Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика И. Канта. Критика практического разума




“Среди наших понятий... понятие нравственности важнейшее” Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы — вопросы теоретического разума — от вопроса практического разума: что я должен делать? «Критика практического разума», 1788. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще. Этика долга. Основная мысль: нравственный поступок – тот, который совершается не для достижения каких-либо целей, а только из осознания того, что я должен так поступить. (чистота морального мотива). Условный императив: если желаешь достичь такого-то результата, следует поступить так-то. Однако целесообразность не всегда совпадает с требованиями морали. (сами цели могут быть безнравственными, либо путь к ним). Поэтому условный императив Кантом отвергается. Единственно верным является категорический императив: человек должен сам осознанть необходимость (долженстование) определенных действий и сам понуждать себя к этому, исполнять свой долг безотносительно к каким-либо надеждам. Моральную способность “свободного самопринуждения” Кант называет добродетелью, а поступок, исходящий из такого умонастроения (из уважения к закону), — добродетельным (этическим) поступком.Существует множество хороших нравственных качеств, нравственных чувств, которые можно даже оценить как благородные, однако Кант снижает ценность добрых побуждений (сострадание, любовь к ближнему и т.д.) Он признает мотивы человеколюбия нравственными только при условии, что они не просто выражают психические склонности человека, а поставлены под контроль долга, определены моральным законом. Мораль – изначально данное разумом. Учение об автономии морали – человек сам предписывает себе закон действий. Однако закон действия по Канту должен быть таким, чтоб максима поступка могла в то же время стать принципом всеобщего законодательства. То есть, совершая какие-то поступки по своему долгу, мы должны сначала подумать, будет ли справедливо, если все в мире будут поступать так. Кроме того, у каждого человека должно быть априорное чувство – принцип уважения к моральному закону, то есть априорное понимание человеком того, что такое хорошо, а что такое плохо. Это некоторое измерение гуманного поведения.Принцип исключения между добрым и злым – Кант говорит о том, что всегда есть только один путь, отвечающий долгу, нельзя рассуждать о более или менее хороших поступках.Совесть – «внутреннее судилище», она появляется там, где голос разума замолкает, это субъективное ощущение, работа практического разума.Действуя по долгу, а не из стремления к счастью, мы сами собой придем к счастью человека, и человечества в целом. Мораль и Бог. Вопреки “Критике чистого разума”, где существование Бога и бессмертной души признано недоказуемым, Кант в этическом учении постулирует существование Бога — ради придания объективности нравственному закону. Упование на абсолютно справедливого творца, который создает всеправедный потусторонний миропорядок, где добродетели и пороку будет в конце концов воздано по заслугам, есть необходимый постулат практического разума, без которого нравственность психологически невозможна для людей. Однако совершение поступков по религиозным мотивам искажает чистоту нравственного мотива. Свобода и этика Свобода – промежуточное звено между моральным законом и волей человека. Есть 2 вида свободы: “положительная свобода”, при которой человек свободен только тогда, когда его действия определяются моральным законом (поступать согласно долгу), и, во-вторых, “нейтральная свобода”, человек имеет возможность выбора поступать в соответсвии с долгом или нет, и несет ответственность за свои действия. Положительная свобода ведет к воле, а нейтральная к своеволию – действиям согласно своим желаниям.Кант разделяет два мира: сфера свободной нравственности и природа, которая подчинена законам необходимости. Человек принадлежит одновременно обеим сферам. Однако свобода больше относится к миру нравственности. Морально свободные поступки имеют благость, которая ценится не в соответствии с действием, а в соответствии с намерением. Таким образом, свобода по Канту приравнивается к нравственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 2753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.