КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философское учение Дж. Бруно. Натуралистический и гуманистический пафос философии Возраждения
Гуманистическая философия эпохи Возрождения в историко-философском смысле представляла собой поворот европейской философской мысли от онтологической проблематики к антропологической (этической, социально-политической, проч.). Радикальное переосмысление средневековой картины мира произошло уже в рамках ренессансного неоплатонизма, становление которого обозначило собой возврат философской мысли Возрождения к рассмотрению онтологической проблематики, но возврат уже на новом качественном уровне, исходивший из новых мировоззренческих позиций - установок, отличных от установок схоластической философии. Ренессансный неоплатонизм явился высшим результатом развития философской мысли Возрождения; в нем наиболее полно и глубоко воплотились главные тенденции и особенности ренессансной философии - ее гуманистический пафос, стихийная диалектика, острое чувство красоты и величия Природы; в конечном счете, в контексте неоплатонизма и сформировалась та новая, отличная от средневековой картина мира, которая по праву характеризует философию эпохи Возрождения как специфический этап в становлении философской мысли Западной Европы.Крупнейшими представителями идеологии ренессансного неоплатонизма были Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандолла, Джордано Бруно. Творчество каждого из этих мыслителей представляет собой отдельный период в развитии этой философской идеологии. Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: 1) Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; 2) Вселенная не имеет центра и бесконечна; 3) Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); 4) звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; 5) число миров во Вселенной бесконечно; 6) все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; 7) не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое. Вопреки расхожим мнениям, Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной. До него такие идеи принадлежали Античным атомистам, эпикурейцам, Николаю Кузанскому. Джордано Бруно опираясь на их работы и на свои собственные изыскания впервые СОЗДАЕТ СИСТЕМУ, в которой бесконечность Вселенной и множественность миров выходят на первую позицию. Именно это является его важнейшим вкладом в мировую философскую мысль. Проведя подобную работу, Д.Бруно становится одним из основоположников мирового КОСМИЗМА, как мировоззрения, рассматривающего космос в единстве различных его аспектов. Пантеистическая философия природы: Бог во всем, он тождествен природе. Проблема бесконечности мира, его динамическое единство и вечность. Основа – единое, материя - неразвернутая причинность сущего. В едином - внутренняя способность материи быть формой всех форм. «Душа мира» удерживает мир в единстве и разнообразии, господствует над материей, всеобщий разум, формирует материю изнутри. Материя не может существовать без формы, форма - внутренняя сторона материи. Материя - причина, возможность. Противоречивое единство: единое бесконечно, многосторонность и множественность единого. Космос состоит из дискретных частиц - атомов. Движение тождественно материи, природа - это мировая душа. Движение - внутренний принцип природы, Но целое неподвижно, нет внешнего источника движения. Цель разума - проникновение в глубину явлений. Закон природы - её божественность. Познание бесконечно, т.к. бесконечен его предмет. Познание: восприятие -> представление -> обработка разумом. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г. Пантеи́зм — учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющееВселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).
25. Утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы. Социально – политические взгяды Н.Макиавелли. Утопия - есть неосуществимая мечта, в которой выражаются различные идеалы общества и устремления. Во всех утопиях проходит мысль, что в будущем человечество не будет знать деления на расы. Люди будут говорить на одном языке и будут иметь общие интересы. Первые представления об утопии связаны с именами Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Теории Мора и Кампанеллы предполагают возможность построения совершенного общества на базе не только существующих орудий и форм производства, но и общественных отношений. 1)Утопия Томаса Мора. “Утопия”. Книга написана в популярном в то время жанре “рассказа путешественника”. Мореплаватель рассказывает автору и другим лицам о различных народах и странах, в том числе об острове Утопии. В первой части сочинения Мор резко критикует огораживания кровавое законодательство современной ему Англии. Порицая бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор ставит вопрос о причинах преступности. Основная причина всех пороков и бедствий, считал Мор, – частная собственность, из-за которой возникают противоречия интересов личности и общества, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты; она порождает преступления. Автор “Утопии” одним из первых подчеркнул и то, что сложность и запутанность законодательства отвечают интересам богачей и направлены против трудящихся. Уже сами условия жизни простого народа, его положение не дают возможности разобраться в сложном законодательстве, истолковать и понять его запутанные положения. Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопии общее имущество и всеобщая обязательность труда; это коренным образом отличает их общественный и политический строй от других государств. Утопия – своеобразная федерация 54 городов. Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Должностные лица в Утопии выборные. Органы власти Утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием. Должностные лица избираются из среды ученых. В Утопии существует терпимость к различным религиозным течениям. Государство стремится обойтись без запретов, ограничивающих свободу граждан. 2)Утопия Томаззо Кампанеллы -”Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог” была написана на латыни в тюрьме. И на этой утопии лежит отпечаток своего времени, его мучений и проблем. На мрачном горизонте драматической жизни тогдашней Италии Государство Солнца появляется как светлое видение. Где-то в Индийском океане, в некоей неизвестной земле возвышается гора, на которой построен прекрасный лучезарный город. Стены его украшены чудесной и поучительной живописью, здания светлы и поместительны. Там воплотились заветные мечты о человеческом счастье, ибо там нет частной собственности и все построено на основе естественных законов природы. Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Город Солнца — теократическая республика, организованная по образцу монашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков. Во главе его стоит мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчинены три соправителя: Мощь, ведающий военным делом, Мудрость — познанием, науками, и Любовь — продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием. Они выбирают низших должностных лиц, носителей истинного знания, презирающих схоластику — ”мертвые знаки вещей”. В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. В этом государстве существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Источник человеческих зол — эгоизм. Автор видит возможность его искоренения, когда все члены общества равны во всех отношениях. Общие столовые, одинаковая одежда, общие дома, спальни и кровати... И если уж все общее, то должны быть и общие мужья и жены, общие дети. Женщины Города Солнца имеют те же права, что и мужчины, они могут заниматься и науками, и чем угодно. Они только освобождены от тяжелых форм труда. Кампанеллу интересует проблема выявления способностей человека, хотя решает он ее в фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть разгаданы через гороскоп. Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает на религию, но надеется на религию далеко не во всем. Он разработал ряд правовых и моральных санкций нерелигиозного характера, иногда весьма жестоких, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие от Мора, показывает обитателей своего государства способными взять в руки оружие не только для защиты от внешних нападений. Убить тирана — почетно. Изгнать вздорного и ничтожного монарха — человечно. 3)Николо Макиавелли – мыслитель, литератор (1469 -1527). Принцип – цель оправдывает средства. Движущей силой развития является интерес – собственность, приобретение. Люди дорожат собственность больше чем честью и почётом. Интересы сталкиваются и появляется классовая борьба (в основном имущественные интересы). Главная негативная роль класс собственников дворянства. Не имеют потребности трудится, праздно живут, доход с имений – люди зловредные во всяком обществе, нетерпимы, враг гражданственности. Другой враг церковь, причина того, почему Италия не целостное гос-во. Продолжая держать в несогласии Христианская религия – высшее благо в смирении, благо в душе – отказ от материальных благ. Провозглашение величия человека в смирении. Абстрактная идея античной республики – первая ступень развития установление монархии. Власть основана исключительно на силе. Монарх не должен останавливаться не перед чем. В литературной работе Борджиа «Государь» представлялся идеальный монарх кодекс правил которым он следовал: двурушничество, ложь, лицемерие, вероломство. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки — государство. Государство означает политическое состояние общества. Необходимость тех или иных форм правления Макиавелли выводит из задач, стоящих на политической повестке дня. Для объединения государства лучшей формой правления выступает монархия, но после объединения страны лучшей формой является республика. 26. Философия Ф.Бэкона. Теория познания. Учение об “ идолах”. Главные идеи бэконовской концепции: 1) идеал науки как силы, призванной изменить природу и человека; 2) характеристика человека - интерпретатора природы, вместо определения человека как разумного животного Истина - "дочь времени", а не "дочь авторитета". Истинное знание доступно изучению опытным путем, носит общественный характер и должно быть изложено ясным языком. Френсис Бэкон - первый философ, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе математического понимания природы. Естествознание – истинная наука, а физика, опирается на чувственный опыт – важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рационального метода. Главный труд – "Новый Органон". В этом произведении Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основан "Органон" Аристотеля. Бэкон различает 2 вида опытов: 1. "плодоносные" – цель – принесение непосредственной пользы человеку 2. "светоносные" – цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей Предпосылка преобразование науки – критика всей существующей схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения – индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Теория идолов. "Идолы и ложные понятия, сковавшие человеческий разум, пустив в нем глубокие корни, не только препятствуют поиску истины, но (даже если доступ к ней открыт) они продолжали бы вредить в процессе обновления наук, если бы люди, предупрежденные об этом, не боролись, насколько возможно". Различать идолы необходимо для освобождения от них. "Есть четыре вида идолов, осаждающих человеческий ум: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра. Конечно, наиболее надежный способ их удаления из человеческого ума заключался бы в наполнении последнего аксиомами и концептами, выработанными с помощью правильного метода, истинной индукции. Однако даже индивидуализация идолов - уже большой прогресс". 1. Идолы рода: Человеческий ум смешивает собственную природу с природой вещей, которую деформирует и искажает. Ум придумывает соответствия и отношения, которых в действительности нет. Человеческий ум, когда он находит какое-либо удобное или кажущееся верным или убедительным и приятным понятие, подгоняет все остальное так, чтобы подтвердить его и сделать тождественным с ним. Ум склонен с легкостью переносить качества одной вещи на другие предметы, которые этих свойств не имеют. 2. Идолы пещеры исходят от отдельного человека. Идолы пещеры берут свое происхождение из особой природы души и тела индивида, его воспитания и привычек или других случайностей. Так, например, может случиться, что некоторые привязываются душой к своим частным наблюдениям "или потому, что чувствуют себя их авторами-открывателями, или потому, что затратили на них весь свой ум и привыкли к ним". Основываясь на каком-либо сконструированном ими фрагменте знания, они экстраполируют его на философские системы. 3. Идолы площади, или рынка: идолы, зависящие от взаимных контактов человеческого рода. Связь между людьми осуществляется при помощи языка, но имена даются вещам в соответствии с разумением народа, и достаточно некритического и неадекватного применения слов, чтобы совершенно сбить с толку разум. Определения и объяснения, которыми часто пользуются ученые для самозащиты, также не способствуют восстановлению естественной связи разума и вещей. Слова насилуют разум, мешая рассуждению, увлекая людей бесчисленными противоречиями и неверными заключениями. Идолы площади, по мнению Бэкона, наиболее тяжкие из всех, потому что они внедрены в разум согласованием слов и имен. 4. Идолы театра проникли в человеческую душу с помощью различных философских доктрин из-за наихудших правил доказательства. Бэкон называет их идолами театра, считая "все философские системы сказками, предназначенными быть разыгранными на сцене, пригодными для создания выдуманных театральных миров". С баснями мы сталкиваемся не только в современных философских доктринах и "античных философских сектах", но и во "многих научных принципах и аксиомах, утвердившихся в силу традиции, слепой беспечной веры".
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |