Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Великая западная схизма и кризис папства




Автономизацияя национальной идеи, деклерикализация европейского общества в XIV в. и их значение для организационной структуры Католической церкви. Прагматическая санкция и Болонский конкордат

Борьба за папскую теократию и Авиньонское пленение пап. Централизация папской власти

XII-XIII вв. – пик могущества пап. Оно вдохновляло крестовые походы, активно вмешивалось во внутренние дела христианских государств, собирало регулярную подать. В отношении непокорных государей широко применялась практика отлучения от церкви, запрет участвовать в церковных обрядах. Действовала теория о непогрешимости пап. Однако к концу XIII века папство столкнулось с новой мощной силой – зарождающимися централизованными монархиями.

После столкновения с французским королем Филиппом IV Красивым Папская церковь перешла под контроль Франции. Начался период, получивший название «Авиньонское пленение пап» (с 1309 по 1377), когда резиденция глав католической церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне. В Авиньоне папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в беспокойном Риме, где происходили острые конфликты между аристократическими родами. К тому же Папское государство в центре Италии тогда фактически распалось.\

Авиньонский период в истории папства мало напоминал реальный плен, скорее это было сотрудничество пап с сильными французскими королями. Все папы этого периода были французами, французское большинство было и в коллегии кардиналов, избиравших пап. Немало кардиналов служило ранее при королевском дворе. Папы выполняли важные дипломатические миссии в пользу французского короля, были исполнителями его воли. К этому времени папство утратило былую роль в политической жизни Европы. Однако как внутрицерковный институт оно усилилось. Власть пап в церкви приобрела поистине монархический характер. Епископы и аббаты отныне не избирались местным духовенством и монахами, а назначались папами. Значительно увеличились доходы папской казны, был создан центральный финансовый орган папской администрации. С помощью непомерно разросшегося бюрократического аппарата своей курии папы контролировали все сферы церковной жизни. Именно авиньонские папы перешли к широкой торговле индульгенциями, открыто торговали доходными церковными должностями. Тогда же было объявлено ересью учение о том, что Христос и постолы не обладали имуществом. В этот период впервые появляются идеи о необходимости церковных реформ.

 

Ещё в XIII в. возвращается понятие «родина» (patria). В эпоху Средневековья оно изменило вассальные связи вытеснили идею patria, хотя само слово не исчезло, и только в XIII в. юристы провозгласили, что обязанность защищать родину выше вассальных обязательств.

Однако в церковном языке понятие «раtriа» сохраняло прежний смысл. Христианин был гражданином другого мира. Его настоящая родина – царство небесное, Небесный Иерусалим. Но постепенно происходила секуляризация понятия «раtriа». Церковная идея стала светской. Политики стали использовать силу религиозного чувства в откровенно политических целях нового мистического тела территориальной национальной монархии. Во Франции возник культ королевской династии. Французские «христианнейшие короли» были наследственными защитниками церкви. Церковная идея «мистического тела» была перенесена на политические общности.

Национальная монархия прославлялась в квазитеологических терминах. Она обзавелась своими теоретиками, что служило выгоде императора Германии, выступавшего против полноты папской власти: защита мира, которая, согласно блаженному Августину, является задачей Града Божия, теперь передоверялась императору.

Уильям Оккам выступивший во францисканских спорах относительно собственности и бедности на стороне противников папы, через несколько лет после появления описанной выше политической доктрины дал ей богословское обоснование. Император принимает власть непосредственно от Бога – через согласие народов. Таким образом, речь идет о деклерикализации мира и власти. Такую же позицию занимает и Данте: «Светская власть монарха без всякого посредства нисходит на него из источника власти вселенской» Данте предпочел встать на сторону вселенской монархии. Это и есть то, что мы называем вызовом неоцезаризма. В то время как пронизанные новым мирским духом политическая философия и богословие уверенно прокладывали себе дорогу среди противоречий более сильных, чем противоречия XIV века, Церковь не смогла достойно противостоять вызову, брошенному ей суверенами. Вступив в эпоху самого тяжелого за всю свою историю кризиса, она сначала попала в рабство, а затем пережила раскол.

В XV в. папство практически полностью уступило свой контроль над церковью во Франции и Испании монархам этих могущественных национальных государств. В 1439 г. французский король Карл VII собрал высшее духовенство Франции в Бурже, где была принята Прагматическая санкция. Этот документ отменял уплату папских налогов, отрицал право апелляций к Риму, а также заменял право папы контролировать выборы на церковные должности соответствующим правом короля.

В 1516 г. Франциск I и папа Лев X заключили Болонский конкордат, которым отменялась Прагматическая санкция, но который сохранял королевский контроль над церковью во Франции. Король сохранял за собой право номинации, а папа — право утверждения архиепископов, епископов и аббатов.

Фердинанд и Изабелла аналогичным образом расширили свой контроль над церковью в Испании, получив право раздавать церковные бенефиции, осуществляя полный контроль над церковью в Новом Свете и Гранаде, запретив публикацию папских булл без королевской санкции и отрицая право обжалования приговоров испанской инквизиции в Риме.

 

После возвращения папы Григория из Авиньона в Рим разразился серьезный кризис папства, как института. Его результатом стала «великая западная схизма» (1378–1417), которая существенно ослабила папство и привела к возникновению новой концепции церковного управления, отрицавшая полноту власти папы и передававшая ее общецерковным соборам.. После смерти папы Григория XI шестнадцать кардиналов в Риме собрались на конклав, чтобы избрать преемника. Пока они заседали, римская чернь, опасаясь, что французское большинство вновь выберет француза и переедет обратно в Авиньон, стала требовать избрания папы-итальянца. Кардиналы единогласно избрали неаполитанца, архиепископа Бари, принявшего имя Урбана VI. Новый папа оказался начисто лишен благоразумия и такта. Его высокомерное поведение и необъяснимые выпады против кардиналов заставили последних пожалеть о сделанном выборе. Покинув Рим, кардиналы собрались в Ананьи. Там они пришли к заключению, что избрание Урбана VI из чувства страха перед римской толпой следует считать недействительным. Поэтому они вновь собрали конклав и избрали папой французского кардинала Роберта из Женевы, который принял имя Климента VII и удалился в Авиньон. Урбан отлучил от церкви Климента и его сторонников, а Климент проделал то же самое с Урбаном и сторонниками последнего. В целом раскол произошел по национальному признаку, так как Франция и ее союзники поддержали авиньонского папу, а итальянцы и противники Франции – римского. Наиболее важным последствием великой западной схизмы явилось ослабление власти и престижа папства и возросшее могущество кардиналов. Христиане были смущены зрелищем двух претендентов, борющихся за папский престол, – при том, что церковь осуждала подобную борьбу мирских владык за свои троны. Климент и Урбан не только использовали в борьбе друг против друга отлучения от церкви, но и посылали друг на друга войска. Духовные лидеры христианского мира желали положить конец расколу, однако никто не знал, как это сделать. Одновременное добровольное отречение обоих соперников было бы наиболее здравым решением, поскольку в этом случае кардиналы с обеих сторон могли бы встретиться и избрать нового папу. Однако этот план невозможно было привести в действие, так как соперничавшие «папы» отказывались поверить в добросовестность отречения противника, а преемником Климента VII в Авиньоне стал Бенедикт XIII (1394–1424) – человек старый, несговорчивый и неуравновешенный. В конце концов, обе коллегии кардиналов собрали подчиненных им епископов на общий объединительный собор в Пизе (1409). Неспособность обоих пап преодолеть схизму, естественно, наводила на мысль об общецерковном соборе как о единственном способе разрешения проблемы. Стала звучать точка зрения, что церковь - это совокупность всех ее членов, которым и принадлежит верховная власть. Папы – высшие руководители церкви, однако они не наделены абсолютной властью и подчинены высшей власти церкви как единого целого, чью волю выражает общецерковный собор (подобно тому, как парламент выражает волю народа в государстве). Тем самым общецерковный собор стоит выше папы: он может низложить папу, и он устанавливает (и изменяет) обязанности и сопутствующие им права пап. Пизанскому собору не удалось прекратить схизму. Он провозгласил низложение обоих пап, римского и авиньонского, и избрал «пизанского» папу Александра V. Поскольку ни один из конкурентов не подчинился этому решению, после 1409 существовало уже три папы. В 1414 император Сигизмунд созвать Констанцский собор. Собор осудил всех троих пап и они были низложены. В конце концов, в 1417 кардиналы вместе с 30 делегатами собора избрали Мартина V – первого общепризнанного папу за 40 прошедших лет.

Кризис папства. Но последствия раскола оказались неисчислимы. Они были психологическими: взаимные отлучения и опасность отойти в мир иной без последнего причастия в ту эпоху, когда умирали часто и внезапно, смущала умы.

Они были экклезиологическими: с подозрением относившиеся к папству епископы и государи доверяли лишь Собору, а консилиаризм расшатывал церковное управление.

Наконец, они были теологическими: в Богемии появился Ян Гус, а в Англии — Джон Уиклиф. Эти клирики в какой-то степени восприняли и воплотили дух секуляризма. Мученичество Яна Гуса, сожженного на Констанцском Соборе, превратило его в народного героя и лишь сильнее разожгло пламя чешского национализма.

Реакция народа: повышается ценность реликвий. Люди перебирали четки, накапливали добрые дела или собирали индульгенции; это вселяло уверенность и оберегало в случае внезапной смерти, после которой, согласно верованиям того времени, душа должна была попасть в Чистилище.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 2700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.