Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие советской социологии




В 1920 и 1926гг. в СССР были проведены переписи населения, к-ые дали интересную соц статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т. д. Важное значение имел выход в свет ж-ла «Статистика труда» и др аналогичных изданий по статистике, в к-х содержался большой фактический материал об изменениях в соц структуре общ-ва.

В 20-30 гг. проводились также социально-эк-ие и социально-этнограф исследования. Была выявлена роль соц ф-ра в производственной деятельности чела. Эти иссле-ия получили м/народ признание.

Однако формирование авторитарного режима, административной с-мы упр-ия всеми сферами жизни отрицательно сказалось на социологии. В 1922 г. многие авторы высылаются за рубеж (Сорокин, Струве, Бердяев, Булгаков), в 1924 г. запрещают преподавание социологии в вузах, в 1936 г. социология названа лженаукой, с тех пор понятия и теории социологии рассматрив-ся только на фил-ком ур-не. Социологич м-ды конкр иссл-ия изъяты из обращения. На изучение явлений, процессов соц жизни наложен строжайший запрет. Причины этих печальных для социологии событий – несовместимость с диктатурой. Н-р, официальные показатели вала свидетельствовали о росте, соц же показатели говорили об обратном. Хотя кое-какие исследования проводились, они не использовались открыто, а доводились до директивных органов, результаты этих обследований использовались для выработки внутренней политики режима.

Перерыв в р-ии социологической мысли в СССР продолжался до к 50-х - н 60-х гг. С началом «хрущёвской оттепели» происходит возрождение СИ. Парадокс: СИ существуют, а социология как наука – нет. Поэтому ввели следующие опр-ие социологии – наука, занимающаяся конкретными СИ. В это же время в нашу страну приглашаются зап социологи (Мертон). Появляются работы наших (Ядов, Грушин. Выход в свет 2-хтомника «Социология в СССР» Осипова), в 1962 официально учреждена Советская социологич ассоциация. Значит часть соц инф-ии осталась в архивах – проблема экологии, отчуждение труда, р-ие националистических тенденций и т. д. 1969 г. – институт СИ АН СССР. Затем при отраслевых и промышленных министерствах, на крупных предприятиях, стройках, во многих вузах стали работать социологич службы. В университетах введены спецкурсы по прикладной социологии. Первые учеб пособия для студентов: Осипов «Теория и практика СИ в СССР», коллективные труды «Рабочая книга социолога» и др. С 1974 г. выходит ж-л «СИ», гл редактор Харчев.

Ещё одно наступление на социологию после периода оттепели. Резкое сокращение публикуемых работ, снизилось кач-во СИ. Но на 27 съезде КПСС было обращено внимание на важность изучения проблем соц сферы. Встал вопрос о восстановлении прав науки, снят запрет на р-ие теоретической социологии.

Институт СИ преобразован в Институт социологии (1991).

27. Творчество П.А.Сорокина (российский период)

П. А. Сорокин (1889-1968) – видный рус и амер социолог. 1919 – основал социолог ф-т, в 1922 г. за полит прошлое и за остр научно-публицистические статьи выслан из Р. Творч эволюцию можно разделить на 3 этапа. Нас интересует именно первый, русский этап, где С. создаёт неопозитивистскую модель социологии. Работы: «Преступление и кара, подвиг и награда», «Самоубийство как общественное явление», «Общедоступный учебник по социологии», «Голод как фактор», «С-ма социологии» (2 т.) – венец русского периода.

Для понимания теоретико-методологических основ необходимо помнить о той науч традиции, в к-ой формировался С. (Де Роберти, Ковалевский, Михайловский, Лавров, Петражицкий + учение Конта и Дюркгейма). Также непосредственный соц опыт самого С. – революции, мировая и гражданская война.

В своей работе «С-ма социологии» выделили 5 принципов социологии:

3. Социология д. строиться по типу естественных наук, объекты разные, методы одни.

4. Социология – наука теорет.

5. Социология – объективная наука.

6. Социология д. прекратить философствование.

7. Разрыв социологии с идеей «монизма». Благодаря этим принципам социология д показать, что она есть наука цельная, законченная.

Особенно важным, по мнению С. выделение предметной обл. Для этого нужно ответить на 3 вопроса: какие явления изучает социология; почему для этого необходимо отдельная дисплина; связь с др соц науками. Предметом социологии, по С., выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорг и орг природе.

С. выделяет структуру социологич знания. Социология, по его мнению, делится на теорет (изучение с т.зр «сущего») и практич. (с т. зр. «должного»). Теорет, в свою очередь, вкл в себя соц аналитику, соц механику и соц генетику.

Соц аналитика изучает структуру соц явления взятых в пространстве, т.е. статистически, делится на 2 подотдела: 1) – изучение простейшего соц явления; 2) – сложные единства (комбинация простейщих явлений).

Соц механика изучает процесс взаимодействия людей, их поведение и те силы, к-мы оно вызывается. Соц механика классифицирует ф-ры поведения, определяет влияние каждого фактора на поведение ч-ка, группы.

Соц генетика опр линии р-ия и объясняет причины отклонения от этих линий.

Прикладная социология д/б дисциплиной науч-го упр-ия общ-вом.

Основа социологич анализа – соц поведение, соц взаимодействие. Взаимодействие возможно 1) – при наличии 2-х или более индивидов; 2) – наличие актов, ч/з к-ые происходят взаимные переживания и поступки. Акты представл собой реализацию психич энергии и являются, в то же время, раздражителями. Акты-раздражители делятся на акты терепения-воздежания; продолжительного и мгновенного действия; интенсивные-слабые; сознательные-бессознательные; 3) – наличие проводников (передача реакции от одного индивида к др. ч/з язык, письменность). Соединение этих 3-х ф-ов образует соц с-му. Особое внимание акцентирует на роли потребностей как мотива поведения. Разработал с-му потребностей (удовлетворения голода и жажды, половая, самозащиты, общения и др.).

С. классифицирует вз/действие по разл основаниям. В зависимости от первого структурного компонента вз/действие делится на: вз/действие м/у 2-мя индивидами; м/у одним и многими; м/у многими и многими. В зависимости от природы акта вз/действия м/б: односторониими/двусторониим длительным/временным; антагонистическим/солидарным; шаблонным/нешаблонным; сознательным/бессознательным. В зависимости от проводника – звуковым, светоцветовым, тепловым и т. д.

Связь м/у структурными компонентами вз/действия образует коллективное единство. М/б однорасовые, однополые, одновозрастные единства, пассивные и активные, связанные звуками.

С. выделят 3 ур-ня вз/действия: 1)- межиндивидуальные отношения; 2)- комбинация элементарных групп; 3)- отношения м/у кумулятивными гр (классы, нации, элита). Индивид оказывается членом множества групп, к-е м/б закрытыми (пол), открытыми (партия) и полузакрытыми (сословие). Общ-во не м существовать без неравенства. Равенство – миф. Кроме стратификации общ-во х-ся мобильностью (соц перегруппировка), к-ая бывает горизонтальной и вертикальной. Стратифик и мобильность необходимы для функционирования и стабильности каждого правящего слоя, высшее проявление мобильности – смена классов власти.

Проблемы личности и общества решает по-своему: «Общ-во сущ-ет как с-ма вз/действующих единиц, без к-х оно не мыслимо».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.