-управленческую; социокультурную.

Материально-производственная, технико-технологическая функция

Данная функция выполняется непосредственно инженерно-техническими работниками, которые обслуживают сферу материального производства, способствуют превращению науки в непосредственную производительную силу общества, способствуют реализации, материализации, «овеществлению» научного знания, его внедрению в практику, создают материально-техническую базу производства, обеспечивают научно-технический, технологический и организационно-управленческий прогресс в сфере материального производства, активно воздействуют своими идеями, разработками, рекомендациями и предложениями на повышение и совершенствование уровня организации производства, производительности и эффективности труда работников производства и др. Инженерно-технические работники осуществляют техническую подготовку производства, которая представляет собой совокупность работ по созданию и внедрению в производство новых и совершенствованию ранее освоенных видов продукции и технологических процессов.

Техническая подготовка включает в себя такие стадии, как техническое задание (изучение имеющихся конструкций и патентов, определение основных параметров машины и предъявляемых к ней технико-экономических требований), техническое предложение (разработка принципиальной схемы машины, определение технических характеристик и пр.), эскизный проект (разработка кинематических, электрических, гидравлических схем машины, определение себестоимости и ожидаемого экономического эффекта и пр.), технический проект (подготовка чертежей и расчеты на прочность агрегатов и узлов, экономическое обоснование конструкций и т.п.), разработка рабочей документации (разработка рабочих чертежей на её детали, корректировка рабочих чертежей, рекомендации по эксплуатации и др.).

Инженерно-технические работники разрабатывают перспективные планы по оценке и внедрению достижений научно-технического прогресса в практику, включающие в себя:

- прогнозирование развития научно-технического прогресса на предприятии и непосредственно в области специализации инженера;

- разработку и осуществление перспективных планов повышения научно-технического уровня продукции, организации производства и управления;

- разработку и осуществление перспективных планов социально-экономического развития коллектива;

- техническую (конструкторскую и технологическую) подготовку производства новых видов продукции.

Технико-технологическая функция инженерно-технических специалистов связана с разработкой научно-технических идей, их реализацией при проектировании, конструировании и эксплуатации технических средств, осуществлением технологических процессов, проведением научных исследований. Сюда также входит техническое обслуживание сложной техники, капитальный ремонт с заменой отдельных узлов технологического оборудования, устранение последствий различных аварий технического характера.

Инженерно-технические работники осуществляют техническую модернизацию, техническое перевооружение и технологическое переоснащение для подготовки производства к выпуску новой продукции или повышения её качества и конкурентоспособности.

Инженерное обслуживание текущего производства включает в себя:

- инженерную проработку управляющих решений, принимаемых администрацией предприятия;

- размещение производственного процесса в пространстве и синхронизацию его во времени в ходе организационного, технического и технологического проектирования;

- научную организацию труда рабочих и инженерно-технических работников, его нормирование, оплату и стимулирование;

- контроль за качеством продукции, соблюдением стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, противопожарной техники и т.д.;

- инженерный контроль за эксплуатацией, обеспечением и обслуживанием производственных машинных систем и оборудования, в том числе систем управления, их ремонт и наладку.

Научно-технические специалисты разрабатывают, внедряют, обслуживают и совершенствуют компьютерную технику, информационные технологии, средства телекоммуникации и связи во всех сферах общества.

Научно-познавательная, креативная, функция

Понятно, что исследовательский, креативный (творческий) момент, в принципе, должен обязательно присутствовать у инженерно-технических специалистов, следовательно, быть сквозным элементом в выполнении ими материально-производственной, технико-технологической и других функций, однако на практике, как уже отмечалось, они преимущественно заняты далеко не творческой, текущей и даже рутинной работой.

В силу этого указанная функция выполняется учёными технического профиля, представителями технической науки, которые просто призваны производить новое научно-техническое, технологическое и инженерное знание.

Научно-исследовательская деятельность учёных технического профиля крайне сложна, многообразна и многофункциональна, в неё включаются следующие основные виды занятий:

1. Собственно научно-исследовательская, творческая и когнитивная, поисковая и прогностическая деятельность, которая является главной и направлена на решение различных технико-технологических проблем, на производство, приращение научно-технического знания.

2. Методологическая деятельность, направленная на разработку методологии, инструментария средств, принципов и процедур технического познания, другими словами, призвана решать методологические проблемы технических наук.

3. Научно-информационная деятельность, которая ориентирована на поиск необходимой информации, она предполагает отбор, систематизацию, хранение, размножение и распространение новой информации, нового научного знания.

4. Научно-организационная деятельность, связанная с организацией, рационализацией и оптимизацией труда учёных технического профиля.

5. Воспроизводящая деятельность, цель и назначение которой – производство, подготовка, переподготовка, воспроизводство научно-технических кадров. Конечно, главную роль здесь играют кафедры технических наук вузов, преподаватели технических дисциплин.

Однако, как уже отмечалось, главное назначение научно-познавательной функции учёных технического профиля – решение технико-технологических проблем, исследование техники, технологии и инженерной деятельности, генерация новых технических идей, гипотез и теорий нового технического знания, которое является важнейшим источником научно-технического прогресса. Но следует особо подчеркнуть, что техническое знание должно быть сопряжено с идеями гуманизма, с социально-гуманитарным знанием, должно способствовать гуманизации техники, технологии, инженерной деятельности и техносферы.

Организационно-производственная, социально-управленческая функция

Инженерно-технические специалисты в сфере материального производства заняты не только сугубо инженерной, технико-технологической, но и организационно-управленческой деятельностью, многие из них являются организаторами производства, руководителями самого различного ранга, прямо и непосредственно работают с людьми, выполняют социально-управленческую функцию. Здесь важно подчеркнуть, что наибольший удельный вес делового, управленческого общения приходится на руководителей низового и среднего звена.

Таким образом, организаторы, руководители материального производства должны обладать гуманитарно-управленческой культурой, которая представляет собой интегральную, качественную характеристику социального управления, уровня овладения руководителями управленческой гуманитарологией и технологией, способ и меру гуманитарного «окультуривания» управленческой деятельности, организации труда и производственной среды.

В целостной гуманитарно-управленческой культуре можно выделить такие основные элементы, как культура мышления, обществоведческая культура, культура чувств и эмоций, языковая культура, культура общения и поведения, психолого-педагогическая культура, организационная и телесно-физическая культура.

К сожалению, в зарубежной и отечественной управленческой практике до сих пор господствуют сугубый прагматизм, техницизм и технократическое мышление, хотя сейчас становится всё очевиднее, что гуманитарно-управленческая культура организаторов современного производства и «управленцев» является важнейшим показателем (критерием) их профессионализма и компетентности, в значительной мере определяет их успех и карьеру.

 

Социокультурная функци.

Она определяется принадлежностью научно-технических специалистов к специфической культуре, научно-технической культуре, которую они распространяют в обществе, посредством которой формируют технико-технологическое, инженерное отношение человека к миру, свое видение мира и места в нем человека.

Если говорить вкратце, то научно-технические специалисты формируют в массовом сознании определенную научную картину мира, осуществляют распространение научно-технического знания во все сферы жизнедеятельности людей, формируют у них специфическую техническую, компьютерную и информационно-технологическую культуру.

Однако помимо положительных моментов они порой распространяют дегуманизированные, «обезличенные», сциентистские и технократические ценностные ориентации и установки. Кроме того, средства массовой индустрии, Интернет способны породить у людей компьютерную, виртуальную зависимость, виртуальную преступность (хакерство, незаконную деятельность в сфере программного обеспечения, распространение порнорекламы и т.д.). Вседозволенность, отсутствие цензуры в сети Интернета ведет к тому, что в сети легко найти опасную информацию (такую, например, как рецепт приготовления в домашних условиях взрывчатки, программы различных сект, детскую порнографию и пр.).

В силу всего этого многие деятели культуры, ученые и политики резонно говорят о необходимости введения строгой цензуры на информацию. Думается, что научно-технические специалисты призваны внести свою заметную лепту в осуществление контрольно-цензурной функции культуры в современном обществе с целью обеспечения информационной безопасности граждан страны.

Научно-технические специалисты в своей деятельности обязаны учитывать её аксиологические, антропологические и социальные аспекты, осуществлять критическо-рефлексивный подход к созданию новой техники и технологии, производить гуманитарную диагностику и экспертизу.

Итак, поскольку внедрение новой техники и технологии, инновационных научно-исследовательских разработок в различные сферы общественной жизни приводят к изменению не только машинно-технической базы общества и технико-технологических условий жизнедеятельности людей, но и к изменению их социокультурного пространства, то современная научно-техническая деятельность приобретает социальные, культурные и гуманитарные основания, и становится, таким образом, социотехнической. С этих позиций социокультурная функция научно-технических специалистов заключается в гуманизации современного производства, техники, технологии, инженерии, управления, деловых, служебных отношений и технического образования.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Современный инженер: кто он такой?

2. Когда возникла инженерная профессия?

3. В чем заключается специфика инженерной деятельности? Какие основные этапы можно выделить в инженерной деятельности?

4. Каковы особенности инженерного мышления?

5. В чем заключается специфика инженерного творчества?

6. В чём заключается кризис современной инженерии?

7. Что такое социотехническое проектирование? Какова его роль в преодолении кризиса инженерной деятельности?

8. Каковы особенности технических наук? Какая существует связь между техническими, естественными и социально-гуманитарными науками?

9. Чем отличается техническая теория от теории физической?

10. Какие методы используют технические науки?

11. Какое значение имеют технические науки для развития техники и инженерии?

12. Каковы место и роль научно-технического специалиста в современном обществе?

13. Каковы основные функции современных научно-технических специалистов?

14. Каково содержание материально-производственной, технико-технологической функции инженерно-технических работников?

15. Каково содержание организационно-производственной, социально-управленческой функции инженерно-технических работников?

16. Каково содержание социокультурной функции научно-технических специалистов?

 

Список литературы

 

1. Научно-технический прогресс: словарь. М., 1987. – Ст.: «Инженер», «Инженерная деятельность», «Творчество научно-техническое».

2. Белозерцев В.И., Сазонов Я.В. Философские проблемы развития технических наук.- Саратов, 1983.

3. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать, История инженерной профессии и её роль в современной культуре. - М.,1987.

4. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: учеб. пособие. М., 1998 – Гл. 5.

5. Крыштановская О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы. - М., 1989.

6. Орешников И.М. Гуманитарная культура и инженер. Уфа, 1992.– Гл. 2.

7. Орешников И.М. Философия науки и техники: учеб. пособие для аспирантов. - Уфа, 1999. – Гл. 3.

8. Философия техники: история и современность. - М., 1997. – Гл. 5.

8. Шаповалов Е.А. Общество и инженер. Философско-социологические проблемы инженерной деятельности.- Л.,1984.

 

Глава 3. Техника, технология и инженерная деятельность в свете гуманитарной культуры

ХХI век должен быть веком гуманитарной

культуры, или его не будет совсем.

 

Академик Д.С.Лихачев

 

 

 

Ушедший XX век - это век одновременно разума и безумия, «блеска и нищеты», возвышения и падения человечества, время беспрецендентного развития производительных сил и научно-технического прогресса, но и небывалого насилия, агрессии, жестокости и терроризма, двух мировых войн, ряда тоталитарных режимов, различных социальных коллизий, этнических и религиозных конфликтов, всевозможных человеческих драм и трагедий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.