Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоха эллинизма




Как уже отмечалось, во 2-й половине V в. греческие полисы оказались втянутыми в длительную Пелопонесскую войну – борьбу между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции. Война ослабила все полисы не только экономически, но и политически. Прежней коллективистской морали и полисному патриотизму был нанесен серьезный ущерб.

Ослаблением Греции воспользовалась Македония. Она побудила полисы войти в федеративный союз, в котором Македония доминировала. Целью союза стала наступательная война против персов. В 334 г. армия молодого царя Македонии Александра пересекла Дарданеллы и вдоль берега Средиземного моря дошла до Египта. Здесь Александра встретили как освободителя от персидского ига, и он основал первый город в свою честь – Александрию. В октябре 331 г. Александр вступил в Вавилон, затем взял Персеполь, столицу Персии и провозгласил себя царем всей Персидской империи. В 323 г. Александр умер в Вавилоне, столице своей империи. Империю поделили полководцы. Птолемей основал династию Птолемеев в Египте. Селевк утвердился в Сирии и Месопотамии, создав династию Селевкидов.

Грекам удалось надолго удержаться на Востоке, поскольку полководцы Александра видели в завоеванных территориях не колонии Греции, а часть единого цивилизованного мира. Они взяли курс на привлечение на свою сторону местной элиты, проявили уважение к местным религиозным культам, создали политический строй – эллинистическую монархию, которая отличалась от восточной деспотии большей гибкостью и умеренностью.

В результате возник период активного взаимодействия греческой культуры и культуры стран Ближнего Востока, который называют эпохой эллинизма (III–I вв. до н.э.).

Архитектура. Характерная черта эпохи – развитие городов. Новые города строили греческие архитекторы. Города имели прямоугольную планировку, широкие улицы, продуманную систему канализации и водоснабжения. В них строились театры, гимнасии, административные здания. Храмы строили преимущественно в ионическом стиле. Зодчий Гермоген создал новую архитектурную форму – псевдодиптер: храм, обнесенный двойной колоннадой, внутренний ряд колонн которой до половины скрыт в стене. Сострат из Книда в 280 г. построил вознесенный на 120 м морской маяк на острове Фарос близ Александрии. Александрийский маяк считался одним из семи чудес света, действовал около тысячи лет и был разрушен землетрясением.

Скульптура. Человек еще в большей степени стал центральным объектом творчества. Если в период классики скульпторы стремились создать идеальный, совершенный, образ человека, то теперь создаются реалистическиепортреты современников. Складывается патетический стиль, для которого характерна передача сильных страстей и эмоций человека. Стиль ярко проявляется в скульптуре, созданной на площади в Пергаме (столица одноименного царства в Малой Азии) в честь победы над кельтами-галатами. Особой силы исполнена скульптурная группа, изобразившая вождя галатов, убившего жену и готовившегося убить себя, чтобы избежать позорного плена. В патетическом стиле выполнен скульптурный фриз Пергамского алтаря, сооруженного в честь Зевса и Афины. На фризе изображена битва олимпийских богов с крылатыми гигантами. В этом стиле исполнена мраморная статуя Ники на фронтоне храма в Самофракии. Продолжали жить и традиции поиска идеала женской красоты. Такова статуя Афродиты с острова Мелос.

Технические возможности позволяли осуществлять гигантские проекты. Гигантомания – отличительная черта эпохи эллинизма. Так, скульптор Харет создал Колосса Родосского, огромную позолоченную фигуру Гелиоса, поставленного перед входом в порт. Греки признали ее одним из чудес света.

Театр стал просто развлечением, лишенным глубоких общественных идей. Ведущий жанр – бытовая комедия, созданная Менандром. Она достоверно показывает реальные ситуации, которые имеют счастливый конец.

Литература. Поэты этой эпохи записали творения великих мастеров древности, в частности гомеровский эпос, и создали новые жанры: краткие эпиграммы (Каллимах), жанр идиллий (Феокрит). Развиваются прозаические повести и романы. Известна утопическая повесть Ямбула «Государство Солнца», в которой описана жизнь людей в государстве, где все равны, лишены частной собственности и по очереди служат друг другу.

Наука. Характерная черта эпохи – взлет науки, который произошел в результате объединения знаний, накопленных в Греции и на Востоке. Самый крупный центр знаний был создан Птолемеями в Александрии. Здесь существовал Мусейон – целый квартал, в котором были огромный зал для собраний ученых, библиотека, насчитывавшая до 700 тыс. томов, ботанический сад, зоопарк, хирургические лаборатории и астрономические обсерватории. Прекрасные условия для работы, а также пенсии, которые платили здесь ученым, привлекли в Александрию множество ученых. Результат этого творческого содружества был огромным. В Александрии развернул свою деятельность математик Евклид, автор трактата «Начала», в течение столетий остававшегося учебным пособием по геометрии. Астроном Аристарх Самосский выдвинул гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца. Географ Эратосфен утверждал, что Земля круглая. Эвдем писал историю математики и астрономии, Феофраст написал трактаты «История растений» и «Физиология растений», положившие начало ботанике. Стратон дал начало экспериментальной физике. Астроном Гиппарх из Никеи составил каталог из 900 небесных светил, уточнил расстояние от Земли до Луны и массу Земли, ввел понятия долготы и широты. Во второй половине III в. до н. э. в Сиракузах работал Архимед, создавший основы теоретической механики и гидростатики, геометрии и тригонометрии. Он состоял в оживленной переписке с учеными в Александрии.

