Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новое царство. Эпоха великих храмов




Эпоха Нового царства(XVI–XI вв.) – период наивысшего военного могущества Египта. Борьба за освобождение страны от гиксосов привела к созданию сильной армии, и эту армию фараоны использовали для завоевательных походов. Раньше египтяне в основном совершали кратковременные приграничные походы для того, чтобы захватить у кочевников скот и рабов. Теперь они прочно захватили большую часть Нубии на юге, а на северо-востоке – Палестину и приморскую часть Сирии. Западная граница египетской империи проходила по реке Евфрат. Дальнейшее продвижение египтян на север было остановлено государством Хеттов, сложившимся в Малой Азии. Тем не менее, Египет стал ведущей державой мира. В страну хлынул поток золота, рабов, ежегодной дани от покоренных народов.

Экономика. Главной особенностью эпохи стало более широкое применение труда рабов. Ими владели и значительное число простых египтян. Положение рабов было разным. Одни использовались на изнурительных работах в каменоломнях, другие составляли личную охрану фараона и гарнизоны пограничных крепостей. В хозяйствах мелких землевладельцев и ремесленников рабство носило патриархальный характер, когда рабы жили и работали вместе с членами семьи своего хозяина. В царском и в храмовом хозяйствах рабы обычно получали участок земли и необходимые орудия труда и были обязаны сдавать строго определенную часть урожая. Очень часто положение рабов мало отличалось от положения свободных крестьян–арендаторов. На протяжении пяти столетий экономика Нового царства работала стабильно. В источниках нет сообщений о голодных годах и связанных с ними социальных потрясениях.

Политическая ситуация. Военные успехи способствовали увеличению реальной власти фараона, опиравшегося на постоянную и преданную ему лично армию. Однако эта власть не стала безграничной. Фараоны были вынуждены считаться с различными политическими и социальными силами.

Наиболее необычным в общественно-политической истории Нового царства является правление фараона-реформатора Аменхотепа IV (Эхн-Атона). Он столкнулся с сильно возросшим экономическим и политическим могуществом жрецов бога Амона-Ра. Это божество представляло собой объединенный культ бога Ра и фиванского бога Амона, особо почитаемого на юге. Фивы оставались столицей Нового царства, что способствовало росту могущества фиванских жрецов Амона-Ра.

Около 1348 г. Аменхотеп провел религиозную реформу с целью подрыва этого могущества. Фараон ввел единый государственный культ солнечного диска – Атона. Он взял себе новое имя Эхн-Атон («полезный Атону») и основал новую столицу Ахет-Атон (совр. Эль Амарна).

Нельзя с уверенностью утверждать, что Эхнатон считал Атона единственным истинным богом и поэтому его нельзя назвать последовательным сторонником монотеизма. Запретить многобожье в Египте, где каждый ном почитал десятки местных богов, было просто нереальной задачей. Скорее всего, фараон лишь избрал из многих богов одного в качестве главного официального божества, отказав в государственной поддержке другим. Храмы других богов не были уничтожены, но служение им не поощрялось, причем это касалось прежде всего культа Амона. После смерти Эхнатона жрецы Амона восстановили старый порядок, опиравшийся на силу традиции.

В дальнейшем фараоны и фиванские жрецы ладили друг с другом, обеспечивая тем самым стабильность в стране. Тем не менее, после Эхнатона фараоны редко жили в Фивах, предпочитая северный Мемфис, где они покровительствовали его главному богу Птаху. В итоге во второй половине Нового царства Амон разделил свою роль верховного божества с Ра, Птахом и Сетом. Эти религиозные новации отражали соперничество между северной и южной частями страны, которое в конце концов способствовало распаду Нового царства в XI в.

Архитектура. Однако в период единства страны ограбление покоренных народов дало возможность фараонам Нового царства развернуть строительство дворцов, храмов и богатых погребальных комплексов, которые по своим трудозатратам приближались к постройке пирамид Древнего царства. Архитектурные сооружения эпохи Нового царства представлены огромными храмовыми и дворцовыми комплексами, создававшимися по всей стране. Наиболее масштабным было строительство в районе Фив.

Карнак (др. егип. Ипет Сут – «самое совершенное место»). Самым крупным являлся храмовый комплекс в Карнаке. Его центром является «Дом Амона», который окружен храмами менее значительных богов. Храм Амона первоначально состоял из следующих элементов: входные пилоны, открытый колонный двор (перистиль, «пери» – вокруг), крытый колонный зал (гипостиль), святилище.

Наибольшее впечатление производит крытый колонный (гипостильный) зал. Зал имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину и насчитывает 144 колонны. Они воспроизводят первозданные заросли тростника, в которых родилось на свет солнечное божество. Двенадцать колонн среднего прохода самые высокие (19,5 м), с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей папируса. Стволы колонн покрыты великолепными рельефами и были отделаны листами золота. Колонны поддерживали перекрытие второго этажа, где находилось святилище. На потолке святилища было изображено небо со звездами – копия реального небосвода.

Храм – это каменный символ мира. Нижняя часть символизирует землю, из которой поднимаются растения (папирус, лотос и пальма в виде колонн); потолок – небосвод и поэтому украшен звездами.

Со временем многие правители Нового царства строили новые пилоны, дворы и залы, усложняя храмовый комплекс Карнака.

Фараоны Нового царства приказывали хоронить себя в спрятанной от глаз Долине царей, в высеченных глубоко в скалах погребальных комплексах, вход в которые маскировался. Так они надеялись уберечь свои могилы от грабителей. Для отправления заупокойных обрядов на берегу Нила фараоны строили себе специальные поминальные храмы. Наиболее известными являются террасный храм царицы Хатшепсут (в местечке Дейр эль Бахри) и скальный храм фараона Рамзеса II (в Абу-Симбеле).

Особый этап в развитии скульптуры и живописи связан с Эхнатоном, который поощрял отход от канонов. Этот отход порой приобретал мало объяснимые формы, что проявилось в серии почти уродливых изображений царя и его семьи. Но в это же время были созданы изящные скульптурные портреты его жены Нефертити, ставшие своего рода символом Древнего Египта для Европы.

Прикладное искусство в наиболее яркой форме представлено находками в гробнице фараона Тутанх-Амона, который вошел в историю в связи с тем, что именно его гробница не была разграблена в древности, и в 1922 г. ее открыл английский археолог Г. Картер. Там найдены прекрасные изделия из золота, ценных пород дерева, полудрагоценных камней.

Кризис Нового царства. К концу второго тысячелетия Египет переживает экономические и политические трудности: сокращения уровня подъема воды в Ниле, участившиеся набеги кочевников, обострившееся соперничество между южными и северными районами. Все это привело к закату Нового царства.

В 1-м тыс. Египет утрачивает свою роль лидера цивилизованного мира и великой военной державы. Напротив, он сам становится объектом завоевательных походов. В 671 г. сюда приходят ассирийцы и грабят страну, разрушая многие дворцы и храмы. Их потом выгоняют, но в 525 г. в страну приходят персы. В 332 г. Александр Македонский изгоняет персов и начинается эллинистический период в истории Египта, когда правит им греческая династия Птолемеев. В 30 г. до н. э. Рим завоевывает Египет, и последняя царица из птолемеевской династии Клеопатра кончает жизнь самоубийством. Римляне также разоряют многие египетские города, прежде всего Фивы. Но еще более сильный удар наносит культуре Древнего Египта христианство. Как только христианство стало господствующей религией в Римской империи (III–IV вв. н. э.), так начинается систематическое уничтожение языческой культуры. Тонны ценнейших папирусов сжигаются в печах, разрушаются храмы. В VII в. в Египет пришли арабы. Культура древнего Египта была окончательно забыта вплоть до Нового времени.

 

Глава 4. Культура Древней Греции

 

В 1-м тыс. до н. э. лидером мирового культурного развития становятся города-государства, возникшие на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии. Их населяют греческие племена дорийцев, ионийцев и эолийцев, которые создают так называемую античную цивилизацию Древней Греции.

Эта цивилизация возникла не на пустом месте. Ее предшественницей была Эгейская культура, существовавшая на берегах и островах Эгейского моря во 2-м тыс. до н. э. в нескольких локальных вариантах: критская (минойская), микенская, кикладская, троянская.

В первой половине 2-го тыс. наиболее важную роль играл остров Крит, центром которого являлся город Кносс. По преданию, Кносский дворец был построен царем Миносом, сыном бога Зевса и финикийской царевны Европы. Дворец представлял собой сложный комплекс каменных сооружений, отличавшихся изяществом и пропорциональностью. Стены дворца были расписаны великолепными фресками. Высокого уровня достигла критская керамика, покрытая геометрическим и растительным орнаментом, а также изображениями представителей морской фауны. В середине 2-го тыс. критская цивилизация приходит в упадок после сильного землетрясения (около 1470 г.)

Вскоре Крит завоевали ахейцы, племена первой миграционной волны греков, которые ранее заселили полуостров Пелопоннес. Главным городом ахейцев были Микены. Ахейцы многое восприняли из культуры Крита и стали самым развитым в культурном отношении регионом Европы второй половины 2-го тыс. Однако в XII в. ахейские города приходят в упадок в результате неблагоприятных изменений природных условий и вторжения дорийских племен, разрушивших ахейские города.

О культуре ахейцев можно судить по раскопкам городов Микены и Тиринф, а также по греческим мифам и поэмам Гомера. В «Одиссее» есть сведения об образе жизни ахейцев. В «Илиаде» описан поход ахейцев во главе с микенским царем Агамемноном против Трои (Илиона), богатого торгового города на малоазийском берегу Эгейского моря. Раскопки показали, что около 1260 г. до н. э. Троя была разрушена после долгой осады. Тем самым греческие предания о Троянской войне получили подтверждение.

После этих событий и происходит заселение юга Балкан новыми греческими пастушескими племенами, которые пришли с севера Балканского полуострова. В XI–IX вв. дорийцы вместе с ионийцами и эолийцами медленно осваивают часть культурного наследия Эгейского мира, а затем быстрыми темпами создают собственную высокую культуру.

В истории развития этой культуры выделяют три периода: архаический (VIII–VI вв.), классический (V–IV вв.), эллинистический (323–30 гг. до н. э.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.