КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Папская экклезиология (папа в Католической церкви) и янсенизм
Государственный абсолютизм и его значение для церковной организации Начиная с XIV—XV веков происходит постепенное развитие теории государства. К XVII в. формируется философия власти, которая нашла свое выражение у англичанина Томаса Гоббса: в своём «Левиафане» он показывает, что государство есть лучший защитник индивидуальных интересов и что оно освобождает от страха первобытного хаоса. Государство в XVII веке совпадает с нацией, отечеством, короной или властью. Оно доходит и до экономики, которую начинает поглощать посредством политики меркантилизма. Такой порядок возобладал благодаря утверждению строгого принципа «чья власть, того и вера» (впервые он был применен при заключении Аугсбургского мира (1555) в Германии между католиками и протестантами, отделившего лютеранскую Европу от Европы католической). Формируется программа абсолютизма – «один закон, одна вера, один король». Вера оказывается заключенной между зданием права и тем институтом, который хотя и желает быть укорененным в сакральном, но по сути своей остается светским. В первой половины XVII в. в Европе шли постоянные политико-конфессиональные конфликты: Тридцатилетняя война, Фронда во Франции, революции в Англии и пр. Как только эти конфликты были разрешены или сведены к минимуму, в Европе установился абсолютизм (а вместе с ним – «кризис европейского сознания», 1670-е - 1715 год (год смерти Людовика XIV)), что имело тяжелые последствия для Церкви, которая должна была найти себе место рядом с институцией, по определению не терпящей соперников. Так начинается глухая, трудно определимая и распознаваемая, но реальная борьба, являющаяся ответом на ущемление прав Церкви, которое стало последствием абсолютизма.
Кардинал-иезуит Роберт Беллармин (1562-1621) утверждает светские права папы в духе средневековья и превозносит благотворные последствия христианского государства, воистину подчиненного духовному в гармонии двух властей. Он также дает определение Церкви, в которое вводит папу в качестве главы тела и викария ее Главы par excellence — Христа. Галликане будут упрекать Беллармина за то, что он придавал чрезмерное значение одному элементу, касающемуся лишь земного существования Церкви. Правда то, что Беллармин подчеркивает видимый аспект Церкви, ее понтификальное и монархическое измерение, даже если это несколько смягчено существованием аристократии и выборностью. Католическая верность сужается до концепции Церкви как общества верующих, а не как таинства прежде всего. В то же время получает развитие идея папской непогрешимости. Янсенизм возник как реакция на труд испанского иезуита Луиса Молины «Согласие свободной воли с дарами благодати» (1588), в котором он преуменьшает последствия первородного греха. Название движения происходит от имени голландского богослова Корнелия Янсена: его посмертно изданная работа «Августин» (1640) является громоздким опровержением Молины. С точки зрения теологии, янсенизм представляет собой доктрину, построенную на тонких различениях и соотношениях между свободой и благодатью, которые были противопоставлены уже в V веке проповедником благодати Августином и защитником свободы и природы монахом Пелагием. Во Франции янсенизм с самого начала оказался в политической оппозиции по отношению к абсолютной монархии. Но конфликт на теологическом уровне разразился позднее. Янсенисты располагали двумя цистерцианскими монастырями.
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |