КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исихастские споры
Флорентийская уния К началу XV в. Византийская империя была окончательно стеснена турками. Византийское правительство искало помощи на Западе, преимущественно у пап. Иоанн VI Палеолог (1425 – 1448) решился под предлогом соединения Церквей получить помощь от западных государей. После долгих переговоров место собора назначили в Ферраре. В конце 1437 г. в Феррару отправились император Иоанн Палеолог, Константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные от восточных патриархов и несколько греческих епископов. На собор отправился и русский митрополит Исидор. До открытия собора происходили частные совещания между греческими и латинскими отцами о вероисповедательных разностях. На этих совещаниях выделялись Марк Эфесский (не хотел делать никаких уступок пользу латинского учения) и Виссарион Никейский. С западной стороны активными участниками дискуссий были кардинал Цезарини и епископ Торквемада. 8 октября 1438 папа открыл собор, хотя никто из западных государей не приехал. Главным спорным вопросом стало по традиции filioque. Но затем в Ферраре появилась чума, и папа перенес собор во Флоренцию (1439). Виссарион Никейский согласился, что латинское выражение и от Сына соответствует греческому «чрез Сына». Император убеждениями и угрозами заставлял принять унию. Был составлен акт соединения Церквей, где было изложено латинское учение о Светлом Духе и главенстве папы. Несмотря на то, что иные святые отцы отказались её подписать, уния считалась свершенной. Но после возвращения греческих епископов в Константинополь многие из них отказались от унии. Несогласные сгруппировались вокруг Марка Эфесского. В 1443 они составили в Иерусалиме собор, на котором произнесли отлучение на всех приверженцев унии. После смерти Марка в 1444 противников унии возглавил Георгий Схоларий (будущий патриарх). Палеолог возводил на патриарший престол одного за другим приверженцев унии – Митрофана Кизикского и Григория Мамму. При Константине XI Палеологе (1449 – 1453) восточные патриархи еще раз осудили унию на соборе Константинополе (1450) и возвели на патриарший престол православного Афанасия. В 1484 г. Собор в церкви Паммакаристос, созванный патриархом Симеоном I, признал Флорентийский собор неканоническим, а Флорентийскую унию недействительной.
Около 40х гг. XIV в. в Константинополь прибыл из Калабрии монах Варлаам, любитель философии и Аристотеля. До этого он был Фессалониках и посетил Афон. Здесь он услышал, что афонские пустынники удостаиваются созерцания божественного света телесными очами, приготовляясь к этому искусственными средствами. Варлаам начал упрекать этих монахов в ереси, называя их исихастами (по-гречески – «спокойствие»). Он даже донес на них императору Андронику III и Константинопольскому патриарху Иоанну. В 1341 был собран в Константинополе собор по этому делу. Сторону афонских монахов принял Григорий Палама, державшийся созерцательного, мистического направления. Палама утверждал, что видимый телесными очами монахов свет есть божественный, несотворенный (как свет на горе Фаворе во время Преображения Господня). Варлаам обвинял Паламу в двубожии. На соборе, однако, поставили вопрос: видимый тесными очами свет – божественный и несотворенный или сотворенный? Палама утверждал, что свет – принадлежность Божества – несотворенный. Собор принял его сторону. Варлаам удалился в Калабрию и перешел в латинство. Споры не окончились. Ученик Варлаама Георгий Акиндин продолжал его дело, поэтому в том же 1341 г. был созван еще один собор, где его осудили. Учение Паламы утверждено. Вскоре умер император Андроник, за малолетством его сына государством управляли его мать Анна и опекун Иоанн Кантакузин. Анна и патриарх Иоанн приняли сторону варлаамитов, а Кантакузин – паламитов. В 1345 г. Патриарх и императрица успели собрать собор, где осудили Паламу. Но в 1347 уже Кантакузин сам сделался императором, созвал собор, где Палама одержал полную победу (несмотря на то, что варлаамитов защищал известный ученый того времени Никифор Григора). Знаменитый писатель того времени Николай Квасила также принял участие в полемике. После ухода Кантакузина в монастырь в 1355 споры окончились сами собой.
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |