Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития современных международных отношений. 1945 г. – создание ООН с целью поддержания международного мира, безопасности и развития мирного сотрудничества между государствами

1945 г. – создание ООН с целью поддержания международного мира, безопасности и развития мирного сотрудничества между государствами.

1946 г. – Премьер-министр Великобритании У.Черчилль выступил в г. Фултон (США) с изложением основ «холодной войны».

Принципы «холодной войны»:

угроза применения силы; экономическая блокада; создание агрессивных блоков; гонка вооружений; психологическая война.

1947 г. – У.Черчилль выступил с проектом создания военного западно-европейского союза против СССР.

1949 г. – образование Организации Северо-атлантического договора (НАТО) – военно-политического блока капиталистических государств Запада. В его составе: США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия; в 1952 г. присоединились Греция и Турция; в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания. В конце 1990-х годов в состав НАТО вошли Польша, Венгрия, Чехия.

1955 г. – создание Организации Варшавского Договора (ОВД) – противовеса НАТО, оборонительного военно-политического союза европейских социалистических государств (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, в 1956 г. присоединилась ГДР)

1975 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, Хельсинки). Инициатива созыва совещания принадлежала СССР. Участники: 33 европейских государства (все, кроме Албании) + США и Канада.

По итогам работы был принят Заключительный акт СБСЕ, в котором отражены новые политические реалии:

1. Поворот от «холодной войны» к разрядке международной напряженности.

2. Признаны европейские границы, сложившиеся после окончания второй мировой войны.

3. Приняты принципы отношений между государствами – принципы Хельсинки:

- государства строят отношения между собой на основе соблюдения принципов суверенного равенства;

- взаимного отказа от применения силы или угрозы силой;

- нерушимости границ;

- территориальной целостности государств;

- мирного урегулирования споров;

- невмешательства во внутренние дела;

- уважения прав человека и основных свобод;

- равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой;

- сотрудничества между государствами;

- добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права.

4. Принято решение о развитии международного сотрудничества в гуманитарных областях. Это решение послужило основой для начала обсуждения проблемы прав человека и их нарушения.

Заключительный акт не является законом, обязывающим к исполнению, но это документ официальный и нормативный, которому следуют государства-участники в решении международных проблем. Страны-участницы СБСЕ договорились периодически рассматривать ход реализации принятых обязательств. После Хельсинки встречи в заданном формате стали регулярными, с перерывом в несколько лет. СБСЕ приобрело статус Хельсинкского процесса.

1990 г. – Встреча стран-участниц СБСЕ в Париже. Принятие Парижской хартии для новой Европы. В документе отражены основные изменения, происшедшие в мире и сформулированы новые задачи:

1. Провозглашено окончание «холодной войны».

2. Зафиксировано «крушение тоталитарных режимов в Европе».

3. Принято решение о сокращении обычных вооружений в Европе.

Во исполнение последнего решения СССР начал вывод ограниченной группы войск и вооружений с территории стран-участниц Организации Варшавского Договора: Польши, Венгрии, Чехословакии.

1991 г. – роспуск Организации Варшавского Договора. Здесь важно отметить, что с поворотом от «холодной войны» к разрядке международной напряженности, (т.е. с середины 1970-х годов), Восток и Запад выдвигали предложения об одновременном роспуске военно-политических блоков – НАТО и ОВД. Предложения нашли отражение в международных документах, официальной позиции СССР и США.

Однако после роспуска ОВД США и их союзники не вспоминают о своих обещаниях.

1991 г. 8 декабря – Образование Российской Федерации как самостоятельного государства и Содружества Независимых государств. «Беловежское соглашение».

1992 г., февраль – В Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств стран - участниц Европейского сообщества подписан Договор о Европейском Союзе (ЕС); вступил в силу 1 ноября 1993 г. В основе ЕС лежит Европейское объединение угля и стали, созданное в 1951 г. и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС или Общий рынок образован в 1957 г.). С 1967 г. по 1993 г. объединение именовалось Европейским сообществом.

Европейский Союз – политический и экономический союз государств, означающий проведение общей экономической, политической и внешнеполитической стратегии, политики в области безопасности и сотрудничества в социальной сфере.

Согласно Договору, вводится единое европейское гражданство, повышается роль наднациональных органов ЕС. Европейский Союз – высшая ступень европейской интеграции. В ЕС вошли 15 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Население ЕС – 325 млн. человек. На долю ЕС приходится 21% мировой торговли, для сравнения: на долю США - 20%. (см. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование межхозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М., 2000, с.236).

Структура ЕС:

1. Европейский совет. Вырабатывает стратегию развития, в него входят главы государств и правительств стран-участниц; министры иностранных дел; председатель Европейской комиссии; один из членов Европейской комиссии.

2. Европейский парламент. Депутаты избираются один раз в пять лет прямым голосованием населения стран-членов ЕС. Число депутатов от каждой страны постоянно, но зависит от численности ее населения. Например, ФРГ имеет 99 мест в Европарламенте, Люксембург – 6. Депутаты представляют различные национальные партии с собственными программами. Общее количество депутатов – 626. Европарламент обладает в основном консультативными правами, хотя около двух тысяч поправок, внесенных в европейские законы, вошли в национальные законодательства. (см. Политология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997, с. 151).

3. Совет Европейского Союза. Равнозначное название – Совеи министров, состоит из министров правительств государств-членов. Несет ответственность за принятие основных политических решений Союза на основе предложений, выдвигаемых Европейской комиссией. Совет министров обладает реальной властью – принимает окончательные решения по всем направлениям законодательства ЕС.

4. Европейская комиссия (КЕС). Исполнительный орган ЕС, обладает законодательной инициативой, несет ответственность за правильность применения положений Договора и решений институтов ЕС. Комиссия разрабатывает и реализует политику ЕС. В случае нарушений государством-участником условий Договора и решений ЕС, Комиссия может передать дело в Европейский суд.

5. Европейский суд. Является высшим апелляционным судом ЕС, обеспечивает правильность интерпретации и применения Договора, следит за соблюдением закона.

Цели ЕС:

- Полная ликвидация внутренних ограничений на движение товаров, капиталов, услуг и трудовых ресурсов; создание единого внутреннего рынка;

- Установление единых внешних тарифов, проведение общей торговой политики;

- Проведение общей политики в области рыболовства, сельского хозяйства, транспорта.

- Сближение законодательства стран ЕС;

- Проведение единой антимонопольной политики, защита от недобросовестной конкуренции;

- Проведение единой промышленной политики (создание транс- европейской сети, содействие проведению научных исследований);

- Проведение единой политики в области энергетики, туризма;

- Создание единой валюты;

- Проведение общей политики в области охраны окружающей среды;

- Проведение единой политики в социальной сфере: содействие высокому уровню занятости и социальной защиты, развитию здравоохранения;

- Содействие обеспечению высокого уровня образования и профессиональной подготовки;

- Обеспечение правовой защиты производителей и потребителей товаров.

 

В рамках ЕС национальные государства постепенно сближают законодательства, отказываются от своих функций и передают часть своих прав и функций наднациональным органам.

1994 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) переименовано в Организацию (ОБСЕ). В ее составе более 50 участников, ряды ОБСЕ расширились за счет новых независимых государств – всех бывших республик СССР и суверенных государств, образовавшихся в результате распада СФРЮ.

1996 г., март. – Президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России подписали в Москве соглашение об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

1996 г., апрель. – Президенты России и Беларуси подписали в Москве Договор об образовании Сообщества России и Беларуси.

1996 г., апрель. – В Москве прошла встреча глав государств и правительств стран «семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Япония) и России по вопросам ядерной безопасности.

1996 г., декабрь. – Совет безопасности ООН утвердил программу «Нефть в обмен на гуманитарные товары», предоставившую Ираку право продажи нефти на сумму 2 млрд. долларов.

1997 г., май. – В Париже подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Россией.

Развитие мирового политического процесса шло параллельно с развитием обосновывавших его теоретических концепций. Начало «холодной войны» со стороны Запада оправдывалось необходимостью «действия с позиции силы» по отношению к странам Восточной Европы.

Подъем национально-освободительного движения в начале 1960-х годов в странах Азии, Африки и Латинской Америки, ликвидация колониальной системы и возникновение множества молодых суверенных государств вызывали раздражение в бывших метрополиях и США. Президент США Дж. Кеннеди (1960-1963 гг.) в ответ выдвинул «концепцию новых рубежей», согласно которой «рубежи Соединенных Штатов Америки находятся за тысячи миль от ее территории». Так оправдывалась экспансия США в Африке.

В конце 1970-х – 1980-х гг. США и НАТО навязывали миру концепцию «баланса сил». Во второй половине 1980-х годов СССР выступил с инициативой отказа от «баланса сил» в пользу «баланса интересов» в международных отношениях. В духе нового мышления СССР предложил НАТО активнее использовать потенциал СБСЕ как механизма мира и развития международного сотрудничества. Этой позиции придерживается и современная Россия. Сейчас пространство ОБСЕ – это государства, расположенные на территории от Владивостока до Ванкувера, обладающие серьезными политическими и экономическими ресурсами. Однако, США по-прежнему делают ставку на военно-политический союз НАТО, планируя его дальнейшее расширение на Восток.

В настоящее время экспансия НАТО формулируется Западом как «продвинутая стабильность». Если перевести эту формулу на понятный язык, она означает, что НАТО продвигает на Восток демократические ценности: рыночную модель экономики, либеральную политическую систему, свободу личности; западные ценности в обмен на понимание интересов стран НАТО. «Продвинутая стабильность» имеет другое официальное название – «концепция протянутой руки», она означает, что Запад протягивает руку помощи реформируемой Восточной Европе, которая в знак благодарности не должна противостоять расширению НАТО. По существу, это концепция «нового сдерживания», ее цель – ограничить национальную безопасность независимых государств.

 

 

Национальная безопасность: понятие, виды. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

В политологии существует несколько определений национальной безопасности.

Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Национальная безопасность – положение страны, при котором ей не угрожает опасность войны либо другое посягательство извне на существование, суверенное и независимое развитие.

Национальная безопасность – состояние государства, позволяющее ему сохранить свою целостность и выступать самостоятельным субъектом системы международных отношений.

Национальный интерес – осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Выразителем национального интереса является государство.

По сфере реализации безопасности различают следующие ее виды:

- социально-экономическая (защита жизни, благосостояния, собственности);

- политическая (защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности);

- экологическая (защита среды обитания);

- гуманитарная (защита прав, свобод, культурных ценностей, общественной морали);

Концепция национальной безопасности Российской Федерации разработана комитетом по безопасности Государственной Думы РФ, утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 года.

Концепция национальной безопасности РФ – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В документе сформулированы важнейшие направления государственной политики России.

Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве.

Документ включает IV раздела:

I – Россия в мировом сообществе;

II – Национальные интересы России;

III – Угрозы национальной безопасности Российской Федерации;

IV – Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

В I разделе – Россия в мировом сообществе – отмечается, что после окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции: первая – к многополярности мира; вторая – к доминированию США в мировом сообществе, рассчитанная на односторонние, прежде всего, военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход норм международного права. Подчеркивается, что Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира.

В настоящее время объективно сохраняется общность интересов России и других государств по проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, содействие предотвращению и урегулированию региональных конфликтов, объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом, решении острых экологических проблем.

В разделе II Концепции дано определение национальных интересов России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, информационной, военной, пограничной, экологической сферах. Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики.

В разделе III – Угрозы национальной безопасности Российской Федерации – особое внимание уделено основным угрозам в международной сфере.

К ним относятся:

- стремление некоторых государств и международных союзов принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности – ООН и ОБСЕ;

- усиление военно-политических союзов(расширение НАТО на восток);

- возможность появления в непосредственной близости от границ России иностранных военных баз и воинских контингентов;

- распространение оружия массового уничтожения;

- ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

- возникновение и расширение конфликтов вблизи государственных границ СНГ;

- притязания на территорию РФ;

- попытки других государств помешать реализации национальных интересов России и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе;

- возрастающую угрозу национальной безопасности России представляет международный терроризм;

- серьезную опасность представляет стремление ряда стран вытеснить Россию с внешнего и внутреннего информационного рынка, разработка некоторыми государствами концепции информационных войн.

В разделе IV – Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации – определен внешнеполитический аспект. Особое значение придается:

- упрочению ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами в первую очередь через структуры ООН;

- обеспечению благоприятных условий для социально-экономического развития страны;

- полноправному участию России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

- содействию по урегулированию конфликтов;

- достижению прогресса в переговорах о контроле над ядерным вооружением, укреплению стабильности в мире на основе выполнения государствами международных обязательств.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы по программе подготовки | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.