Подлинным чудом являлась Александрийская библиотека, хранившая около полумиллиона папирусов и манускриптов. Поэт Каллимах составил «Каталог писателей во всех областях образованности и трудов, которые они сочинили». В этот стотомный каталог были занесены произведения научной и художественной греческой литературы, также книги писателей на других языках (египетские, халдейские, иудейские), составлявшие основной фонд библиотеки. Это самое знаменитое хранилище книг и рукописей сильно пострадало от пожара в 47 г. до н. э. во время осады Александрии Юлием Цезарем. Оставшиеся книги были сожжены уже в более позднее время христианскими фанатиками, боровшимися с языческими памятниками.

Культура эпохи эллинизма стала базой для развития культуры Римской империи, которая стала формироваться во II–I вв. до н. э. как раз в зоне эллинистического мира. А культура Римской империи в свою очередь стала основой для развития культуры европейских государств в эпоху средневековья.

Передача культурного наследия следующим поколениям явилось общей чертой для всех регионов Древнего мира. Наследие было богатым и плодотворным. Можно сказать, что цивилизации Древнего мира во многом предопределили развитие культуры человечества в последующие эпохи.

 

 

Оглавление

 

Введение........................................................................................................... 3

Глава 1. Культура первобытного общества.................................................. 4

1.1. Антропогенез. Происхождение человека разумного............................. 4

1.2. Культура каменного века…………………………….……….................. 9

1.2.1. Общая характеристика каменного века.............................................. 9

1.2.2. Первобытное искусство: функции и формы...................................... 10

1.2.3. Первобытная религия: функции и формы......................................... 13

1.2.4. Мифология.......................................................................................... 18

1.2.5. Род, семья, племя................................................................................ 19

Глава 2. Культура Древнего Шумера......................................................... 21

2.1. Ирригационное земледелие как основа цивилизации......................... 22

2.2. Общественный строй............................................................................. 23

2.3. Духовная культура................................................................................. 26

Глава 3. Культура Древнего Египта........................................................... 31

3.1. Раннее царство....................................................................................... 32

3.2. Древнее царство. Эпоха великих пирамид.......................................... 34

3.3. Среднее царство. Золотой век литературы.......................................... 41

3.4. Новое царство. Эпоха великих храмов............................................... 44

Глава 4. Культура Древней Греции............................................................ 48

4.1. Греческий полис. Становление демократии......................................... 49

4.2. Духовная культура: от архаики к классике......................................... 55

4.3. Эпоха эллинизма................................................................................... 69


[1] О сущности магии см. на с. 13.

[2] Работы по орошению и осушению земель называют мелиорацией. Это понятие более полно отражает характер работ, проводимых шумерами.

 

 

[3] Первым был объявлен живым богом правитель Ура Нарам-Суэн (2236–2200). Это произошло по решению народного собрания, что уже говорит фактически о почетном звании, а не о реальном признании его таковым. Тем не менее любой правитель области должен был теперь на своей печати именовать себя так: "Бог Нарам-Суэн, царь четырех стран света, бог Аккаде, я – такой-то, энси такого-то города, твой раб".

[4] Возможно, что Нармер и Менес были разными правителями.

[5] Отметьте близость шумерского и египетского канонов.

[6] Существуют разные датировки Древнего, Среднего и Нового царств.

[7] Правителей Египта обычно называют фараонами. Этот термин появился в результате искажения названия «Большой дом» (Пер-О). Так именовался дворец правителя, а в эпоху Нового царства термин вошел в титул правителя как одно из его имен. Вероятно для того, чтобы иносказательно именовать правителя, поскольку его личное имя было священным и не могло употребляться в просторечии.

[8] В 1990-е гг. группа археологов построила по технологии древних египтян небольшую пирамиду. Оказалось, что команда в 10–12 человек, используя спиралевидный уклон и жидкую грязь, способна тащить 2,5-тонные блоки известняка высоко вверх. По подсчетам археологов для строительства пирамиды было достаточно всего 10 тыс. человек, а не 100 тыс., как писал греческий историк Геродот.

[9] Обычай мумификации возник из наблюдений за телами умерших. В сухом песке они долго сохранялись без всяких усилий. Египтяне также знали, что если из тела удалить внутренности, (что делалось на каждой охоте после убийства животных), то степень сохранности тела резко возрастала. Затем труп стали выдерживать в соляном растворе, заливать медом, оборачивать пеленами, пропитанными камфорным и можжевеловым маслами, покрывать пчелиным воском для защиты от влаги и т. п. Такое тело в плотно закрытом, месте с неизменной температурой могло храниться веками.

 

[10] Жрецы Мемфиса считали первотворцом Птаха, который был и первобытной водой, и почкой, и носителем мирового разума, породил Атума и все сущее на земле.

[11] Темпера (итал. tempera, от temperare – смешивать краски), живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии – натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т. д.).

 

[12] Территория современного Ливана.

[13] В VI–V вв. представления шли только во время Дионисий, т. е. раз в год конце марта. С конца V в. представления стали ставить и в дни другого праздника в честь Диониса, в январе (Ленеи).

[14] Единственная сохранившаяся комедия Менандра – «Мизантроп».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.